Победители «Сцены». Лучшие спектакли и лучшее в спектаклях
Всего за несколько дней два состава жюри, взрослое и детское, посмотрели и оценили 14 спектаклей в пяти городах региона. Вместе с ними на представлениях побывало четыре тысячи зрителей.
Фестиваль «Сцена» ежегодный, но он чередует конкурсы театральных работ для детей и взрослых. В этом сезоне очередь спектаклей для возрастной группы от 0 и старше. Театральное искусство в России живет по системе Константина Станиславского, который учил, что для детей нужно ставить спектакли, как для взрослых, только лучше. Эту часть публики не обманешь, при них не сфальшивишь. Как показывает опыт, челябинские создатели спектаклей делают все возможное, чтобы маленькие южноуральцы, однажды переступив порог зрительного зала, влюбились в театр и остались ему верными на всю жизнь.
Большая театральная семья
Церемония чествования победителей фестиваля прошла в День защиты детей, 1 июня, в Челябинском кукольном театре им. В.Вольховского, в камерной атмосфере, как говорили со сцены — по-семейному.
Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
— Очень здорово, когда сохраняются традиции, — сказал, открывая церемонию, губернатор Челябинской области Алексей Текслер. — И очень правильно было сказано, что у нас большая, дружная театральная семья, в которую входят не только служители театра, но и мы, зрители. Я очень рад, что театральное искусство в нашем регионе развивается и становится все более ярким и интересным. В Год семьи фестиваль ориентирован на детские и юношеские спектакли. На мой взгляд, это более сложная история. Дети — самый требовательный зритель. И то, что в нашем жюри присутствуют не только профессиональные критики, которые знают о театре все, но и дети, делает наш фестиваль абсолютно честным. А значит, и награды по-настоящему заслуженные. Интересно было бы пообщаться с жюри и понять, кто с кем спорил и что стало определяющим: авторитет профессионалов или детское восприятие?
За служение театру
Уже замечено: когда губернатор попадает на подобные мероприятия, он очень быстро забывает о своем официальном статусе, увлекаясь происходящим на сцене. Он любит музыку, театр, народное творчество, и это отражается на культурной атмосфере региона. Служители искусства чувствуют себя нужными и достойными внимания, а культура за последние пять лет наконец избавилась от «остаточного принципа финансирования».
Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
В тот вечер Алексей Леонидович дважды выходил на сцену, вручая самые главные награды фестиваля. Когда объявили победителя в номинации «За служение театру», зал взорвался аплодисментами и встал без команды, потому что премии была удостоена главный режиссер Челябинского камерного театра Виктория Мещанинова.
— У меня долгая жизнь, и она в основном связана с театром, — сказала Виктория Николаевна. — Понятно, что у меня много дипломов и грамот. И я на признание отвечаю своеобразно — у меня много грамот висят вверх тормашками. Когда меня спрашивают об этом, я отвечаю: не надо серьезно относиться к себе ни в жизни, ни в искусстве. Это как-то трезвит и двигает тебя вверх. Потому что любая награда — она была за «вчера», а завтра будет новый день и новые испытания. И еще я всегда в таких случаях говорю: «Спасибо, что при жизни!».
В каждом что-то лучшее
Определить победителя, когда все конкурсные работы сильные, очень трудно. Тем более, в каждом спектакле есть свои «фишки» и удачные моменты. Для таких случаев есть специальные призы. В первой части церемонии отметили лучших художников и музыкантов, лучшие ансамбли и лучшие актерские работы второго плана. И еще — очень важный приз детского жюри. Его получил челябинский театр «Манекен» за спектакль «Птица Феникс возвращается домой».
— Это самая ценная награда, — сказал режиссер Игорь Бармасов. — Спасибо детскому жюри! Это было классное обсуждение спектакля! Они вылили на нас огромное количество эмоций. И мы до сих пор все это перевариваем и обдумываем. Спасибо фестивалю! Спасибо постановочной команде из Москвы за спектакль!
Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
Один за другим на сцену поднимались известные люди города, на которых возложили обязанность вручения специальных наград фестиваля.
— Особенно радует, что этот фестиваль — для детей, — сказал председатель ЗСО Олег Гербер. — Театр — особенный вид искусства. В нем есть все: прекрасная литература, великолепная музыка, изобразительное искусство. Именно синтез искусств важен для детских спектаклей. Если не мы будем влиять на детей через театр, на них будет влиять кто-нибудь другой, и не самым хорошим образом. За детей вам огромная благодарность и признательность!
— Когда в 2019 году мы отмечали Год театра, Алексей Текслер нам пообещал, что у нас теперь каждый год станет годом театра, — сказал председатель регионального СТД России Александр Романов. — Слова с делом не расходятся: каждый год у нас случаются большие театральные события. Многое делается в регионе на зависть театралам из других областей. Самое главное, что нам выделяются средства на постановку спектаклей. И мы можем себе позволить не экономить, а делать детские спектакли яркими и интересными.
В честь великих
Сегодняшний день южноуральских театров — это во многом заслуга людей, которые жили здесь до нас, служили театру сами и учили это делать других. С этого года основные номинации фестиваля будут носить имена выдающихся деятелей театров Южного Урала. «Лучшая работа сценографа» будет жить с именем Арона Кербеля. Первым победителем в этой номинации стала Лилия Файзулина (Златоустовский театр «Омнибус», спектакль «Волшебный бал Золушки»).
Номинации «Лучшая работа режиссера музыкального спектакля» дали имя Георгия Миллера. Победителем в ней стала Вера Арбузова (челябинский театр оперы и балета, спектакль «Алые паруса»). «Лучший режиссер кукольных спектаклей», не трудно догадаться, будет носить имя Валерия Вольховского. Победитель — Александр Борок (Челябинский театр кукол, спектакль «Простодурсен»). Номинации «Лучшая работа режиссера драматического спектакля» присвоено имя Тенгиза Махарадзе. В этом году лучшим в ней признан Ярослав Жевнеров (театр «Манекен», спектакль «Птица Феникс возвращается домой».
И…
Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
…Фанфары, барабанная дробь!
Для вручения гран-при фестиваля на сцену вновь поднялся Алексей Текслер, который сначала попросил присоединиться к торжественному моменту жюри фестиваля, чтобы поблагодарить детей и критиков за серьезную работу.
— Я хотел бы пожелать детскому жюри успехов, — сказал Алексей Леонидович. — Не знаю, определили вы свой жизненный путь или нет. Но, если он будет связан с театром, это будет здорово. Тем более что у нас есть где учиться. Может быть, на следующий год, когда в фестивале будут спектакли для взрослых, мы их снова в жюри пригласим? Как известно, устами, пусть уже не младенцев, но все-таки детей, глаголет истина. И я обращаюсь к взрослому жюри: приезжайте к нам чаще, а можете и совсем не уезжать!
«А вы замужем»? — следом губернатор задал вопрос московскому критику Елизавете Боровиковой. Услышав отрицательный ответ, он обратился к министру культуры: «Алексей Валерьевич, проработайте вопрос! Уж если мы приглашаем специалистов в регион, должны учесть все моменты»!
Так плавно и со смехом участники фестиваля подошли к главному событию — вручению гран-при фестиваля имени Наума Орлова. Абсолютным победителем «Сцены» стал спектакль «Эллада» верхнеуфалейского театра «Вымысел». Этот театр все чаще и чаще получает восторженные оценки критиков. Будем надеяться, что его победа станет поводом для гастролей, и спектакли театра увидят не только критики, но и челябинские зрители. Это абсолютно честная победа театра, и они смогут в этом убедиться.
PS: Нельзя пройти мимо новости, о которой на церемонии сообщил Алексей Текслер. В Магнитогорске будет построен новый театр оперы и балета! Это событие посвящается 100-летию главного российского города металлургов, которое мы будем отмечать в 2029 году.