Второе помещение музея разделено на несколько зон. Здесь тоже немало предметов советской эпохи. Большой интерес вызывает массивный бюст Ленина. Ребята любят слушать стеклянный звук немецкой музыкальной шкатулки, хозяин которой когда-то служил в Берлине, дуть в губную гармошку или разглядывать флаконы советских духов. Старинные экспонаты уютно расположились на изящной этажерке. Подобные делались краснодеревщиками еще в царское время, а затем вернулись в быт в эпоху сталинского ампира, чтобы можно было увидеть: рабочие СССР живут не хуже, чем в богатых домах при царе.
Особенно интересен ребятам быт и учеба их сверстников. Вот школьная форма: синие пиджачок и брючки, коричневое платье, а поверх него – несколько фартуков. Листая их, словно переносишься во времени: в таких ходили дети 1980-х, а в этих их мамы в 1960-х… Да и сами платья были разных фасонов – даже при общей однотонной коричнево-черной гамме у девочек была возможность выделиться, а уж фартуков, воротников и манжет – неисчислимое множество.
В детском уголке собрано немало примет жизни советских школьников: игрушки, настольные и первые электронные игры, детская швейная машинка, на которой вполне можно было что-то прострочить. Многие игрушки были выброшены своими хозяевами, а потом подобраны и бережно реставрированы музейщиками – кому пришили ножку, кого одели. А вот санки, сделанные без единого гвоздя, на которых катались с горы еще дети первостроителей. Коллега Елены Юрьевны буквально спасла их от огня – соседи по саду хотели их сжечь вместе с прочими старыми деревяшками. Дети, приходя сюда, не могут оторваться — так хочется поиграть с этими игрушками, которые были друзьями еще их бабушек и дедушек.
Многим интересно разглядывать дневник – в 1978 году в расписании было не больше 6 уроков. Еще больший интерес вызывает записная книжка пионера с дарственной надписью сыну Юрию от папы, где есть и известные стихи и песни тех лет, информация о Советском Союзе, коммунистической партии и пионерском движении, полезные сведения: режим дня, список книг, которые нужно прочесть, советы юному мастеру, туристу, натуралисту, песенка про любимую картошку и т.д.
Вертеп, который хранится в музее, действующий. Используются в детских спектаклях и хранящиеся здесь куклы-перчатки, и берестяные маски – копии тех, что в свое время использовали наши предки в купальских празднествах. Есть здесь деревянные игрушки, которые сделали на уроках труда уже современные дети, а коллекция глиняных игрушек, которая стоит вместе с историческими крынками и кувшинами, выполнены детьми из класса русской традиционной культуры далёких 90-х.
Предметы с историей
Но все же основная часть коллекции – этнографическая. Начала собирать ее первый руководитель музея Ирина ЧЕРЕМНЫХ. Вместе с единомышленниками она участвовала в экспедициях по горнозаводской зоне региона, по казачьим селам степного юга области. В экспедициях собирали не только предметы крестьянского быта, но и информацию о песнях, обрядах, традициях.
– У каждого предмета, какой ни возьми, есть своя история, – говорит Елена Юрьевна. – Вот эти ножницы принадлежали нашему последнему казачьему атаману Филиппу Ефимову, он вместе со своей снохой шил полушубки из овчины. Я в течение 5 лет ждала, когда нашему музею их подарят. Сейчас еще жив внук атамана, а познакомил нас его правнук Алеша, который у меня учился.
Здесь немало предметов крестьянского быта: камень от жернова, который привезла из одного уральского села педагог школы, подковы, багры, найденные когда-то на реке Белой. А керосиновые лампы с закопченными стеклами хранят следы бытования – это особенно ценно, считают музейщики.
Бережно хранят в музее полотенца из домотканой холстины авторства Анны Желниной из села Кага (ее инициалы вышиты на рушнике над орнаментом). Полотенца имели и ритуальное значение: Елена Докучаева показывает специальную полочку, которую покупал жених в подарок своей невесте. В день свадьбы ее вешали в доме молодоженов над кроватью вместе со специально вытканным полотенцем, которое так и называется «Доброе утро».
– Это наша, горнозаводская культура, крестьян целыми деревнями перевозили сюда, на демидовские заводы, с собой они привозили материальную и духовную культуру. Потом эти традиции сочетались друг с другом и рождали что-то новое, – поясняет хранительница музея.
Много предметов, связанных с изготовлением тканей, например, разного вида прялок. Одна из них привезена из села Вязовка Саратовской области. Солярные знаки, вырезанные на ней, – оберег для хозяйки и ее дома. Такие орнаменты делались и на рубелях – деревянных «утюгах» наших прабабушек. Есть здесь и прялки с колесом, при взгляде на которые вспоминаются слова Пушкина «или дремлешь под жужжанье своего веретена…» Стук крутящегося колеса действительно убаюкивает. Хранится в музее большая коллекция чесалок и гребней для шерсти. Мечта Елены Докучаевой – заполучить в музей мялку для льна. Может, кто подарит?
Есть здесь приспособления для ткачества – берда, старинный ткацкий стан кросна родом из станицы Магнитной. Как и многие другие старинные вещи, его в 1990-х годах заполучила для музея преподаватель истории 64-й школы Лидия ХАБАРОВА. А старинные пяльцы, привезенные из деревни Зигаза, что недалеко Каги, похожи на современные разве что формой. На гвоздики по окружности рамки натягивались нити, а на них с помощью специального челночка выплетались коврики.
– Каждый год я что-нибудь нахожу, – рассказывает Елена Юрьевна. – Мне приносят вещи, порой, казалось бы, простые, но с какой-то своей маленькой историей, и из этого потом рождается экскурсия и даже целая выставка. Про каждую вещь можно много говорить, многие из них уникальные, их больше нигде не найдешь.
Все хранящиеся здесь экспонаты – лишь малая часть того, что было нужно для быта нашим предкам. Но в каждой вещи есть своя душа, и, глядя на них, понимаешь, как любил своих детей отец, сделавший для них вот эту люлечку, как заботился о своей жене муж, тщательно выстругивая коромысло. В коллекции музея коромысла не только наши, русские, но и немецкое, непривычной для нас формы – его делал муж индивидуально для своей жены, по форме ее плеч.
У юных экскурсантов есть возможность испробовать некоторые предметы в деле – например, старинные весы, правда, чаши от них не сохранились, но на их крючках перевисело немало портфелей и пеналов.
Некоторые экспонаты, например светец для лучины или крестьянский костюм – реконструкция, специально созданная для того, чтобы лучше иллюстрировать реалии жизни наших предков.
– Когда я рассказываю детям про крестьянский быт, я говорю: а вот попробуйте теперь убрать из дома всю бытовую технику, электричество, газ, водопровод. Представьте, что вы живете в деревне, и чтобы поесть с утра, нужно встать с петухами, сходить за водой, нарубить дров, замесить тесто, подоить корову, масло сбить, сварить кашу. А одеваться хочешь? Надо лен вырастить, обмолотить, расчесать, спрясть, соткать… Немногие из них хотели бы так жить, – улыбается педагог.
Из истории – в будущее
Есть здесь небольшая выставка, посвященная жизни Верхнеуральска до революции 1917 года, а центром ее стала стеклянная ваза для фруктов. Ее хозяйка еще в начале ХХ века работала кухаркой в дворянской семье в Верхнеуральске. Когда произошла революция, ее хозяева покинули Россию, а перед отъездом подарили эту вазу своей прислуге. Остальные экспонаты были собраны вокруг нее из коллекции музея. Керосиновая лампа, журнал «Нива» и дореволюционные книги, которые читали в богатых семьях. Коробка от конфет привезена из экспедиции по горно-заводской зоне, но такие вполне могли продаваться в одной из верхнеуральских купеческих лавок, которые мы видим на фото за вазой. Пестерь – плетеная из лыка корзина – очень похожий на него стоит в ногах одного из казаков на еще одной фотографии 110-летней давности, изображавшей собравшихся на пикник верхнеуральцев. Многие из них потом погибли в горниле гражданской войны – буквально несколько лет спустя неспешный мир уральских станиц и купеческих городков перевернула революция.
Небольшая экспозиция, посвященная магнитогорским писателям, расположена в кабинете самой Елены Юрьевны. Здесь есть вещи, принадлежавшие поэту Борису Ручьеву (напомним, школа носит его имя). Педагог собирает книги по истории казачества, архитектуре и истории Магнитогорска, русской традиционной культуре региона.
Хранить все эти сокровища непросто – школьный музей не обладает теми возможностями, которые есть у больших государственных музеев, но Елена Юрьевна прилагает к этому все усилия. А главная задача – воспитать интерес к истории своего края у детей. Для своих экскурсий она перечитывает много литературы, находит не только исторические сведения, но и загадки, пословицы про предметы крестьянского быта.
Каждый экспонат может стать «заглавным» для тематической выставки и темой для большой экскурсии, и таких экскурсий в арсенале Елены Докучаевой немало. Например, печатная машинка 1930-х годов, была привезена из Каги. Проведя исследование, Елена Юрьевна узнала, что эту модель собирали беспризорники в Уфе в 30-е гг. Могла такая же машинка быть в то время и в магнитогорском театре, потому она стала центром экспозиции о первых годах театральной жизни нашего города вместе с фотографиями из городского архива, вырезками из «Магнитогорского рабочего» с рекламой спектаклей тех лет, театральным реквизитом.
Отличным фоном для передвижных выставок об истории города стало огромное фото первого паровоза, прибывшего на Магнитострой. Возле него записывают свои доклады и видеоэкскурсии для конкурсов юные краеведы школы 64. Вместе со своим педагогом они написали немало исследовательских работ, все они стали победителями городских и областных краеведческих конкурсов, а, значит, краеведческая традиция найдет новых последователей.