Как директор «Минерал-шоу» пестует наследников Данилы-мастера на Урале - интервью Игоря Дубяго
1 июня в Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоится торжественное награждение участников конкурса «Наследники Данилы-мастера». Выставка работ талантливых юных камнерезов и ювелиров проводится уже в 13-й раз. Конкурс стал всероссийским, ведь на выставке демонстрируются работы ребят из Башкирии, Магнитогорска, Тольятти, Барнаула, Екатеринбурга и Челябинской области.
Идеолог конкурса и директор выставки-ярмарки «Минерал-шоу» Игорь Дубяго рассказал ЕАН, почему камнерезное искусство – это часть уральской аутентики, как его круглогодичная ярмарка стала культурным элементом Екатеринбурга и чем занимаются мастера по работе с камнем после закрытия «Ювелиров Урала» и «Русских самоцветов».
- С чего началась ваша личная история, связанная с камнерезным и ювелирным делом?
- Я учился в Горном институте на факультете геологоразведки, поэтому со студенческих времен был связан с темой камня. В 1991 году друзья из института пригласили меня возглавить организацию ярмарки «Малахитовая шкатулка». Это была первая выставка-ярмарка камня в Екатеринбурге, ее основателем был директор геологического музея Леонид Абрамович Гузовский. Мероприятие в то время проводилось в доме спорта Горного института, там было тесновато, к тому же выставки проходили всего три-четыре раза в год. Рынок камнерезных изделий быстро рос, у меня было много идей по развитию, но институту это было неинтересно. Так в 1993 году появилось «Минерал-шоу». Сначала на базе нынешнего ЦК «Урал», потом в середине 90-х мы работали в Театре эстрады, а в декабре 1999 года провели первую выставку-ярмарку в ДК «Уралмаш». Там мы базируемся по сей день, правда, теперь это Свердловский государственный дворец народного творчества.
- Это была история про деньги прежде всего?
- Это была история про новые возможности. Что касается денег, то в совместном проекте с Горным институтом я вообще получал только фиксированную зарплату. В 90-е ведь все немного были первопроходцами, осваивали новые инструменты в свободное от основной работы время. К первому «Минерал-шоу» мы экспериментировали во всем, начиная с макетов приглашений и заканчивая новой системой регистрации участников. Помню атмосферу, которая тогда царила, неимоверный подъем от ощущения безграничных возможностей. Казалось, что все вокруг заряжены какой-то особой энергией.
- Кем были первые участники выставки?
- После начала приватизации новые собственники предприятий стали отказываться от непрофильных активов. А нужно сказать, что практически при каждом руднике были свои камнерезные мастерские, которые делали сувениры. Мастера, которые там работали, после приватизации враз остались не у дел, как правило, они ничем другим не умели заниматься. Но у них в большинстве случаев осталось оборудование - большие предприятия стали избавляться от обременительных активов. «Минерал-шоу» уже тогда стал для них площадкой для коммуникации, для поиска места в новой реальности. Выжили те, кто смог со временем приобрести новое оборудование, встроиться в рынок.
- Камнерезные мастерские при предприятиях так и не были возрождены? Почему?
- Чисто экономические причины. Три камнереза вполне способны себя прокормить, а для крупного предприятия это неинтересная, дополнительная нагрузка. У нас было два больших специализированных предприятия - «Ювелиры Урала» и «Русские самоцветы», они к тому же были уникальными базами для производственной практики. Именитые камнерезы нашего региона - Алексей Антонов, Григорий Пономарев - сначала набивали руку на простых поточных вещах. После продажи здания часть оборудования просто растворилась, а часть, к счастью, была распродана и осела в небольших мастерских. Просто малые предприятия не приспособлены для установки больших линий. На большей части бывших «Ювелиров Урала» сейчас построен ЖК. В общем, интересы крупного бизнеса перевесили социально-культурную значимость.
- К концу 90-х больших камнерезных и ювелирных производств на территории региона не осталось, как видоизменилась отрасль? Для кого вы продолжаете постоянно проводить «Минерал-шоу»?
- Я всегда говорю своим коллегам, что главным на выставке является Посетитель. Вот для Посетителя мы и работаем. Кроме того, на сегодняшний день для меня это проект, при помощи которого я зарабатываю себе на жизнь. К тому же я продолжаю чувствовать драйв, получать удовольствие от моего дела. На данный момент в России всего три таких проекта, как наш. Две выставки в Москве и одна в Санкт-Петербурге, но наша фишка в том, что мы единственная оптовая выставка-ярмарка в России, к тому же работаем не три раза в год, а постоянно. Одна из составляющих успеха - мы почти 25 лет работаем на одной и той же площадке.
- Но зачем вам еще и просветительские проекты, если все и так успешно складывается?
- Когда мы начинали в начале 90-х, у посетителей выставок-ярмарок был большой интерес к теме камня, но знания были очень ограничены. Я называю это «уровень культуры камня», и он очень вырос за время существования «Минерал-шоу». В советское время на слуху были только малахит, яшма, родонит, агат. Сейчас у людей есть доступ к информации, они стали лучше разбираться в камне, выросли запросы. Под эти запросы участники меняют ассортимент.
«Минерал-шоу» - это не только выставка, но и ярмарка. И вот этот ярмарочный компонент важен именно коммуникацией, обменом информацией. Человек по ту сторону прилавка всю жизнь связан с камнем, может о них часами рассказывать. Некоторые посетители приходят именно за этим. К тому же мы регулярно на «Минерал-шоу» проводим просветительские проекты. Например, этот год объявили годом демантоида («уральский хризолит», редкий минерал гранатовой группы – прим. ЕАН). В январе пригласили из Москвы первооткрывателя Каркодинского месторождения демантоидов Эдуарда Анваровича Ахметшина, кроме лекций и презентаций он проводил мастер-класс по гранке, доступный всем желающим. Все эти мероприятия позволяют расширить кругозор, да и возможность пообщаться с экспертами привлекает гостей выставки.
- Мне раньше казалось, что ценители камня и изделий из него в интерьере – это довольно элитарная публика. Что за посетители приходят к вам на выставку?
- Камень – это история Урала, наша аутентика. Люди, интересующиеся своим происхождением, историей семьи, места, так или иначе соприкасаются с темой камня. Это связи через работников рудников, геологов, заводчан. Если мы вспоминаем нашего самого знаменитого промышленника Демидова, сразу на ум приходит история малахита. Потому что именно благодаря Демидовым малахит узнали в Европе. И самые объемные продажи африканского малахита (на Урале малахит больше не добывают - прим. ЕАН) происходят именно в Екатеринбурге. Только у нас, кроме Москвы и Питера, но и там единицы, есть эксперты по этому камню и мастера, которые понимают, как с ним работать.
- Как обстоят дела с образованием в камнерезном и ювелирном мастерстве в Екатеринбурге?
- Надо сказать, что Екатеринбург - один из сильнейших городов России, который готовит подобные кадры. У нас в регионе есть школьные кружки, и участники этих секций активно принимают участие в конкурсе. Сохранилось 42-е училище, ставшее техникумом «Рифей». Архитектурная академия выпускает ювелиров и художников, в Горном университете сильная кафедра технологии и техники разведки. Там ребят учит молодой преподаватель Анатолий Зиналиев.
На протяжении двух лет комитет и жюри конкурса «Наследники Данилы-мастера» объезжают Урал, чтобы понять, где еще энтузиасты учат детей работе с камнем. Начали с Пермского направления, в прошлом году объехали Южный Урал. Начали с Челябинска, добрались через Магнитогорск до Сибая и Уфы. Сибай и Магнитка нас просто потрясли – очень высокий уровень работ совсем еще юных, начинающих мастеров. В общем, я бы не стал рассматривать Екатеринбург отдельно, а посмотрел бы на весь Большой Урал – везде эта история сохраняется, а мастерство передается.
- Благодаря энтузиастам?
- Да, но и тут есть проблема. К наставничеству, преподаванию приходят люди уже пенсионного возраста, и, когда эти люди уходят, кружки закрываются. Такой пример у нас в Кленовском, там был очень крутой кружок, но когда преподаватель умер, все сошло на нет. Мы были готовы помогать и инструментом, и материалами. Его молодой ученик сначала согласился вести эту работу, но потом сказал: «Мне нужно семью кормить».
Сама идея конкурса «Наследники Данилы-мастера» как раз в том, чтобы открыть миру и друг другу сообщества таких мастеров.
Задача конкурса «Наследники Данилы-мастера» - стать связующим звеном между поколениями камнерезов и ювелиров, показать преемственность поколений, привлечь внимание к существующим проблемам в развитие камнерезно-ювелирной отрасли на Урале и в России.
Большинство участников этого рынка варятся в собственном соку, во многом потому, что не видят перспективы. А конкурс им такую перспективу дает: во-первых, показать свои возможности - себя самого довольно трудно оценить объективно, да и познается все в сравнении. Во-вторых, партнеры конкурса приглашают студентов-конкурсантов к себе на работу. Потому что кадровый дефицит затрагивает всех и кадры нужно обновлять. В этом году наш постоянный партнер, компания Chamovskih, проведет для участников экскурсию по производству, чтобы показать, где молодые талантливые мастера смогут работать. У Алексея Антонова практику проходят студенты Горного университета, думаю, что он их после окончания тоже готов будет трудоустроить.
- Делегации из других городов и регионов приезжают за свой счет?
- Шестой год подряд нам помогает главный партнер конкурса - Фонд семьи Шмотьевых, который берет на себя расходы по логистике. И это для нас, конечно, как манна небесная. Магнитогорск, из которого в этом году приедут на конкурс ребята, находится от Екатеринбурга в 550 км. Вместе с конкурсантами приезжают преподаватели. Конкурс дает им возможность взаимодействовать с жюри, друг с другом, перенимать опыт и мастерство. Например, у нас в жюри есть преподаватели УрФУ Будрина Людмила Алексеевна и Винокуров Сергей Евгеньевич, которые сейчас работают над организацией курсов повышения квалификации для руководителей и преподавателей, у которых есть запрос на эту тему.
- Что с властями, насколько они помогают?
- Конкурсные работы выставляются в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на Воеводина, там же проходит открытие и награждение победителей. Таким образом нас поддерживает управление культуры администрации города.
- Вы упомянули красивые и правильные вещи – аутентику, локальный патриотизм. Осознают ли это чиновники или они видят, что вы справляетесь, и никак не участвуют в ваших социальных проектах?
- Конечно, выставку знают и часто из администрации города к нам обращаются с просьбой провести экскурсии для гостей других мероприятий, для сотрудников дипломатических миссий или для коллег из других регионов. А в финансовых вопросах я предпочитаю опираться только на себя и свои договоренности с партнерами. У нас есть еще один социальный проект – детский минералогический фестиваль «Каменная палитра», который проходит ежегодно. Мы недавно включились в переговоры с новым партнером, крупнейшим геологоразведочным предприятием в России «Уралгеология». С ними мы этот фестиваль и продолжим, учитывая, что нас связывают одинаковые тревоги по поводу будущего отрасли и профориентации.
- 30 лет - серьезный срок. Что дальше?
- Это может прозвучать как хвастовство, но за 30 лет «Минерал-шоу» стало культурным элементом Екатеринбурга. К нам едут со всей страны, есть посетительница, которая два раза в год приезжает из Магадана. Люди семьями приезжают из Краснодара, Ростова, из Белоруссии.
«Минерал-шоу» - уникальная площадка в России, на которой можно пообщаться с таким количеством людей, увлеченных темой камня. Кроме постоянной выставки-продажи мы делаем просветительские спецпроекты. В апреле у нас была выставка Михаила Цыганенко. Он спасатель в Североуральске, но всю жизнь увлекается минералами. Создал частный музей – сначала выставил коллекцию минералов, потом собрал историческую часть. Организовал археологические раскопки вместе со школьниками, открыл для нас северного промышленника Максима Походяшина, которого раньше никто не знал. Теперь у него в коллекции инструменты времен освоения недр Северного Урала (XVIII - XIX веков - прим. ЕАН), и он у нас на площадке все это показал и про все рассказывал. Пообщаться с ним приехали археологи, историки, потому что подобные артефакты только в витринах музея можно увидеть, а мы любому посетителю открыли к ним прямой доступ. Получается, «Минерал-шоу» - это еще и историко-просветительская составляющая.
Мы живем в такое время, когда сложно планировать. Но не планировать нельзя. Например, в сентябре ждем гостей из Сибая, которые привезут прекрасные картины из яшмы, выполненные в стиле мозаики. Готовим новые мастер-классы для детей и взрослых. Доделываем новый сайт выставки, который запускаем в ближайшие дни. Так что работы много, до 50-летнего юбилея точно хватит!
Источник фото: Антон Басанаев, ЕАН