Красавицы бронзового века носили одежды из привозных тканей
Знатные женщины эпохи бронзы наряжались в платья, привезенные из других территорий. Такой сенсационный вывод сделали ученые из Челябинска, Екатеринбурга и Кургана, изучившие находки, сделанные в ходе раскопок могильников на юге Челябинской области. Они исследовали происхождение овечьего руна, образцов ткани и бусин. Проект поддержан грантом Российского научного фонда.
При этом археологи использовали метод анализа «происхождения» шерсти по соотношению изотопов стронция 87Sr/86Sr. Это своего рода уникальный «адрес», по которому можно определить, в каком месте побывал исследуемый объект.
По словам ученых, они составили большую базу стронциевых «адресов» — так называемую фоновую карту, которая позволяет определить происхождение археологической находки. Такие карты сделаны для Центрально-Уральской, Тагило-Магнитогорской, Восточно-Уральской и Зауральской структурно-формационных зон.
- Мы исследовали 12 артефактов из трех южноуральских могильников бронзового века (XIX – XVI веков до нашей эры),– Степное VII, Алакуль и Агаповка II,- сообщила «Южноуральской панораме» Полина Анкушева, младший научный сотрудник Южно-Уральского федерального научного центра минералогии и геоэкологии УрО РАН.- Больше всего образцов ткани было найдено в могильнике Степное VII Пластовского района, исследованного археологами ЧелГУ под руководством Елены Куприяновой. В богатые шерстяные наряды были облачены перед отправкой в загробный мир две юные знатные девушки – представители алакульской культуры. Они, по нашим данным, являются потомками обитателей «Страны городов», в том числе знаменитого Аркаима.
По словам Полины Анкушевой, ученые исследовали фрагменты их одежды, а также аксессуаров костюма – сумочки, подвесок с бронзовыми украшениями, нити из бусин В другом могильнике, Алакуль, была захоронена девушка, у которой нашли много бронзовых украшений и фрагмент ткани на предплечье правой руки. А у ее современницы из могильника Агаповка обнаружили комплекс женских украшений – семь ромбовидных бронзовых бляшек, на одной из которых сохранилась нить из кожи и остатки красного текстиля — детали головного убора.
Соотношения изотопов стронция в образцах руна из могильника Степное VII сравнили с его содержанием в костях и зубной эмали местных овец. Некоторые образцы показали близкие значения, свидетельствующие об их выпасе в окрестностях некрополей в радиусе 10–15 километров. Овцы паслись поблизости, что свидетельствует об оседлом характере местного скотоводства. Но в ходе изучения образцов обнаружился и «импорт» – шерстяные ткани в основном привозили из Восточно-Уральской зоны. По мнению ученых, это говорит о развитой торговле, обменных процессах между разными поселениями.
— Проанализировав пять вариантов импорта тканей, можно сделать вывод, что, скорее всего, древние алакульцы привозили самих овец. Гипотезы об импорте шкур, другого сырья и целых костюмов пока не нашли своего подтверждения. Зато версия о не-местном происхождении тканей и тесьмы вполне вероятна для вещей из могильника Степное,- подытожила Полина Анкушева.- Многое говорит о том, что костюм мог быть привезен с родины девушки, удаленной от нового места вплоть до 150-200 километров. Впрочем, одежда сделана из разных кусков тканей, которые «старше» ее, и не исключено, что наряды достались дочери по наследству от предков. Так или иначе, касаемо алакульской культуры, ученые предполагают внутрикультурный обмен: животными, текстильным сырьем, или перемещения в ходе брачных связей. Гораздо более далекий импорт зафиксирован ранее для их предшественников – представителей синташтинской культуры. На одновременном Аркаиму поселении Каменный Амбар был найден фрагмент хлопковой ткани. Археолог из Москвы Наталья Шишлина установила, что ареал распространения ранних находок хлопкового текстиля может быть очерчен регионами южной и юго-восточной Азии, где в предгорных ареалах равнины Каччи уже в VI тысячелетии до нашей эры существовали условия для возделывания хлопка. Другими центрами одомашнивания хлопка могли быть долина Инда и северная Африка.