«Южноуральская панорама» продолжает знакомить читателей с культурной жизнью Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. В этот раз поведем речь об эвакуированном в Златоуст Орловском драматическом театре имени И.С. Тургенева и о Магнитогорском драмтеатре имени А.С. Пушкина, в котором работали артисты московского Малого театра.
На сцене — орловцы
Летом 1941-го многие артисты Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус» ушли на фронт. Сцена недолго пустовала. В город крылатого коня приехал эвакуированный из Орла областной драматический театр имени И.С. Тургенева. Однако вскоре здание Златоустовского драмтеатра было отдано Первому государственному часовому заводу имени С.М. Кирова, перевезенному из Москвы.
— 30 ноября 1941 года орловские артисты сыграли в здании театра последний спектакль «Горе от ума». Зрителями его стали эвакуированные из Москвы сотрудники часового завода. На сцене еще звучали стихи Грибоедова, а в театре уже шел монтаж оборудования. В гардеробе разместился прессо-автоматный цех, в фойе — механический, в ложах — платино-мостовой и корпусной, на балконе — инструментальный. Буквально каждый метр был отдан под производство. Заводские станки были установлены на сцене, под сценой и в подвале, — рассказывает руководитель литературно-драматургической части Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус» Светлана Трофимова.
В конце декабря 1941 года орловский театр обосновался в клубе металлургического завода. Он находился в шести километрах от центра города. Артисты работали в непростых условиях. Об этом писал директор театра Богацкий заведующему Челябинским областным отделом искусств: «Размер сцены 5 на 6 метров, за кулисами имеется всего три маленькие комнатки, подсобного помещения для костюмов, реквизита, декораций абсолютно нет, часть костюмов находится в гримировочных комнатах, часть — на балконе. Декорации — под открытым небом, мебель театра рассредоточена по всему городу…».
Позже труппа орловского театра переехала в клуб завода № 259, где пробыла до конца эвакуации, до марта 1944 года. В Златоусте орловцы показали спектакли «Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Без вины виноватые», «Бесприданница» А. Островского в постановке главного режиссера М.М. Ляшенко.
— Зал всегда был заполнен до отказа. Златоустовцы горячо откликались на спектакли орловского театра. В городской газете постоянно шли материалы, рассказывающие о спектаклях, — говорит Светлана Трофимова. — В Златоусте были поставлены новые спектакли «Олеко Дундич», «Нашествие», «Лес», «Парень из нашего города», «Бессмертный».
Репетировать приходилось порой во время гастролей по области на полевых станах, в заводских цехах. Так, две новые премьерные пьесы «Нашествие» и «Женевьев и Франсуа» артисты репетировали в колхозах Чебаркульского района.
Артисты орловского театра помогали фронту. Ставили спектакли, организовывали концерты в госпиталях, на вокзалах. Орловцы собирали посылки для бойцов, передавали подарки детям погибших воинов. За активную военно-шефскую работу коллектив театра был награжден переходящим Красным знаменем, которое до сих пор хранится в театре.
В Златоусте орловцы сыграли 558 спектаклей, на которых побывало 268 тысяч зрителей. Артистов сменила труппа белебеевского театра из Башкирии. Она же стала основой художественного коллектива вновь сформированного в послевоенные годы Златоустовского драматического театра.
Театру быть!
Когда началась Великая Отечественная война, часть артистов Магнитогорского драматического театра ушли на фронт по мобилизации или добровольно. Были и те, кто сменил сцену на завод. В театре сохранились воспоминания актрисы А.Н. Шипуновой: «Играла много и с удовольствием. И вдруг война. Уходили на фронт наши мужчины. На предприятиях были нужны рабочие руки. Я тогда была молодая, здоровая — 23 года! Подумала и ушла на комбинат, в механический цех контроля. В цеху было много эвакуированных из Киева, Ленинграда. Все они, как и я, осваивали рабочие профессии, до войны они были инженерами, учителями, юристами, журналистами, работать старались изо всех сил».
В начале июля 1941 года комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР принял решение распустить в регионе часть театральных коллективов. Областной комитет ВКП(б) признал магнитогорский драмтеатр нерентабельным. За артистов заступилась начальник Челябинского областного отдела искусств Маргасова. По ее словам, в условиях военного времени театры «следует максимально использовать для политической агитации, обслуживания частей Красной Армии и т.д.». В итоге Магнитогорский драматический театр был сохранен, переведен на хозрасчет и теперь мог получать финансовую поддержку из местного бюджета.
В театре решено было пересмотреть репертуар. Он в основном состоял из произведений западноевропейских классиков.
Руководство металлургического комбината вместе с директором театра Н.Е. Чурилиной обратилось к начальнику отдела искусств при облисполкоме и директору Московского Малого театра, который находился в эвакуации в Челябинске. Магнитогорцы просили «взять над ними творческое шефство — направить на постоянную работу в театр квалифицированного художественного руководителя». В феврале 1942 года в Магнитогорск приехал заслуженный деятель искусств, режиссер Лев Прозоровский. Он и стал художественным руководителем драмтеатра. Позже в Магнитогорск прибыли московские артисты Б. Гапонцев, А. Пролыгина, И. Супруненко, художник А. Рогачева, режиссер В. Бернс.
— Благодаря работе столичных мастеров значительно сократились сроки подготовки спектаклей. Они составляли 10-15 дней, — рассказали мне в Магнитогорском драматическом театре имени А.С. Пушкина. — За 1942 год драмтеатр представил на суд зрителей восемь премьер. Среди них военно-патриотические пьесы «Батальон идет на Запад» Г. Мдивани, «Русские люди» К. Симонова, «Линия фронта проходит здесь» Л. Татьяничевой.
Под руководством режиссера Прозоровского в театре были поставлены спектакль «Весна в Москве» В. Гусева и комедии западноевропейских и русских классиков: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Женитьба Бальзаминова» А. Островского. В 1943 году артисты сыграли «Нашествие» Л. Леонова, «Осаду Лейдена» И. Штока, «Машеньку» А. Афиногенова, «Домик в Черкизове» А. Арбузова, «Со всяким может случиться» Б. Ромашова, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Трактирщицу» К. Гольдони. В честь запуска доменной печи театр поставил спектакль по сценарию магнитогорских авторов Л. Татьяничевой и Н. Смелянского «Этих дней не смолкнет слава».
Магнитогорцы выезжали с концертами в колхозы, показывали спектакли в госпиталях, призывных пунктах, на вокзале. За три года коллектив заработал 470 тысяч рублей. Все собранные деньги театр предал фронту.