Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

Психологический театр жив

Казалось бы, в наш город привезли полярно разные постановки – комедию по пьесе зарубежного классика Бернарда Шоу и драму на грани трагедии русского, советского писателя Максима Горького. Но обе они – размышление о счастье и душе человеческой, обе несут очень важную для Московского художественного академического театра имени Максима Горького миссию.

– Эти спектакли – отголоски, может быть, последние, русского реалистического театра, – говорит актер Олег Цветанович, исполнитель роли профессора Хиггинса в «Пигмалионе». – МХАТ – это наследие отца-основателя системы Станиславского. А что касается новых форм, их не существует – это игра слов. Все новое – это хорошо забытое старое, и этим не удивишь никого. Удивишь только духовным погружением, и если мы затратим душу и сердце, то получим отклик в зале.

За великим наследием в МХАТ недавно приезжали представители актерской школы из Лондона, смотрели чеховских «Трех сестер», остались в восторге и стремились хотя бы малую толику увиденного мастерства перенести на английскую сцену.

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

– Мне всё время казалось, что в спектакле самая главная сверхзадача — это оставить ощущение, что русский психологический театр жив, – рассказал Александр Дмитриев, работавший над «Вассой Железновой» в качестве актера и режиссера. – Сейчас театр очень много экспериментирует, но на этом фоне должно оставаться что-то незыблемое, в хорошем смысле слова традиционное. «Васса Железнова» привносит в сегодняшний мир эти ценности русского психологического театра. Работая в этом спектакле, нам, актерам, не приходится себя преодолевать. В этом смысле я как режиссер всегда исповедую, может быть, не очень популярную позицию, но мне как зрителю интересно погрузиться в атмосферу того времени, когда происходит действие, за счет декораций, музыки, костюмов. Это не музей, это совершенно другая эстетика. И если в зрительном зале происходит вот это «чудо подключения», мне кажется, это очень хороший показатель.

Вопросы, которые поднимает спектакль по Горькому, рассказывающий о времени разложения капитализма, нравственный выбор, предложенный автором, актуальны и сегодня. А что до новых технологий, пришедших в наш век в театр, то злоупотребление ими, убежден Александр Дмитриев, может губительно сказаться на современном театре, где техника грозит заместить живого артиста и сделать ненужными его профессиональные качества:

– Через десять – двадцать лет вы не узнаете современных артистов. Не будут нужны ни голоса, ни тембры, ни хорошая речь. Театр может превратиться в шоу… На сцене сразу видно, артист ты или не артист, когда ты не «прикрыт» ничем. Сегодня это эксклюзив, который должен быть востребован.

Коллегу поддержала исполнительница роли Вассы Железновой заслуженная артистка России и Карелии Лидия Матасова:

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

– Мой педагог Владимир Наумович Левертов говорил: «Станиславский сегодня – это самое новенькое, что может быть», потому что в поиске новых форм ушли так далеко и дошли до такого безумия, что надо возвращаться к Станиславскому, к традиционному театру, который говорит о душе человеческой, возвращает нас в какие-то исторические ситуации, «чувства добрые» пробуждает. Лучше театра 1960-х, 70-х, 80-х годов пока ничего не было.

При этом творческий поиск и эксперименты всегда интересны МХАТу. С любовью и ностальгией вспоминают актеры режиссера Валерия Беляковича, приверженца условного театра, с которым с огромным удовольствием работала, в том числе, тогдашний руководитель МХАТа народная артистка СССР Татьяна Доронина.

– В основе театра Станиславского, какой бы ни была режиссура, всегда, в основном, стоял артист, – поясняет Александр Дмитриев. – В традиционном театре во главе угла не декорация, не мизансцена, все идет через артиста. Раньше ходили в театр на актёра, говорили об актерских оценках, и все потрясения были связаны именно с актерским воплощением. Сейчас же идут на режиссёра – смотреть, что он придумает, и никто не запоминает артистов. С приходом «тотальной режиссуры» иногда даже неважно, кто играет в театре. Приходят и зрители такие, которым не интересен артист. Смотрят на то, как решил пьесу режиссер – оригинально, интересно – выходят и рассказывают о режиссере, а не об актере.

Режиссеры же зачастую кочуют из театра в театр, и это нивелирует индивидуальный стиль театров, ведет к потере ими собственного лица. С учетом реалий глотком свежего воздуха для служителей театра становятся гастрольные поездки.

О зрителях

– Для хорошего крепкого актера движение, гастроли нужны как воздух. Мы должны обмениваться друг с другом, показывать и смотреть. Новые города, впечатления, люди – это наш профессиональный багаж, – подтверждает заслуженный артист России Олег Дахненко.

А однажды одна из актрис МХАТа приняла решение выпускать моноспектакль в Воронеже, чтобы увидеть живую реакцию «немосквичей», потому что вне столицы публика более отзывчивая и непосредственная. С благодарностью отозвалась о зрителях периферии и актриса Елена Коробейникова, исполнительница роли Элизы Дулиттл в «Пигмалионе»:

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

– Они часто лучше понимают, о чем идет речь. Когда мы играем там «Последний срок», спектакль по повести Валентина Распутина о деревне, чувствуем отклик, ощущаем, что люди «от земли» пришли его смотреть, они не с двадцатого этажа спустились на лифте и не в первый раз увидели подорожник. Идет взаимообмен, и порой от публики учишься чему-то, берешь для своей роли «пищу», какие-то «приспособления», слышишь, на что зрители больше реагируют, есть возможность над этим подумать, поработать. В Москве избалованный зритель, он, скорее, приходит посмотреть, что не получилось.

Еще до показов мхатовских спектаклей на сцене Магнитогорского академического драматического театра имени Пушкина с потенциальными зрителями удалось немного познакомиться заслуженной артистке России Ирине Фадиной, занятой в обоих спектаклях:

– Мы отдыхали в бассейне, туда пришли люди после рабочей смены, работяги. И вдруг они начали обсуждать Пушкина, Есенина, сравнивать их поэзию, приводили примеры, цитировали что-то из Библии… Я подумала: «Вот он, народ нашей страны, – здесь, не там». Зрители нас принимают очень хорошо в российских городах, благодарят за то, что мы «не привезли халтуру», люди чувствуют, что их не обманывают.

Характеры и страсти

Для магнитогорских зрителей гастроли МХАТа имени Горького стали незабываемым событием. Уже в первые минуты спектаклей неизгладимое впечатление произвели невероятные декорации и костюмы, созданные народным художником России Владимиром Серебровским. А потом на этом фоне раскрывались такие характеры, бушевали такие страсти… Все это получило воплощение на нашей сцене благодаря целому ряду блестящих актерских работ.

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

Роль Вассы Железновой Лидии Матасовой подарила сама Татьяна Доронина, игравшая ее многие годы. И да, это была не первая роль, принятая Лидией Леонидовной от великой актрисы. Однако уже сама по себе задача сыграть эту «могучую женщину» непроста, а уж «в составе» с Татьяной Васильевной… Актриса и режиссер трудились над тем, чтобы, взяв все лучшее у Дорониной, все же уйти от ее интонаций, без преувеличения, ставших во МХАТе родными для всех, избежать повторений, найти в образе иные черты и нюансы.

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

Лидия Матасова, кстати, сначала «закаляла характер», играя в «Вассе Железновой» Рашель – тоже сильную личность, символ нарождающегося «нового мира», противостоящего уходящей эпохе, а уж потом по настоянию руководителя театра «перешла на сторону противника».

А в «Пигмалионе» в центре – совсем иной женский образ, но тоже яркий и интересный, воплощенный великолепной актрисой широкого диапазона, которая на сцене из картаво-шепелявой плохо воспитанной девчонки легко превращается в аристократичную леди и обратно, «жонглируя» амплуа травести и романтической героини.

Елена Коробейникова рассказала историю, связанную с ролью Элизы Дулиттл. Однажды в Москву приехала ученица Анатолия Эфроса, уехавшая в связи с замужеством в Великобританию еще в 1990-х и много лет живущая в Лондоне. Она побывала на мхатовском «Пигмалионе» и после спектакля ожидала Елену Коробейникову у служебного входа, чтобы поблагодарить за роль. Она сказала, что видела множество постановок «Пигмалиона», но Элиза, сыгранная Еленой, показалась ей самой точной.

Работая над образом, Елена Коробейникова и режиссер Татьяна Доронина рассматривали предложенные актрисой варианты сценического отражения «испорченной» речи героини: говоры, акценты. Но национальные и диалектные варианты показались неприемлемыми. И Елена, по первой профессии педагог-логопед, сделала фишкой своей роли «фефекты фикции», приправив их словечками вроде «че», «покежь», неправильными ударениями, грамматическими ошибками и другими популярными «украшениями» устной речи.

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

У исполнителя роли профессора Хиггинса Олега Цветановича был свой взгляд на героя:

– В любом спектакле тема важна, а деталями и так «обрастем», это потом еще «счищать» приходится. Главное – о чём он и зачем ставится. Я играю в спектакле «гимн профессионализму». Я против дилетантов, которые заполонили все и изгнали профессионалов отовсюду. Сегодня их век. Для воплощения этой темы подходит классический материал, современные же пьесы не говорят правду, а лишь пытаются эпатировать – мало кому из зрителей это интересно.

Из пьесы Бернарда Шоу принципиально не стали делать феминистическую историю. Любовь Элизы к Хиггинсу рождается через уважение к учителю, его высоким профессиональным качествам. Это попытка стать лучше, дотянуться до уровня профессионала и в своем деле. В начале ведь Элиза Дулиттл мечтает стать продавцом цветочного магазина, а не уличной торговкой.

Легендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакляЛегендарный МХАТ представил в Магнитогорске два удивительных спектакля

Она любит и с благодарностью принимает этого человека таким, какой он есть, несмотря на его несдержанность и взрывной характер. В этом есть мудрость сильной женщины (это так по-доронински), которую проповедуют здесь актриса и режиссер, отрицая саму возможность соперничества мужчины и женщины. В этот контекст укладывается то, что Элиза, будучи в образе светской дамы, помогает Хиггинсу обуваться.

Прямодушный Хиггинс с его не очень-то приличными манерами своей искренностью и открытостью, внутренним благородством похож на Элизу. Эти характеры одновременно притягиваются и отталкиваются друг от друга. В том и интрига открытого финала спектакля: зритель должен сам додумать, чем окончится эта история. Да и у Бернарда Шоу финал изначально был открытым, дописал пьесу он по просьбе читателей, которые требовали непременного хэппи-энда для красивой сказки.

Похожие материалы

Елена СМИРНОВА

Фото Динара Воронцова, Игорь Пятинин, МХАТ имени Горького

Источник: https://www.mr-info.ru/

Топ

Лента новостей