Я сплету свой мир. Макраме в Магнитогорске обретает новый смысл
– Там мы нашли свою целевую аудиторию и вспорхнули, поняли, что надо делать что-то большое, – говорит Катя Кудрявцева. – Первое время можно жить на энтузиазме, пусть даже ты ничего не зарабатываешь, но эти восторженные отклики дают ресурс.
Полтора года девушки работали каждая у себя дома, но когда количество изделий и материалов начало создавать неудобство, появилась идея своей мастерской. Сняли студию и создали здесь свой прекрасный мир с творчеством и мастер-классами для детей и взрослые.
– В первое время тяжело себе репутацию заработать, но потом, когда она появляется, начинает работать «сарафанное радио», и пошло-пошло-пошло… – улыбается мастерица.
Вот одна из учениц – первоклассница Арина узнала про макраме в творческом лагере студии «Artlisa» Люси СЕРГЕЕВОЙ, в который пришли с мастер-классами Катя и Катя. Сейчас девочка ходит на занятия, а свои творения – фигурки животных, ободки и браслеты хранит дома и дарит подружкам.
Путь ремесленника
Муж Екатерины Кудрявцевой – дизайнер, работает на себя, и он был только рад, когда жена решила открыть свое дело. Именно с его легкой руки появилось название бренда «Дориме макраме», логотип, фирменная упаковка. В любой трудный момент Артем говорил жене: «Продолжай! Я в тебя верю!». Кате Григорь было сложнее – она сама себе хозяйка и отвечает только за себя, в случае чего позаботиться будет некому. Но бояться вместе проще, девушки решились и не прогадали.
Девушки брались за любые заказы, открывали свои страницы в соцсетях, на Авито, на портале «Ярмарка мастеров», изготавливали все – от игрушек до мебели, проводили мастер-классы, но в какой-то момент назрела необходимость выбрать свое, более узкое направление, чтобы совершенствовать мастерство, а также определить свою целевую аудиторию.
Девушки прошли обучение на курсах «Азбука предпринимательства» а в октябре прошлого года Екатерины вошли в число 25 мастеров из Челябинской области, прошедших отборочный конкурс на участие во всероссийском акселераторе «Путь ремесленника», направленном на совмещение традиции и современности. Главная задача, поставленная перед участниками – переработать традицию и создать свой, актуальный продукт, который может найти место в современном интерьере.
В течение 6 недель под руководством специалиста по дизайну Марины ШАМСУТДИНОВОЙ и бизнес-наставника Ирины КОРОТЕНКО девушки обретали свой путь: погружались в историю макраме, изучали творчество других мастеров, народную культуру, разрабатывали как конкретное изделие, так и бизнес-план дальнейшей работы.
Огромное значение для любого мастера имеет насмотренность и чувство вкуса. Вдохновение можно найти в любом виде искусства, и тут для девушек стало отличной базой образование – отделение русского языка, литературы и МХК филфака. Помогло и экономическое образование одной из подруг.
Магия узелка
В славянской культуре узлы имеют особое значение – созданные как обереги с глубоким смыслом, помогающие в любви, семейной жизни, привлекающие здоровье и успех в делах, они называются наузы. С приходом христианства особая узелковая магия была признана языческой и канула в Лету, но не забылась совсем.
Древние практики использую мастерицы и сейчас. Например, у Екатерин есть коллекция ангелочков, у которых в руках специальные узлы, завязанные на любовь, здоровье, успех в делах. И практически в любом их изделии есть спрятанное послание – узелок со смыслом, благодаря которому предмет интерьера обретает волшебную силу и уникальность.
Таким, например, стал созданный в рамках акселератора дипломный проект – абажур «Семейный оберег». Его идею мастерицы почерпнули из традиционного казачьего женского костюма со множеством юбок. Так же и в абажуре есть «нижняя юбка» – белая, ажурная, с традиционными наузами «ладушки», приносящими в дом любовь и взаимопонимание, и верхняя, темно-красная, плотная, лаконичная, отгораживающая семейное счастье от невзгод внешнего мира.
Своя магия есть и у студии. Попав в творческое окружение, «Дориме макраме» начала создавать творческие коллаборации и вокруг себя – сплетая свою судьбу, девушки приплетают в нее и других.
В их студии много изделий мастеров города: керамика студии «Твой портрет», большой стол, за которым проходят мастер-классы авторства столяра Юлии ГУСЕВОЙ. Вместе с ней девушки создают и светильники: Юлия делает основание из дерева, а Екатерины плетут к ним абажуры.
Кстати, однажды была история, когда один такой абажур стал началом большого ремонта. Покупательница очаровалась торшером из макраме настолько, что решила заказать полный дизайн квартиры, куда бы светильник идеально вписался.
Макраме со смыслом
В интерьере макраме широко применимо – панно для украшения стен, абажуры, плетеные столы и стулья, подвесные кресла, а помимо этого есть Макро-макраме – изделия для больших пространств из толстых веревок и канатов и Микро-макраме – создание украшений из тончайших нитей с использованием бусин и кабошонов, а еще – изготовление одежды и аксессуаров, можно сплести даже свадебное платье. Как правило, мастера сначала увлекаются всем, а потом находят свою нишу, выбирают какое-то одно направление и полностью посвящают себя ему, и в мире макраме уже есть имена, подобные Фаберже в ювелирном деле или Шанель в мире моды.
Екатерины создали свой бренд, и он уже звучит не только в Магнитогорске – их изделия радуют своих хозяев от Москвы до Камчатки.
– Мы нашли свое в людях, которые делают у нас заказы и вдохновляют на необычные проекты, – говорит Екатерина Кудрявцева. – Например, говорят: «Сделай нам дирижабль или воздушный шар!» И это взрыв мозга! Как? И вдохновляешься настолько, что все мысли только об этом.
В основе светильника-дирижабля для детской заказчица предлагала бумажный светильник из «Икеи», но мастерицы убедили – бумага не выдержит, провиснет, лучше создать металлический каркас и на нем плести изделие. Так и появился плетёный дирижабль: по веревочной лестнице карабкается юный путешественник, а под ним корзина, сделанная мастерицей Анной КУМАКШОВОЙ из старых досок.
Сейчас мастерицам задали задачу: зеркало макраме с подсветкой.
– Мы пока не знаем, как, но мы обязательно сделаем! – смеются они.
Так и работают они вместе, две девушки, влюбленные в магию узелкового плетения, у которых любовь, доверие, дружба и совместное творчество сплелись воедино.
– Для меня это такой образ жизни, который помогает найти баланс между работой и семьей, что для женщины очень важно, – говорит Екатерина Кудрявцева. – Пока не было ребенка, а муж терпел, я могла уделять время службе, куда уходило все мое внимание, время и силы, задерживалась по вечерам, работала в выходные, и времени на семью уже не оставалось. И я очень рада, что моя работа легко совмещается с семьей. Свободный график – просто мечта для женщины с малышом.
Из истории
Название макраме происходит от арабского слова, означавшего тесьма, бахрома, кружево.
Узелковое плетение – одно из древнейших в истории. Древние люди плели из лозы, лиан, трав, ремней из шкур животных, а основные узлы сформировались с периода Античности до Средних веков. Многими народами узлы использовались как средство передачи информации. Узелковым письмом пользовались индейцы, китайцы, финны и наши предки – славяне. Это стало основой для многих фразеологизмов – сплетать сюжет, запутать смысл, нить повествования, клубок песен, завязка и развязка, а берестяные короба, в которых хранились узелковые повести, привели к выражению «наврать с три короба». Также наши предки вели с помощью веревок и узлов налоговый учет.
Узелковое плетение применяли при создании украшений, есть подобные элементы в архитектуре, декоре, аксессуарах воинской формы, оформлении книг. На Руси существовало 40 профессий, связанных с плетением узлов. Огромное значение оно имело в мореходстве.
История плетеных изделий интерьера началась во Франции в XVII веке, затем они распространились по всей Европе, а в конце XIХ века появились в России. Особый расцвет макраме пережило в 1960-80 годах, а в XХI веке обрело новую жизнь.
- Уход за макраме очень прост: пропылесосил, стряхнул пыль или прошел липким валиком для одежды – и изделие опять как новое!
- Многим макраме кажется занятием для выработки мелкой моторики и усидчивости у детей или для развлечения старушек. Однако сегодня это целая инфраструктура, направление дизайна, позволяющее создавать предметы интерьера и одежду. Новый толчок развития этот вид творчества получил в Европе благодаря большому изобилию материалов (в отличие от Советского Союза, где в распоряжении мастерицы существовали лишь бельевая веревка, джутовый шнур да нитки «Ирис»). Сейчас много материалов появилось и в России – хлопковые и синтетические шнуры самых разных диаметров, цветов, фактур, которые можно заказать в интернете и даже приобрести в самом Магнитогорске – есть у нас собственное производство. Все это позволяет делать самые различные работы – от крохотных значков до гигантских абажуров.
Наталья ЛОПУХОВА
Фото Динара ВОРОНЦОВА