На рынке автомобилей с пробегом в 2023 году будет заключено почти семь миллионов сделок
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие») на основе регистраций от компании «Автомаркетолог» проанализировали результаты продаж июня и I полугодия 2023 года на рынке автомобилей с пробегом. За шесть месяцев текущего года объем этого сегмента авторитейла составил 3,16 миллиона машин. Это на 33% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом июнь стал самым урожайным месяцем 2023 года с результатом 581,9 тысячи машин. Лучшей маркой по объемам продаж за полугодие остается Lada – 728,7 тысячи машин, а лидер по динамике роста за полугодие – BMW (+58%). Если темпы роста вторичного рынка сохранятся, то объем бизнеса по продаже подержанных машин в текущем году приблизится к семи миллионам сделок.
Масштабы продаж автомобилей с пробегом всегда были в нашей стране кратно больше по сравнению с бизнесом по реализации новых машин. Однако, если в 2008 и 2012 гг., когда авторитейл России был в самом расцвете, соотношение продаж новых автомобилей и подержанных не превышало 1:2, то в последующие годы число перерегистраций на вторичном рынке ежегодно продолжало расти и по итогам первого полугодия 2023 г. составило уже по 1:8. Текущая ситуация с ценами в авторитейле приводит к тому, что на «пробежный» рынок за товаром вынуждены идти все большее число клиентов.
Так или иначе, по количеству сделок с большим отрывом от остальных брендов продолжает лидировать марка Lada. В июне новых владельцев нашли 131,7 тысячи автомобилей. Наиболее популярной моделью марки остается «классика» – 2107 (11,7 тысячи сделок). Впрочем, совсем недалеко оказались еще две машины АвтоВАЗа - седан Granta 2190 (11 089 а/м) и хэтчбек Samara 2114 (11 127 а/м). По результатам I полугодия именно последняя модель смогла получить звание бестселлера (58 723 а/м) среди всех представленных сегодня на нашем рынка автомобилей, даже несмотря на то, что была снята с производства уже более 10 лет назад. Секрет ее популярность прост: владельцем этой техники можно стать, заплатив всего 30-40 тысяч рублей.
Любая, даже крайне безнадежно изношенная Toyota Corolla, стоит не меньше 60-70 тысяч рублей. Причем это будут экземпляры, выпущенные еще в 80-х годах прошлого века. Тем не менее именно эта машина остается той моделью Toyota, которая из месяца в месяц помогает японской марке сохранять статус лидера среди всех иностранных брендов на вторичном рынке. За июнь у нас было реализовано 64,4 тысячи а/м с пробегом, а за полугодие – 346 тысяч машин.
Замкнула тройку лидеров рынка подержанной техники марка Kia (34,1 тысячи а/м в июне и 186,7 тысячи за шесть месяцев). В этом бренде наиболее востребован Kia Rio, который обеспечивает марке ежемесячно почти треть (11,4 тысячи в июне) продаж.
В свою очередь марки Nissan, Hyundai, Volkswagen, Renault, Honda, Ford и Chevrolet продавались в июне в объемах в среднем 20-30 тысяч автомобилей. За полугодие по каждой из них было зафиксировано более 100 тысяч перерегистраций. При этом, если в мае лидером по динамике роста была Honda (+6% за месяц), то в июне им стал Opel (+4%). У первой марки самой продаваемой моделью из месяца в месяц остается «праворульный» хэтчбек Fit (18,2 тысячи машин за полугодие), один из самых долговечных автомобилей малого класса. У второй – это седаны, хэтчбеки и универсалы Astra (32 тысячи а/м за полугодие). Эти модели более 10 лет выпускались в России и прославились неприхотливостью и невысокими ценниками.
Премиальные BMW возглавляют вторую десятку брендов по популярности (17,3 тысячи машин за июнь). Кроме того, баварская марка стала лидером по динамике роста продаж за полугодие (+58%). Следом расположился Mercedes-Benz (15,3 тысячи а/м в июне). В обоих случаях лучшими по продажам в модельной гамме оказались их седаны бизнес-класса.
В среднем от 10 до 15 тысяч автомобилей за месяц продавались в июне также Mitsubishi, Skoda, Mazda, Daewoo и Audi. Каждой из марок занять ее положение в рейтинге помогали в основном те модели, которые 10-15 лет назад были очень популярным в сегментах рынка новых автомобилей. Это Lancer, Octavia, Mazda-3, Nexia, Audi A6. И наконец, в топ-20 попали еще две японские марки – Lexus (6 тысяч а/м) и Subaru (5,6 тысячи). Первой кассу делает кроссовер RХ, второй – вседорожник Forester.
Можно напомнить, что в апреле текущего года на вторичном рынке было зафиксировано 564,9 тысячи перерегистраций, в мае – 576,2 тысячи, в июне – 581,9 тысячи, а всего за полугодие ритейл автомобилей с пробегом получил 3 164 660 сделок. Это в 7,96 раза больше, чем на рынке новых машин и на 33% больше, чем в I полугодии в 2022 года. Если темпы роста рынка сохранятся, то объем бизнеса по продаже подержанных машин в текущем году приблизится к семи миллионам сделок.
Топ-20 популярных марок среди а/м с пробегом по итогам июня 2023 года
Марка | Июнь 23 | Май 23 | I п. 23 г | Июнь 23 / Май 23 | |
1 | LADA | 131742 | 131729 | 728709 | 0,0% |
2 | Toyota | 64408 | 63252 | 346002 | 1,8% |
3 | Kia | 34126 | 34043 | 186743 | 0,2% |
4 | Nissan | 29521 | 29353 | 159348 | 0,6% |
5 | Hyundai | 29403 | 29055 | 160579 | 1,2% |
6 | Volkswagen | 25312 | 25122 | 139200 | 0,8% |
7 | Renault | 19580 | 19666 | 110328 | -0,4% |
8 | Ford | 19440 | 19287 | 105441 | 0,8% |
9 | Honda | 19402 | 19324 | 101988 | 0,4% |
10 | Chevrolet | 19058 | 19095 | 105351 | -0,2% |
11 | BMW | 17275 | 16829 | 96145 | 2,7% |
12 | Mercedes-Benz | 15293 | 15104 | 84148 | 1,3% |
13 | Mitsubishi | 14810 | 14661 | 80373 | 1,0% |
14 | Škoda | 13126 | 13539 | 73846 | -3,1% |
15 | Mazda | 12996 | 12736 | 69707 | 2,0% |
16 | Opel | 12319 | 11831 | 62767 | 4,1% |
17 | Daewoo | 10859 | 10512 | 57331 | 3,3% |
18 | Audi | 10445 | 10221 | 57243 | 2,2% |
19 | Lexus | 6002 | 5859 | 32809 | 2,4% |
20 | Subaru | 5552 | 5421 | 29418 | 2,4% |
Источник данных: регистрации автомобилей от компании «Автомаркетолог»