Сфера искусства наполняет нашу жизнь содержанием, окрашивает ее яркими красками и позволяет прививать полезные навыки юным южноуральцам. Казалось бы, творческие люди не пашут, не строят и не производят ничего материального. Но они так важны для каждого из нас, для общества в целом, потому что эти люди делают мир лучше. Для каждого творческого человека очень важно, чтобы его дело кто-то продолжил и чтобы ученики превосходили в мастерстве своих учителей. Поэтому сегодня мы будем говорить о завтрашнем дне региона. Как в Челябинской области поддерживают и развивают таланты? Могут ли они получить профессиональное образование и добиться успехов, не уезжая далеко от дома? Имеет ли значение, где юное дарование появилось на свет: в центре Челябинска или в сельской территории? Кто учит и на чем учат? Посмотрим, что у нас.
Соловей берет пением, а человек — умением
В Челябинской области успешно работает трехступенчатая система обучения творческим профессиям. Особенность заключается в том, что освоение творческой профессии начинается в раннем возрасте, к обучению некоторым специальностям можно приступать с 6-7 лет. Такие юные создания поступают в детские школы искусств.
Для справки: В Челябинской области 120 детских школ искусств. Они есть в каждом из 43 районов. 50 расположены в сельской местности. В городах с численностью населения более 100 тысяч человек функционируют 30 школ. В малых городах — 40 ДШИ. В них обучается почти 45 тысяч детей.
Среднее звеноОбучение в школе искусств то еще испытание. И далеко не все выпускники школ, понимая, сколь сложна дорога в искусстве, принимают решение идти учиться дальше. Но, если решение принято, образование продолжается в среднем звене — колледжах искусств. В Челябинской области два таких учебных заведения: Миасский колледж искусства и культуры и Озерский колледж искусств. Однако программы среднего профессионального образования существуют и в областных вузах — Южно-Уральском институте искусств им. П.И. Чайковского (Челябинск) и Магнитогорской консерватории им. М.И. Глинки.
Справка: Ежегодно на обучение по программе среднего профессионального образования принимают 450 человек. Около 20% первокурсников приезжают на Южный Урал из соседних и новых регионов России.
Высшее образованиеСреднее звено — это основное, базовое образование для творческих профессий: можно остановиться, а можно продолжить обучение. На Южном Урале два уже упомянутых областных вуза — ЮУрГИИ и Магнитогорская консерватория, Челябинский институт культуры имеет федеральное значение. Оба областных вуза многоуровневые, включающие все три ступени — от детских школ до аспирантуры.
Практически ежегодно в этих вузах появляются новые направления. К примеру, в этом году Магнитогорская консерватория открыла обучение настройщиков музыкальных инструментов. Потребность в таких специалистах огромная, а вот обучение в УрФО доступно только в городе металлургов. На базе ЮУрГИИ теперь можно учиться по специальности «мультимедийный дизайн и анимация». Прежде всего это запрос региона.
— Конечно, мы заинтересованы, чтобы выпускники оставались здесь, — говорит региональный министр культуры Алексей Бетехтин. — Однако образовательный уровень наших учебных заведений настолько высок, что он позволяет выпускнику претендовать на работу в профессиональных коллективах Москвы и Санкт-Петербурга. Но радует, что лучшие остаются в Челябинской области.
Для нас это жизнь
— Мы же все счастливые люди, — признается директор ДШИ Рощинского сельского поселения Ольга Моисеева. — Я своим ученикам говорю: дело не столько в заработной плате, сколько в том, что ты от своей профессии получаешь удовольствие. Это же в жизни главное! Огромное удовольствие, когда ты видишь своего ученика, который прекрасно играет на инструменте. И думаешь: это ведь я его научил! Когда ты видишь, что это дело твоих рук и он уже тебя перерос, это ни с чем не сравнить, ни с какими миллионами. Трудно назвать это работой. Для нас это жизнь.
Рощинская детская школа искусств расположена в самом центре красивого села. В следующем году она отметит 40-летний юбилей. Здесь чисто и светло, настоящий центр притяжения талантов для сельских детей, получающий внимание от всех уровней власти. Есаульский филиал в этом году принимает учеников, сияя свежим ремонтом, который выполнен по региональной программе инициативного бюджетирования. Музыкальные инструменты и методические пособия пополнили материальную базу районных школ искусств за счет нацпроекта «Культура». Для сельских детей созданы условия, которые ничем не отличаются от городских. Это к вопросу о равных возможностях и потребностях сельских жителей.
— Если говорить о Рощино, — продолжает Ольга Михайловна, — у нас строится много жилья, приезжают молодые семьи с детьми. Естественно, школы уже не хватает.
— Мне недавно позвонили из Долгодеревенского, — рассказывает молодой преподаватель по классу фортепиано Марина Валуева. — Спрашивали, есть ли у нас обучение на ударных инструментах. К сожалению, у нас только самые популярные отделения. К примеру, фортепиано есть, а виолончели нет. А потребность есть.
— Но нам нашли земельный участок, — продолжает Ольга Михайловна. — Его размежевали. Будем делать проект новой детской школы искусств. И министр культуры Алексей Бетехтин этот вопрос держит на контроле. Так что не завтра, но через два-четыре года новая школа у нас будет.
С миллионом и без…
В Сосновском районе три школы искусств. Здесь еще помнят те времена, когда педагоги опасались, что некому будет их заменить. Сегодня сельские школы помолодели. В этом году учить в ДШИ пришли 29 молодых специалистов. Раньше ежегодный прирост кадров — в лучшем случае три-четыре человека.
Устранить кадровый дефицит помогла региональная программа «Земский работник культуры», которая работает с 2021 года и уже привлекла в региональные села 70 специалистов.
Для желающих здесь работать предусмотрены подъемные 1 млн рублей. Неплохой денежный старт и хорошие условия для работы позволяют получать желаемый результат.
— Программа замечательная, и, насколько я понимаю, действует она только в Челябинской области, — подтверждает Ольга Моисеева. — Губернатору Алексею Текслеру и министру культуры Алексею Бетехтину огромная благодарность от сельских жителей. Руководство области понимает наши проблемы и откликается на них. Что нам нравится в этой программе: она несложная в оформлении. Проходит неделя-две, и молодые педагоги нам показывают, что пришла сумма со многими ноликами.
— А мы с женой приехали раньше, до программы, без миллиона, — говорит преподаватель по классу баяна Егор Валуев. — На селе выгоднее работать, потому что здесь есть сельская надбавка и нам оплачивают коммунальные платежи. А главное, здесь замечательный коллектив. Я работал в другой школе, здесь мне больше понравилось, и это сыграло свою роль. Мы уже купили здесь квартиру.
Есть такое понятие — «социальный лифт». Кружок самодеятельности или секция при Доме культуры, а главное, педагог, который ее ведет, позволяют выявить талант даже в самой глухой деревне.
Вертикаль «культурного» образования на Южном Урале выстроена и функционирует успешно. Талантливые южноуральские мальчишки и девчонки получают личные приглашения на совместные выступления с музыкантами первой величины, коллективы берут Гран-при международных конкурсов. Количество успехов обязательно будет расти. Ведь качество подготовки продолжает улучшаться. И это еще далеко не предел.