Старообрядчество на Урале
Урал в свое время стал одним из старообрядческих центров. Старообрядцы бежали сюда во время гонений, селились в уральской тайге, горах. Особенно много старообрядцев оказалось на территории Свердловской области. Там и поныне много общин. Непосредственно на территории Челябинской области старообрядцев меньше, особенно снизилась их численность после революции. Старообрядцами на территории Челябинской области были прежде всего казаки.
«Сейчас наша Русская Православная Старообрядческая Церковь – это церковь поповцев. А в станице Магнитной жили беспоповцы. Очень известные фамилии в станице – Зайцевы, Ханжины – были беспоповцами. Еще один казак-старообрядец – Починский – был богатейшим человеком в станице, у него был огромный двухэтажный дом. Остатки этого дома сейчас находятся на территории психоневрологического диспансера. После революции там была, школа – во время войны – госпиталь. А в свое время там находилась беспоповская старообрядческая молельная. Беспоповская община существовала и в поселке Коммунальный», – приводит пример Игорь Бабаев.
Поповцы и беспоповцы – это разделение уже среди самих старообрядцев. Беспоповцы не признавали священство, так как считали, что оно окончательно погибло во время раскола.
Старообрядцы в наши дни
Сам Игорь родился в обычной советской семье. Но как историк по образованию еще со времен студенческой молодости интересовался религией. Сначала был прихожанином новообрядческой церкви и даже какое-то время служил в епархии, работал в казачьей страже.
«Хотя был прихожанином новообрядческой церкви, однако всегда симпатизировал старообрядчеству. И в результате пришел к выводу, что истинное православие – оно сохранено в древлеправославной церкви. Поэтому уже в зрелом возрасте я от новообрядческой церкви отошел и уже молился по-старому, и старался соблюдать старообрядческие традиции», – вспоминает Игорь Бабаев.
Позже прошел таинство крещения уже в старообрядческой церкви. В Челябинской области такой храм пока один – он расположен в Миассе. Построили его 20 лет назад. Туда магнитогорские старообрядцы ездят к священнику на исповедь и причащение. В городе металлургов старообрядческая община образовалась год назад. Сейчас у верующих есть молельное помещение, где они собираются по воскресеньям и праздничным дням и проводят богослужения.
«Год назад, когда приехали с супругой на Покров в Миасс, познакомились там с нашими магнитогорскими бабушками-старообярдками. Тогда приняли решение создать свою старообрядческую общину в Магнитогорске. Это важно, потому что раньше старообрядцы не имели возможности совместного молитвенного общения. Но христианину обязательно нужна соборная молитва. С появлением общины и молельного помещения это стало возможным. Мы вместе молимся, читаем Евангелие, разбираем его, изучаем службу, чтобы люди не просто молились, а молились осознанно. У нас активных членов, кто регулярно посещает богослужения, около 30 человек», – объясняет старообрядец.
Старообрядческие обычаи
У старообрядцев много обычаев, которые пошли еще со времен Древней Руси и сохраняются по сей день. Но современная жизнь все же вносит свои коррективы. К примеру, мужчины обязательно должны носить бороду – по образу и подобию Христа. Но бывают исключения, когда старообрядцу приходится бриться.
«Это прежде всего военные, которым не разрешено носить бороду по уставу. Или пожарные, которым нежелательно иметь бороду по технике безопасности. Но, допустим, наш дьякон Виктор из Миасса работает пожарным и носит бороду. Ему пошли навстречу, так как он ценный сотрудник. Для мужчин, которые бреют бороду даже по необходимости, у нас в церкви есть некоторые ограничения. В основном священники отстраняют от причастия, не разрешают прикладываться к кресту и иконам», – рассказывает Игорь Бабаев.
Для женщин же непозволительно ходить с непокрытой головой. Особенно это касается замужних. Стричь и красить волосы, пользоваться косметикой тоже нежелательно. Современные старообрядки, конечно, иногда нарушают этот запрет. Но ни одна не сделает яркий вызывающий макияж. Также старообрядческая церковь не одобряет, чтобы женщины ходили в брюках, но и тут бывают исключения.
«Старообрядка не наденет топик и короткую юбку и не пойдет в таком виде по улице – скромность должна присутствовать. Многие женщины-старообрядки занимаются рукоделием – шьют рубахи, сарафаны. Все потому, что у нас есть четкое разделение на повседневную одежду и одежду церковную. В церковь ты не пойдешь в обтягивающих джинсах и футболке. У нас есть определенный дресс-код в храме. Мужчины молятся в основном в кафтане или рубашке с длинным рукавом. Она носится навыпуск и подпоясывается поясом. У женщины платье или юбка должны быть ниже колена. Рукав тоже должен быть либо полностью до запястья, либо ниже локтя», – объясняет старообрядец.
У старообрядцев есть свое приветствие. При встрече зачастую они говорят не «Здравствуй», а желают друг другу доброго здоровья. А прощаясь говорят: «Простите меня ради Христа».
«Этот обычай связан с тем, что, общаясь с человеком, можем не специально чем-то его задеть, обидеть. Если вдруг это произошло, просим прощения. И отвечаем: «Бог простит, и ты меня прости», – поясняет Игорь.
Отношения и семья
Старообрядческое сообщество не столь многочисленно, а потому найти вторую половину не так-то просто. Впрочем, с появлением интернета это уже не проблема. Есть сайты знакомств для старообрядцев на тот случай, если не получается найти пару в своей общине.
«У старообрядцев очень высокий культ семьи. Церковный брак идет впереди государственного, иначе молодые люди не считаются мужем и женой. Прелюбодеяние сильно порицается, налагается длительная епитимья – до 7 и даже до 15 лет человек может находиться под ограничениями. Коренные старообрядческие семьи – они многодетные. Запрещается не только аборт, но и средства контрацепции. Сколько Бог дает детей, столько и будет. Может поэтому еще старообрядцы работящие люди – нужно как-то кормить большую семью», – говорит собеседник.
Досуг и увлечения
Интернет, музыка, спорт, путешествия – увлечения у старобрядцев такие же, как у любого другого человека. Но есть нюансы. К примеру, спорт – для укрепления здоровья, а не ради золотых медалей. Стремление взойти на победный пьедестал – есть гордыня и тщеславие. А это грех.
«Все в разумных пределах, нельзя делать из этого культ. Ко всему надо подходить с христианским рассуждением. Просто иметь навыки рукопашного боя и уметь защитить свою семью – это одно. Но если бойцы ММА бьют друг друга в кровь за деньги – это совсем другое, это большой грех. Для девочек тоже есть определенные ограничения. Не благословляется заниматься некоторыми видами спорта, где присутствует открытое тело – художественная гимнастика, например. Если речь о плавании, то это либо женские группы, где нет мужчин, либо есть специальные платья для плавания, в которых старообрядки ходят на пляж», – приводит пример старообрядец.
И, конечно, досуг старообрядца проходит без спиртного. Алкоголь верующие употребляют крайне редко и в небольших количествах. А на курение и вовсе действует строгий запрет.
Наука и религия
Вопреки стереотипам, старообрядец – отнюдь не дремучий мужик из тайги, отрицающий прогресс. В большинстве своем это образованные люди, среди которых есть доктора наук. Игорь Бабаев имеет несколько высших образований – учитель истории, инженер-строитель. Начинал в школе, затем работал на комбинате. Позже вернулся в педагогику, но уже не как историк. Увлеченный космосом, превратил это хобби в профессию и стал заниматься астрономией и ракетомоделированием с детьми. Сейчас Игорь занят в проекте «Реактивная лаборатория», который продвигает Союз молодых металлургов.
«Вообще старообрядцы стояли во главе прогресса в России. Имя Кулибин стало нарицательным – этот русский изобретатель был старообрядцем. Самые передовые технологии в производстве, они внедрялись прежде все старообрядцами. Пример – наши промышленники-старообрядцы Рябушинский, Морозов. Это все связано с условиями, в которых старообрядцы находились. Они не могли реализовать себя ни в общественной жизни, ни в политической. Они не пили, не играли в азартные игры, спуская состояния. Поэтому реализовывали себя в промышленности, предпринимательстве. А большую часть доходов отдавали на благотворительность. К науке мы прежде всего относимся с христианской точки зрения. Для нас, как и для многих верующих людей, наука – это средство для познания Божьего мира, способ укрепления в вере. Я увлекаюсь астрономией, для меня это прежде всего инструмент познания Божьего творения. И чем больше я узнаю об устройстве нашей Вселенной, тем более я укрепляюсь в своей вере, больше доказательств нахожу Божьего бытия в мироустройстве», – говорит Игорь Бабаев.