«Открытие Авто»: после удешевления рубля, возобновился процесс подорожания машин на вторичном рынке
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») на основе данных компании Haraba проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение февраля 2023 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Повышение курса рубля по отношению к основным валютам привело в феврале к тому, что большинство популярных автомобилей заметно подорожало. Сильнее других (+14%) росли в цене те машины, выпуск которых прекращен в России, а по каналам параллельного импорта поставок в тех же рыночных сегментах почти нет. Речь, в первую очередь, идет о Renault Duster, Hyundai Solaris и Creta.
Российский рынок автомобилей с пробегом традиционно реагирует на любые изменения в экономике страны оперативнее ритейла новых машин. Вот и в феврале достаточно было курсу рубля к основным валютам пойти вверх, как продавцы подержанной техники почти мгновенно отреагировали на это ростом «аппетитов» по прибыли сделок. Причем активнее всего росли в цене те машины, которые больше не выпускаются в России и их почти не поставляют по каналам параллельного импорта.
Так, сильнее других, на 14,3%, подорожал Renault Duster. В феврале средний «прайс» на эту машину стала подбираться к 1,6 млн рублей. И уже превысил ту цену, за которую кроссовер продавался на вторичном рынке год назад, до начала массового введения санкций. В то время как в январе текущего года Duster-«трехлетку» в хорошем состоянии еще можно было найти дешевле 1,4 млн рублей.
Неприятным для любого покупателя подорожанием отметился и другой, в прежние времена самый популярный в России, кроссовер Hyundai Creta (1,76 млн; +14%). За его «однофамильца» Hyundai Solaris продавцы стали просить, в среднем, 1,39 млн (+14,1%). Оба корейца стоят теперь почти на 100 тыс. больше, чем год назад. Их соотечественники – Kia K5, Sportage и Rio – прибавили за февраль в цене чуть скромнее (по 6-9%). Причем в этой «троице» только кроссовер пока можно приобрести чуть дешевле, чем за него просили в феврале 2022 года. Еще два популярных «корейца», попавших в топ-20 (Hyundai Santa Fe и Tucson), в феврале также прибавили, но чуть меньше – 1% и 4,5% соответственно.
Официальных поставок в Россию от импортера Mitsubishi Outlander нет уже почти год. Примерно столько же этот автомобиль не выпускается на заводе в Калуге. При этом модель оказалась довольно популярной для завоза по параллельному импорту. Но чаще всего таким способом везут версии с мотором 2,4 литра, которые изначально дороже двухлитровых. В этом свете на рынке довольно весомо растет и средняя цена этой модели: по итогам февраля за машину просили, в среднем, 2,78 млн (+12% за месяц). Другие «японцы» (Toyota Camry, Prado и LC300) прибавили за февраль в цене не столь заметено – от 1 до 6%. А Toyota RAV-4 даже немного (–0,8%) подешевел.
В свою очередь, Lada Niva Travel и Volkswagen Tiguan отметились увеличением цены в районе 7%. По ним «аппетиты» продавцов уже превысили уровень февраля 2022 года. В случае с Niva Travel цены будут расти до тех пор, пока не насытится этот сегмент рынка – семейных, конструктивно простых и самых доступных вседорожников. С Volkswagen Tiguan ситуация немного интереснее. У дилеров весь прошлый год был довольно щедрый запас этих машин, собранных в России. К весне текущего года этот запас практически истощился. А те модели компактных кроссоверов Volkswagen, что везут к нам из Китая сами дилеры и частные продавцы, не могут в полной мере заменить прежний Tiguan. Дешеветь эта модель едва ли будет.
И наконец, в число незначительно подорожавших в феврале популярных моделей вошли также Skoda Octavia (+1,45%), Volkswagen Polo (+4,15%) и Mercedes-Benz E (+4,41%). Ценник конкурента «штутгартца» из Баварии – BMW 5 серии – колебался в пределах погрешности (–2,6%). Все эти модели довольно широко представлены на рынке, выбор по ним остается достаточно щедрым, а цены относительно стабильны и зависимы по большей части от внешних экономических факторов.
И только Lada Niva Legend оказалась единственной моделью, которая на вторичном рынке февраля подешевела сколько-нибудь значительно – на 14%. Авторитейл в целом за последние полгода довольно щедро наполнился этой моделью благодаря активной работе конвейера в Тольятти.
«Размеры вторичного рынка автомобилей в России остаются на порядок больше, чем объемы ритейла новых машин. Однако в силу снижения производства внутри России, сложностей с логистикой и финансовыми коридорами падает количество сделок и по машинам с пробегом. По разным оценкам, в текущем году это снижение может составить 9-10%. Естественно, что дефицит предложения будет способствовать дальнейшему росту цен. Причем среди относительно свежих "иномарок" возрастом до трех лет и ценой 1,5-2 млн этот рост будет наиболее хорошо заметен. А вот в более дорогих (ближе к 3 млн рублей и выше) сегментах, как мы и прогнозировали ранее, возможны корректировки цен в сторону уменьшения – за счет расширения поставок по параллельному импорту. Эти предположения останутся справедливы только в рамках относительно стабильного курса рубля и отсутствия изменений в таможенном и налоговом законодательствах», – комментирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за февраль 2023 года
Марка и модель | фев. 22 | янв. 23 | фев. 23 | фев. 23 / янв. 23 | |
1 | Renault Duster | 1 507 242 | 1 375 190 | 1 571 274 | 14,26% |
2 | Hyundai Solaris | 1 298 438 | 1 214 570 | 1 386 370 | 14,14% |
3 | Hyundai Creta | 1 652 150 | 1 541 752 | 1 757 242 | 13,98% |
4 | Mitsubishi Outlander | 2 383 424 | 2 477 832 | 2 776 563 | 12,06% |
5 | Kia K5 | 2 470 417 | 2 322 222 | 2 540 995 | 9,42% |
6 | Kia Sportage | 2 565 542 | 2 368 106 | 2 540 401 | 7,28% |
7 | Lada Niva Travel | 1 151 512 | 1 103 800 | 1 182 556 | 7,13% |
8 | Volkswagen Tiguan | 2 815 525 | 2 786 788 | 2 972 090 | 6,65% |
9 | Kia Rio | 1 409 766 | 1 375 542 | 1 463 833 | 6,42% |
10 | Toyota LC Prado | 5 793 054 | 5 913 204 | 6 275 830 | 6,13% |
11 | Hyundai Santa Fe | 3 623 798 | 3 470 919 | 3 626 043 | 4,47% |
12 | Mercedes-Benz E | 4 168 386 | 3 985 123 | 4 160 695 | 4,41% |
13 | Volkswagen Polo | 1 298 353 | 1 265 216 | 1 317 676 | 4,15% |
14 | Toyota LC300 | 7 818 403 | 7 549 545 | 7 854 393 | 4,04% |
15 | Skoda Octavia | 1 826 306 | 1 794 417 | 1 820 484 | 1,45% |
16 | Toyota Camry | 2 981 338 | 2 968 128 | 2 998 139 | 1,01% |
17 | Hyundai Tucson | 2 838 299 | 2 840 093 | 2 867 525 | 0,97% |
18 | Toyota RAV4 | 3 247 359 | 3 265 490 | 3 239 873 | -0,78% |
19 | BMW 5 | 4 554 506 | 4 453 306 | 4 338 959 | -2,57% |
20 | Lada Niva Legend | 913 041 | 1 006 769 | 865 031 | -14,08% |
Источник данных: компания Haraba
*на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье
Банк «Открытие» входит в Группу ВТБ и внесен в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России; развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Инвестиции» (бренд, включающий продукты брокерской компании и УК «Открытие»), «НПФ Открытие», ООО «Открытие Факторинг» и др. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»).
«Открытие Авто» – блок автобизнеса в банке «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к «ФК Открытие» 1 мая 2022 года. Входит в топ-5 ключевых игроков рынка по портфелю и топ-3 по объему выдач автокредитов. Партнерская сеть превышает 3,9 тыс. автосалонов по всей России. Корпоративные клиенты «Открытие Авто» выпускают более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. Пять из топ-10 российских автодилеров являются клиентами банка.