О любви, свободе и судьбе. В Магнитогорском театре оперы прошла премьера «Кармен» Жоржа Бизе
– Для меня предложение о роли Кармен стало большой неожиданностью, – говорит певица, – все-таки это знаковая партия для меццо-сопрано, а я, хоть и драматическое, но сопрано. Но, спасибо композитору за то, что он написал второй вариант этой партии, который звучит выше – его вы и услышите в моем исполнении.
Появились в опере и новые персонажи.
– Я бы не хотела их как-то интерпретировать и давать им название, потому что каждый зритель должен определить их для себя сам, – убеждена Алла Чепинога. – Есть среди них и маленькая девочка с абсолютно белыми волосами. Возможно, это и не прообраз Кармен в детстве, а, может быть, это следующая Кармен или вовсе инфернальный персонаж. Каждому зрителю здесь будет, о чем подумать. Эта опера сложна, здесь есть разные смысловые пласты. Тема рока, судьбы в опере «Кармен» когда-то очень сильно запала в душу Петра Чайковского, и если бы не было «Кармен», не было бы и «Пиковой дамы», эти оперы очень похожи, в них звучит вопрос о том, имеем ли мы право поменять судьбу или все предрешено.
Многие решения спектакля рождались в дискуссиях, которые сознательно провоцировала режиссер, ведь именно в дискуссиях иногда рождается что-то новое и интересное. Тем более, Алла Чепинога убеждена: артисты – люди с очень богатым внутренним миром, и со временем все чаще прислушивается к их пониманию сценических образов.
Дирижер-постановщик Эдуард Нам провел большую работу над музыкальной частью спектакля, в том числе, исследовательскую. «Кармен» идет на русском зыке, и из пяти существующих переводов текста оперы с французского выбрали тот, который наиболее удобен для исполнения и логичен. Были открыты многие купюры, например, в спектакле теперь есть хор мальчиков в начале первого действия – на магнитогорской сцене он ранее никогда ранее не присутствовал. В исполнении сцены участвует хор мальчиков «Соловушки Магнитки» под руководством Веры КОЖЕВНИКОВОЙ. В целом спектакль теперь идет почти в том же объеме, в котором его задумывал автор.
Юлия Логинова, в качестве хореографа-постановщика работавшая над музыкальным спектаклем «Горячие сердца», впервые занималась постановкой оперы. В творческом тандеме с режиссером родилось немало ярких идей, которые прошли через сито обсуждения и отбора. В результате артистам пришлось несколько отойти от канонов классического балета, дабы создать на сцене таинственно-мистическую атмосферу. Вовсе не второстепенную роль играет в спектакле и театральный хор, артисты которого активно вовлечены в сценическое действие и вновь демонстрируют высокое профессиональное мастерство.
Премьера «Кармен» с аншлагом прошла 24, 25 и 26 ноября, следующие показы оперы состоятся 31 января и 1 февраля.