Из истории проекта
История «Каштанки» начиналась, когда нашей публике не был знаком Илья Архипов – юбилейное шоу драмтеатра «Без пятнадцати век» (12+) и премьера «Пиковой дамы» (16+) в его постановке были еще впереди. Но презентация проекта циркового шоу на конкурсе гранта «Вдохновение», состоявшемся около года назад, стала легендой, которая дошла до Санкт-Петербурга.
Защищать проект директор магнитогорского драмтеатра Евгений Климов прибыл в образе шпрехшталмейстера, на роликах и в сопровождении собачки, в ходе выступления стрелял хлопушками и пускал мыльные пузыри – уже тогда все присутствовавшие смогли погрузиться в атмосферу будущего спектакля.
– В этом проекте подкупают его семейная ориентированность и новая форма – небывалый синтез театрального, циркового и музыкального искусства. Это нечто особенное, чего в нашем городе еще не было. Проект, несомненно, вызовет интерес у публики, – отметила, объявив о победе драмтеатра, начальник управления культуры администрации города Млада Кудрявцева.
Год спустя на пресс-конференции, состоявшейся накануне выпуска «Каштанки», участники постановочной группы выразили большую благодарность администрации Магнитогорска за поддержку проекта и оказанное доверие. Также с большой благодарностью отметили содействие со стороны губернатора Челябинского области Алексея Текслера, благодаря которому были организованы достаточно комфортные условия перемещения между Санкт-Петербургом и Магнитогорском, позволившие избежать больших временных затрат на дорогу.
Как устроен спектакль
Спектакль «Каштанка» создан по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова, также в инсценировку вошли эпизоды из других произведений Антона Павловича и созвучных ему авторов. Параллельно с созданием литературной основы очень большой объем работы предстоял в части сценического оформления постановки.
– Мы построили цирк в театре, – рассказал Илья Архипов. – Показываем театральное и цирковое закулисье, пригласив зрителей нашего спектакля в святая святых, прямо на сцену, построив здесь настоящий цирковой амфитеатр. Здесь есть всё для того, чтобы спектакль превратился в настоящее цирковое шоу.
Борт «манежа» вписан в поворотный круг театральной сцены, вокруг расположены, как в цирке, зрительские места. «Амфитеатр» рассчитан на 170 мест – это больше, чем вмещает средняя сцена магнитогорского драмтеатра. Все, что зрители видят в этом амфитеатре, изготовлено специально для спектакля и в строгом соответствии с архитектурой театра.
– Что приятно и, на мой взгляд, интересно, – зрители находятся в непосредственной близости к манежу и становятся участниками действия, – подчеркнул Илья Архипов. – Поэтому мы в самом начале всех предупреждаем о том, что зрительское пространство также является пространством спектакля. В любой момент, как и полагается в иммерсивном спектакле, действие может продолжиться там – к этому нужно быть морально готовыми.
Замыслом «Каштанки» постановочная команда жила около двух лет. И главной задачей было создать именно такое пространство, в котором представление звучало бы «правильно». В цирке нет обратной стороны сцены, артисты не могут «спрятаться» за декорации, их видно со всех сторон – и для театральных актеров это стало отдельным испытанием. Все должно быть красивым, ярким и динамичным – с какой стороны не посмотри.
Как «складываются судьбы»
– Чехов – автор гениальный, – уверен Илья Архипов. – Его жизнь была плотно связана с театром. Поэтому постановка его произведений на сцене – всегда достаточно трудоемкий процесс. Этот человек знал, о чем и для чего он пишет. А «Каштанка» – из тех рассказов, которые лично меня до мурашек доводят. При первом прочтении я не понимал, почему так жестоко автор поступил со своей главной героиней. И когда пришло осознание того, что я смогу работать с этим материалом в качестве постановщика, я четко понял, что не хочу просто иллюстрировать произведение. Нет такой задачи у современного театра. Театр – живой организм, который имеет право на фантазию и создание иного произведения. Мы решили, что с Каштанкой мы поступим гораздо более гуманно, нежели Чехов. Чтобы ее спасти, мы даем ей возможность на глазах зрителей пройти путь от того момента, как она потерялась, и понять, почему она потерялась. Может быть, все-таки ей было суждено потеряться именно в этот день и встретить месье Жоржа, который дает ей возможность попробовать прожить другую жизнь… Мы делаем это легко, играючи и по-чеховски. Чехов правильно говорил: «Люди просто сидят и пьют чай, а в это время рушится их счастье и складываются судьбы». Пользуясь этим ключом к чеховским произведениям, мы открываем цирковой мир, связанный с историей Каштанки.
Включение в спектакль эпизодов из других рассказов Чехова и других авторов, как говорит режиссер, важно, чтобы расширить кругозор зрителей, а героев сделать более объемными. Среди персонажей спектакля есть точные исторические образы, связанные с историей цирка, прообразы цирковых клоунов, их известные всему миру маски.
Очень большую работу постановщики провели над главными составляющими цирковой эстетики – это касалось разработки костюмов, номеров, грима, освещения.
– Мы не играем ни в какую эпоху, у нас свой собственный мир, который существует одной ногой в сегодняшнем дне, другой – где-то в том цирке, который мы можем только воображать. Все это – с песнями, танцами, трюками, фокусами – уложится в час двадцать. За это время у нашей главной героини будет возможность попробовать прожить другую жизнь и сделать выбор, говорит Илья Архипов.
Костюмы режиссер охарактеризовал кратко: «килограммы страз, километры перьев». Над ними поработала художник Алена Пескова, которая выпускает в Магнитогорске уже второй спектакль.
– «Пиковая дама» была для меня каким-то триллером, – делится она впечатлениями. – А «Каштанка» – отдых для души. Но и там, и здесь было сложно, всегда сложно что-то творить.
Вновь в команде Архипова художник по гриму Максим Медовый, сумевший внедрить в нашем театре белую основу грима. Это, в полном соответствии с цирковой эстетикой, яркий грим, но решенный в более современном ключе.
Отдельная песня – световое оформлении спектакля: в одном музыкальном номере по 40-50 цветовых переходов.
– Театр очень хорошо оснащен, есть желание показать всю мощь и разнообразие возможностей светового оборудования, – отмечает художник по свету Татьяна Яцюк. – Да, это занимает время, силы, но с той командой, которая здесь у нас есть, работать потрясающе интересно. Спасибо огромное театру, его директору Евгению Валерьевичу, который всегда идет нам навстречу.
«Диалог культур»
Большой промежуток времени заняла работа над декорациями, которые нужно было правильно спроектировать и сконструировать, дабы они идеально вписались в пространство сцены. Большая часть оборудования была изготовлена в Санкт-Петербурге.
Одна из идей проекта была в том, чтобы мастера из северной столицы работали в тесном контакте с цехами магнитогорского драмтеатра – это был целый «диалог культур» двух городов.
– Когда мы приезжаем в региональные театры и бываем в мастерских, работаем с разными театральными службами, мы тоже чему-то всегда учимся, – рассказал Илья Архипов. – Потому что где-то еще есть старые мастера, которые могут поделиться опытом, и мы, как команда быстроразвивающаяся, это все мотаем на ус и, в свою очередь, стараемся все, чему научились, отдавать. Хочу отметить, что мы, наверное, единственная постановочная группа в России, которая работает командой с неизменным составом. В данный момент она насчитывает одиннадцать человек. Театр – это команда единомышленников, в первую очередь, и хорошо, когда постановочная группа умеет захватить и вдохновить команду спектакля – артистов, которых мы приглашаем в проект, работников театра, которые помогают его реализовать. Воплощение такого сложного проекта – большой труд большого количества сотрудников из всех цехов, администрации театра.
Отдельную благодарность режиссер адресовал монтировщикам сцены, которые в сжатые сроки накануне премьеры заканчивали монтаж декораций. Делали это в свой профессиональный праздник – День театрального монтировщика, с восьми утра до десяти часов вечера.
– Зрителям должно быть легко, «вкусно» и красиво. А нам нужно, чтобы это все было еще и безопасным, ведь на этой декорации размещается 170 человек, – подчеркнул Илья Архипов.
Авторы не сомневаются, что в Магнитогорске их проект ждет большая жизнь, и его оценят не только зрители – взрослые и дети, но и профессиональное сообщество.
Действующие лица
Главную героиню – Каштанку играют две актрисы из разных поколений – Маргарита Троицкая и Анна Дашук. Одна из них воплощает образ Каштанки до начала цирковой жизни, другая – цирковой Каштанки. Они по-разному видят свою роль, а потому в процессе работы обогащают образ, делают его глубже, интереснее, сложнее.
Некоторые персонажи были специально вписаны режиссером в спектакль. Это, например, баба с баяном в исполнении Нины Филоновой – этакая артистка из народа, очень важная роль, созданная для Нины Александровны, актрисы яркой фактуры и темперамента. Также специально был «вписан» в сюжет персонаж заслуженной артистки Челябинской области Марины Крюковой – дама в белом, некий потусторонний образ, который сопровождает Каштанку во снах.
На арене перед зрителями предстают люди, но многие из них несут прообразы цирковых животных. Балерина Арабелла, например, напоминает о цирковой болонке (Татьяна Бусыгина), далее – по Чехову: Федор Тимофеевич – кот, эквилибрист, фокусник и чародей (Павел Махлин), Хавронья Ивановна – эксцентричная свинка (Лира Лямкина), Иван Иванович – гусь (Максим Возыков), облаченный в белый костюм Пьеро. Для режиссера этот образ очень важен. Неслучайно месье Жорж (Николай Савельев) очень опечален гибелью гуся. Ведь вместе они составляли классический цирковой дуэт Арлекина и Пьеро, комика и трагика – на сцене они не могут существовать друг без друга. И после смерти Пьеро Арлекин теряет свою силу – это чеховский подтекст.
– Очень многие артисты, работая в таком партнерстве, уходят со сцены и манежа, теряя своего партнера, – отмечает Илья Архипов. – И этот дуэт я посвящаю своим любимым замечательным артистам Александру Ширвиндту и Михаилу Державину, в свете недавнего ухода Александра Анатольевича это зазвучало еще более остро.
Ширвиндт и Державин играли актеров Счастливцева и Несчастливцева – комика и трагика – в спектакле по пьесе Григория Горина в Театре сатиры. Изначально образы появились в пьесе Островского «Лес».
О магнитогорском театре
– Мы много бываем в разных городах. После вас поедем в Новосибирск, Пермь, конечно, ставим в Санкт-Петербурге и в Москве. Редкий региональный театр в России может похвастаться такой классной труппой, как у вас, – говорит Илья Архипов. – В репертуаре много разноплановых спектаклей, есть очень интересные и очень сложные. Точно могу сказать, что по праву, заслуженно спектакль «Лавр» стал победителем фестиваля театров малых городов. В региональных театрах такого нигде нет. Да и в Питере редко можно увидеть что-то эксклюзивное и уникальное. «Лавр» – большая сложная работа. Обратите внимание, это не кино – то, что один раз снято и можно пересмотреть. Это люди живые на сцене, и они это делают каждый раз сначала. А если вас каждый раз это до мурашек пробирает, то где же они берут такие силы?
Режиссер, работая над «Каштанкой», узнал, что в магнитогорском драмтеатре на сцене уже и летали, и на полотнах крутились, и на тросах поднимались.
– Получается, что цирк здесь просто обязан был появиться, – не сомневается Архипов. – У нас работают на сцене несколько по-настоящему цирковых снарядов, артисты бесстрашно летают над сценой. И всё-таки у нас театр, а не цирк. Мы играем про цирк. У нас не было задачи напичкать спектакль «цирковщиной». Все трюки здесь – про что-то. В театре в принципе нет ничего случайного. Трюки здесь по необходимости, уместные, для того, чтобы о чем-то этим сказать. Высота вообще в спектакле имеет большое значение.
У постановочной группы есть планы продолжения творческих отношений с магнитогорским театром, задумки и идеи. Одна из них – спектакль-концерт к юбилею Лиры Лямкиной.
Елена СМИРНОВА
Фото Игорь Пятинин