Актриса театра “Буратино” получила звание “Заслуженный артист Челябинской области”
Дорога до Магнитки
Ведущий мастер сцены «Буратино» родилась в Талицком районе Свердловской области, и к сцене ее тянуло с детства.
– Я закончила 8 классов и поехала поступать в Свердловское театральное училище и не поступила, – рассказывает актриса. – Но у меня была страсть к кулинарии, и я поступила в Тюменское кулинарное училище. Там надо было учиться 2,5 года, и после каждого курса я ездила в Свердловск поступать – и три раза не поступила. Окончила кулинарное училище с хорошим дипломом: повар-диетолог 5-го разряда и поехала поступать в Ленинград – не поступила. Я всегда в первой десятке выходила, а потом меня от волнения, от страха как замкнет – все буквы вылетели.
Проучилась Зина один курс в культпросветучилище на режиссера и опять поехала в Свердловск – и только на пятый раз, наконец, поступила.
– На драматическое отделение меня не взяли, – говорит она, – Мы две девочки одинаковые были: я острохарактерная, она – лирическо-характерная. Меня пригласили на кукольное отделение, и я с удовольствием пошла. Мне хотелось работать именно на профессиональной сцене. Я проучилась там 3,5 года, потом приехали «купцы» – Виктор Шрайман, Марик Борнштейн, набирали труппу в «Буратино», которому был всего год, и пригласили меня.
11 марта 1974 года Зина, тогда еще Жданова, приехала работать в Магнитогорск, где тогда уже гремел очень молодой, но с огромными амбициями и творческим потенциалом театр кукол.
– Виктор Шрайман очень тщательно подбирал свою труппу, – поясняет заведующая литературно-драматургической частью театра Юлия Меледина. – И то, что выбор пал на нашу Зиночку, не случайно – они увидели ее огромный потенциал.
А сама Зинаида Викторовна улыбается:
– Как говорят астрологи, «все звезды сошлись», когда приехали эти люди именно по назначению. И вот с той поры я здесь и работаю. Мой путь начинался очень хорошо. Вместе со мной приехали еще ребята из Горького, и на нас сразу же Шрайман поставил в спектакль «Остров, где сбываются желания». Там были всяческие морские куклы, и пираты, и Кашпарик, главный герой – это были деревянные болванки, веревками обмотанные – все такое тяжелое. И с этим спектаклем мы поехали по области, по деревням – блудили по три дня, бывало, добраться до селения не могли. Приходили на спектакли к нам бабушки в монистах, со стульчиками, и когда видели колдунью Чаромар: «Ох, ох, ох, Аллах, Аллах» – и убегали со своими стульчиками.
Звезда народного масштаба
Спектакли «Буратино» гремели на больших всероссийских, всесоюзных, международных фестивалях, и каждый из таких фестивалей был недельной эпопеей, возможностью все посмотреть, со всеми перезнакомиться, пообщаться – это было чудесное время, вспоминает Зинаида Викторовна. Ездили на фестивали в Польшу, объехали со своими спектаклями большую часть Франции, бывали в Монголии и почти во всех республиках Советского Союза.
– А спектакли какие мы делали! Такие вообще не разрешали. Раньше же всегда нужно было разрешение спрашивать, утверждать репертуар. А мы играли! Вот «Слона», например, когда играли, отец Жени Терлецкого приехал, а время тогда такое было – он спрашивает: «Как же вам разрешили?» А нам: ну «Слон», это же детский спектакль, играйте на здоровье, – вспоминает актриса.
За эти полвека Зинаида Бондаревская сыграла более чем в ста кукольных и драматических спектаклях, более 80 ее ролей – главные. Ее уникальный талант, мастерство, высокий профессионализм, невероятную энергетику и полную отдачу во время каждого спектакля высоко ценили все работавшие в «Буратино» режиссеры. Волчица в «Маугли», Марфа в «Слоне», главнокомандующий в «Том самом Мюнхгаузене», Оксана в «Майской ночи перед Рождеством», гадалка в «Фанфане-Тюльпане», брат в «Коньке-Горбунке», мать в водевиле «За великое чувство любви», пьяница в «Преступлении и наказании», Улита в «Лесе», Людмила в «Полонезе Огинского», Ада Сергеевна в моноспектаке «Мадам Бр…», черепаха Черри в спектакле «Тайна острова Баррамапутту», который был назван лучшим детским спектаклем на Региональном фестивале профессиональных театров «Сцена–2003» (Челябинск); Флора в «Человеке и джентльмене», Карлсон в спектаклях «Привет, Карлсон!», «Новые шалости Карлсона», хозяин гостиницы в комедии Р. Куни «Комната 13» – это лишь самые ее знаковые роли.
– Я никогда не хочу злых играть! Никогда! Вот смешных, добрых, но всегда характерных – чтобы это запоминалось, и смешно, и интересно было, и поплакать можно было – разных. А вот злых – никогда в жизни, – говорит Зинаида Викторовна.
Зинаида Бондаревская – актриса блистательного комедийного дарования. Практически все из сыгранных ею на сцене персонажей – острохарактерные, и даже традиционно лирические и героические роли благодаря ее невероятному артистическому темпераменту приобретают черты острой комедийности, порой переходящей в гротеск. Каждая ее работа индивидуальна, неповторима, насыщена только ей присущими актерскими красками. И в кукольных, и в драматических спектаклях Зинаида Викторовна очень глубоко видит каждую роль: ее многогранность, точные речевые и пластические характеристики, характер персонажа и виртуозно владеет любой кукольной формой.
На протяжении всего этого времени Зинаида Бондаревская остается самой востребованной актрисой театра. Наблюдательная, неистощимая на выдумку, неординарно мыслящая, актриса с блеском воплощает подсмотренные в жизни типажи.
– У меня всегда были эпизоды очень сложные – они маленькие, но всегда характерные, какой-то образ строишь. И если я заболела или еще что-то, те, кто вводятся вместо меня на эту роль, всегда говорят: «Да как ты это играешь? Это ж вообще невозможно! Когда ж ты уже выйдешь, наконец?», – улыбается актриса.
Свою награду Зинаида Викторовна воспринимает как некий итог полувековой работы на сцене театра и своего 75-летия.
– Пока я работаю, тут уже 4-5 поколений маленьких зрителей вышло из театра, и многие, увидев меня, говорят: «Ах! Она еще живая!», – смеется Зинаида Бондаревская. – Я единственная, кто в этом театре, считай, с самого основания – театру 51, а мне 50. Никто столько не отработал здесь.
Главная ее мечта – чтобы в театре вновь появился свой постоянный режиссер, который смог бы раскрыть каждого актера, направить, дать ему дорогу, как когда-то саму ее открыл Виктор Шрайман, как Михаил Скоморохов, обладавший удивительным даром раскрыть потенциал каждого актера.
– Я очень хочу, чтобы наш театр зазвучал, поднялся, актеры встрепенулись. Когда все артисты дышат одним дыханием, слышат, видят, чувствуют – это очень важно, тогда со сцены идет эта энергия в зал. И когда и сила, и кровь молодая, и хороший режиссер, и хорошая постановка – это как сарафанное радио: все к нам придут смотреть, – говорит артистка.
Во время награждения знаком «Заслуженный артист Челябинской области» Алексей Текслер пообещал всех вписать в книгу лучших людей региона. Но еще теплее поздравляли в родном театре – прямо после очередного отыгранного спектакля.
– Таким актрисам надо сразу давать звание Народной! Хотя без сомнения, для нескольких поколений влюбленных в неё зрителей она и есть по-прежнему настоящему народная, – обоснованно считают и коллеги по сцене, и зрители.
И это действительно так. Для Магнитогорска Зинаида Бондаревская остается лучшей из народных.
Похожие материалы
- Магнитогорский театр «Буратино» завоевал два диплома на областном фестивале-конкурсе «Морозко»
- Магнитогорский театр кукол «Буратино» приглашает в Новый год на старую-новую сказку «Дед Мороз» (6+)
- Строить с заделом на будущее. Сергей Бердников осмотрел ход ремонтных работ в театре «Буратино»
- Спустя почти полвека спектакль “Гусенок” вновь появится в репертуаре театра “Буратино”
Наталья ЛОПУХОВА
Фото Динара ВОРОНЦОВА