Магнитогорский академический драматический театр имени Пушкина раскрыл тайну трех карт

Магнитогорский академический драматический театр имени Пушкина раскрыл тайну трех карт

Но принесло ли это знание счастье, свободу, удачу или покой кому-то из героев мистического квеста «Пиковая дама» (16+) в постановке петербуржца Ильи АРХИПОВА? Пожалуй, тайна выигрышных карт становилась для каждого из ее обладателей проклятьем. А причудливое переплетение сюжетов повести Пушкина и одноименной оперы Чайковского в сочетании с оригинальными местом и временем действия придали новое звучание и новые оттенки смыслов этой истории. Санкт-Петербург начала двухтысячных, грязный и разрисованный подземный переход, странноватые персонажи с неоновыми цветами в костюмах – почему бы и нет? На то он и вечный сюжет, чтобы быть актуальным во все времена. Но особенно – когда богатство и успех, увы, становятся чуть ли не единственным мерилом человека, затмевая все разумное, доброе, вечное – любовь, дружбу, саму душу и бесценную жизнь человеческую.

Подземный переход, в котором разворачивается действие, по замыслу режиссера, стал символическим переходным пространством между подземным миром мертвых и надземным миром живых. И графиня Томская – Пиковая дама, жутковатый полуинфернальный персонаж, блестяще воплощенный актрисой Мариной КРЮКОВОЙ, по сути, уже не принадлежит миру живых. Не только потому, что находится в глубоко преклонном возрасте, когда в человеке умирает даже инстинкт самосохранения. Графиня, обладая богатством и тайной трех карт, невольно становится олицетворением смерти души человеческой, как «добыча» привлекая жаждущих наживы и готовых поступиться всем святым ради заветной цели попасть «из грязи в князи».

В эту роковую манию оказывается втянутым Герман (актер Павел МАХЛИН), у которого в сценическом воплощении, пожалуй, трудно запозодрить «душу Мефистофеля», упомянутую Пушкиным. Скорее, это довольно инфантильный, слабовольный и закомплексованный, вполне типичный для нашего времени представитель молодого поколения, этакий «вечный мальчик». Герман не смог противостоять обстоятельствам, и в результате наложения двух сюжетов его ожидала двойная расплата за содеянное. По Чехову, появившийся на сцене пистолет должен был непременно выстрелить…

В этой истории жаль всех. И графиню Томскую, и жизнь, и смерть которой были ужасны, и Германа, жестоко наказанного судьбой, и Лизу (актрисы Алена ЗУБОВА, Дарья СПИРИДОНЕНКО), вечную «бедную Лизу», жертву обстоятельств, «торопившуюся жить» и «спешившую чувствовать», но жестоко обманутую в своих ожиданиях. Смерть графини, которую, как тень, сопровождала Лиза, выполнявшая все ее капризы, не стала для воспитанницы освобождением, сулившим счастье. В финальной сцене мы видим «реинкарнацию» – Лизу в платье дамы пик. Похоронив свою любовь вместе с яркой одеждой, она облачилась в цвета смерти и быстро «вошла в роль» – за ней, как некогда за ее благодетельницей, торопливо следует приживалка с пакетами покупок.

Довольно обширный символический ряд «Пиковой дамы», так же, как характеры и судьбы героев спектакля, оставляют каждому зрителю простор для размышлений. Бесконечные титры на экране, неваляшки, силуэты, песни уличной певицы Прилепы (в изумительном исполнении Лиры АНДРЕЕВОЙ (ЛЯМКИНОЙ), цвета и визуальные эффекты каждый волен интерпретировать по-своему, извлекая разные выводы из поучительной истории. Как отметил Илья Архипов, его спектакль «нравственно не безопасен, но эстетически безупречен». При всем драматизме «Пиковой дамы» в постановке много юмора, гротеска, красивой музыки, ярких цветов и зажигательных танцев.

Напомним, вместе с известным режиссером Ильей Архиповым на магнитогорской сцене работала высокопрофессиональная команда постановщиков. В ее составе были хореограф Никита БОРИС, сценограф Станислав НИКИТИН, художник по костюмам Алена ПЕСКОВА, художник по свету Татьяна ЯЦЮК, а также художник по гриму Максим МЕДОВЫЙ – популярный блогер-миллионник, участие которого привлекло к «Пиковой даме» внимание молодых зрителей, а давних поклонников театра заставило изрядно помучиться, пытаясь узнать в гриме известных магнитогорских актеров.

В первый премьерный день своими эмоциями от спектакля поделился и глава Магнитогорска Сергей Бердников.

«Великолепная премьера, очень оригинально, у режиссера интересное видение произведения. Очень богатые костюмы, декорации, все сделано на высшем уровне. Я знал, что это будет необычно, но специально до начала просмотра не интересовался, как именно будет реализовано. Поэтому смотрю вместе со всеми первый раз», – рассказал Сергей Николаевич.

Источник: https://www.mr-info.ru/

Популярные новости за сутки

Лента новостей