– Разговаривал со старожилами, рассказали, что у них в поселке дороги в 91-м году скальником отсыпали. Я даже подумать об этом не мог. До такой степени он укатан, что просто в песок превратился, – поделился руководитель КТОС. – Дороги действительно нужны.
Дорогам в Магнитогорске в последние годы уделяется особое внимание.
улица Джамбула отремонтирована в этом году– Дорожное хозяйство — одно из ключевых направлений нашей работы, которое напрямую влияет на дальнейшее развитие Магнитогорска, – отметил глава Магнитогорска Сергей Бердников. – Мы стараемся по максимуму использовать все имеющиеся ресурсы для улучшения дорожной сети. В этом нам помогают федеральные и областные программы, в их числе нацпроект «Безопасные качественные дороги» и проект «Дорожный рывок», реализуемый по инициативе губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера. В планах на этот год — отремонтировать порядка 84 километров дорожного полотна. Отмечу, что большой объем работ запланирован по капитальному ремонту поселковых дорог. Знаю, как этого ждут наши жители и как это важно для города.
То, что Магнитогорск взял курс на поселковые дороги, заметил губернатор Алексей Текслер. Он поставил Магнитку в пример главам муниципалитетов во время рабочей поездки в город металлургов 3 мая.
– Я хочу сказать спасибо главе города Сергею Бердникову за уделённое поселковым дорогам внимания, потому что раньше никому до посёлков не было дела. Где мы там ползаем, по какой грязи. И уже третий год такие объёмы дорожных работ ударные. И депутатский корпус, и глава района также помогают. Идёт такая плотная совместная работа.
Местами дорожный ремонт действительно давным-давно назрел. Например, переулок Кузбасский в посёлке Новостройка, где проблема была даже не в ямах и грязи – сюда не могла проехать машина ЦКС и забрать мусор. Заезд был физически невозможен, к тому же участок тупиковый. Жителям приходилось относить мусор далеко, на улицу Ярославского. Это, во-первых, очень неудобно, особенно пожилым, а во-вторых, центральная дорога стояла вся в мешках.
“МИС” отсыпал дорогу фрезерованным асфальтом и сделал разворотную площадку. Теперь машина регоператора может спокойно заехать, развернуться по площадке и забрать мусор – словом, эта назревшая и острая проблема в посёлке решена.
Вот ещё пример, когда жители посёлка остро нуждались в новых, хороших дорогах – в Горнорудном дороги не ремонтировались с 90-х годов ни разу. Именно здесь их 30 лет отсыпали скальником.
улица ГорноруднаяПо центральной улице – Ярославского – весь посёлок ходит в школы, детские сады, на маршрутки и трамваи. Раньше путь до работы или садика становился испытанием. А единственная обувь, которую летом, осенью и весной носили жители – это сапоги.
– Дорога убита была просто. Грязи по колено, яма на яме. Вся будто в воронках. В прошлом году посёлок весь полностью “закатали” фрезерованным асфальтом. Когда ремонт начался, жители выходили и говорили: “За 20 лет впервые пойду на работу в кроссовках”, – рассказал Сергей Сорокин. – Все очень довольны. Вплоть до того, что дети на него семечки не грызут.
Или взять улицу Хмельницкого – могло бы показаться, что её бомбили. Если по ней проезжала машина – пыль стояла столбом, и жители посёлка вообще не могли открыть окна. Сейчас дорога ровная и удобная – её отсыпали фрезерованным асфальтом, который закатали большим катком.
БородинскийОрскийОрский– На переулке Орском проводили газ. Сами представляете, что после проводки газа с дорогой творится – глина по колено, – пояснил Сергей Сорокин. – Дорога теперь обновлённая, ровная, красивая. Такая же ситуация с улицей Дзержинского, где тоже проводили газ. Люди не могли даже на машине к дому подъехать и пройти по Дзержинского в обычной обуви – такая грязь стояла. Дорогу отсыпали фрезерованным асфальтом и закатали. Переулок Бородинский был в непригодном состоянии, весь в ямах – машины, проезжая по нему, “убивались”, ноги можно было переломать. Участок уложили свежим и ровным покрытием, теперь здесь приятно и ходить, и ездить.
За два последних года дорожный ремонт в посёлках приобрёл небывалый темп. Если раньше, отметил руководитель КТОС, за год делали максимум три дороги, то, к примеру, в 2024 году в планах привести в порядок порядка более десяти. Строительный сезон не так давно начался – а уже готовы переулок Дальний, улица Барбюса, дублёр улицы Ярославского, улица Гвардейская, переулок Орский, переулок Кузбасский, улица Хмельницкого, переулок Бородинский, участок улицы Сульфидной, улицы Дзержинского, Желябова, Рязанская, Буранная, Джамбула.
ЖелябоваРязанскаяХмельницкого– Сейчас мимо улицы Лазника проезжал в частном секторе, там грейдер отсыпает улицу асфальтовой крошкой. Пол-улицы уже почти отсыпали. Хотелось бы в этом году сделать и улицу Гвардейскую – она уже лет 8 стоит в списках, но всё не получалось до неё добраться. Она очень широкая и длинная, очень многие жители просят её отремонтировать. На Гвардейской земляное покрытие, сами представляете, что на дороге творится осенью и весной. Но в целом, чтобы такими темпами дороги делали – никогда такого у нас не было. Люди рады. Сам еду – чистенькая, ровная дорога. Самое главное, грязи нет. Дети ролики и велосипеды достали. Катаются, домой не загонишь.
Жители посёлков не просто рады новым дорогам – они и сами активно принимали участие в строительстве, проявляя поразительное единодушие.
– Заходит в посёлок техника, смотришь – вся улица выходит с лопатами, с граблями, начинают разравнивать отсыпанный материал, например, чтобы съезд ровным был, – поделился Сергей Сорокин.
Несколько улиц и вовсе, может быть, попадут под укладку горячим асфальтом в связи со строительством новой дороги в Магнитогорске. Речь идёт, в частности, об улицах Васнецова, Ярославского, а также Лермонтова – дорожная артерия, которая проходит через посёлки Карадырский, Новомагнитный и Дзержинский.
Пока перечисленные дороги только отобраны в списки и всё находится на стадии планов. Однако жители надеются, что эти планы вскоре осуществятся.
Впрочем, и фрезерованный асфальт на поселковые дороги идёт качественный. И если класть его при хорошей температуре, то он скатывается и почти не уступает по свойствам новому асфальтобетоновому покрытию. Конечно, местами фрезерованный асфальт не держится так, как хотелось бы. Например, весной по улице Васнецовой идёт много воды – полотно кое-где размывает. Если класть новый асфальт, то его не размоет, потому что вязкость материала лучше.
И всё же дороги в посёлках делают на совесть. Сергей Сорокин отметил: качество материала сразу видно.
– Бывает так, что снимают старый асфальт, который лет 5-8 не меняли, тогда качество “фрезы” не очень высокое. А, например, дорога на Зелёном Логе простояла 3-4 года, её поменяли – и асфальтовая крошка идёт очень хорошего качества. Идёшь – она к ботинкам даже прилипает. Покрытие жирное, хоть на хлеб мажь. Если станция режет асфальт правильно, то получается мелкая фракция, а если полотно снимали ещё и большим слоем – то это ещё лучше, “фреза” приходит идеальная и закатывается хорошо. Взять улицу Пахоменко, фрезерованный асфальт для неё брали откуда-то с правого берега. Дорога уже два года стоит, за это время её укатали, теперь она совсем как асфальт.
Совсем иная история случилась с улицей Прянишникова. Для ремонта пришла крупная асфальтовая крошка, куски были с кулак – видимо, отметил Сергей Сорокин, резали какой-то карман и плохо измельчили. Полотно удалось закатать, но хватило его до весны – образовались ямы и бугры. В этом году “Магнитогорскинвестстрой” привёз хороший материал, и его разровняли – ситуацию исправили.
– Да, бывают камешки, которые не прилипают, но это намного лучше, чем ямы по полметра, грязь по колено и пыль столбом, – подчеркнул руководитель КТОС. – И есть очень большой плюс – раньше дороги шли волнами, зимой образовывалась большая колейность. Отсыпанная асфальтовой крошкой дорога чёрная, ровно закатанная, она и тает быстрее, и в зимний период её легче чистить, снежный покров хорошо отстаёт.
Руководство КТОС11 работает в тесном взаимодействии с МИС. Каждый день, рассказал Сергей Сорокин, приходится приезжать по три-четыре раза на объекты и решать самые разные вопросы.
– Контролируем, выезжаем. Бывают от жителей замечания и предложения. Например, звонят и говорят: “У нас дорогу отсыпают и засыпали канаву”. Выезжаешь, совместными усилиями с “МИС” решаешь проблему, отгребаешь эту канаву. Или, например, на улице Кузбасской грунтовыми водами водосточную трубу поддавило, и она наверх вылезла. Если всё оставить как есть и дорогу отсыпать – ни к чему хорошему это не приведёт. Пришлось звонить в “МИС”, сообщить о ситуации и вызывать экскаватор. Приехали рабочие, опустили эту трубу, всё успели сделать до засыпки. Постоянно такие локальные задачи решаем, на телефоне с мастерами, с грейдеристами. Где-то случаются и конфликтные ситуации. Например, некоторые люди, видя, что дорогу ремонтируют, выходят и говорят: “Нам не надо отсыпать дорогу, нам новая дорога нужна”. Я приезжаю и объясняю, что фрезерованный асфальт – временное решение. Город вкладывает деньги, и дороги потом будут на новые меняться. Надеемся, что финансирование на частный сектор будет выделяться. А был ещё такой случай: житель посёлка оказался против ремонта дороги. Говорит: вот сейчас вы сделаете дорогу, у нас начнут гонять машины, скоростной режим нарушать. Или звонят грейдеристы: “Сергей, нам здесь провода мешают”. Поднимаем провайдера, просим: “Ребят, мы можем порвать провода, приезжайте, подтяните их”.
Работы идут на средства городского бюджета. Материал отсыпают, равняют и закатывает ООО “МИС”. Доставляют фрезерованный асфальт “Стройтех”, “МИС”, дочернее предприятие комбината тоже возит материалы.
В целом, ещё много дорог предстоит привести в порядок – 40-50 по всем 6 посёлкам.
Юлия ЗАХАРОВА
Фото Сергей СОРОКИН