В Объединенном госархиве Челябинской области открылась выставка работ автора знаменитого «Сказа об Урале», скульптора Виталия Зайкова, приуроченная к его 100-летию.
По словам организаторов, здесь представляют графические работы, недавно переданные архиву семьей художника, а также фотографии и скульптуры из коллекции Челябинского государственного музея искусств.
— Посетители могут увидеть портреты простых рабочих людей — кладовщика Леонида Малкова и весовщицы Елизаветы Малковой, созданные в 1955 году во время поездок по области, — рассказал «Южноуральской панораме» автор проекта, археограф Дмитрий Васильев. — В монументальном советском стиле рисовал доярок, колхозниц, спортсменов. Но скульптор старался уходить от схематизма, в их обобщенных образах всегда находил индивидуальность. К примеру, для метателя молота моделью выбрал вполне реального атлета, чемпиона Советского Союза 1968 года Владимира Белоусова.
Виталий Зайков родом с Урала, деревни Боровой нынешней Свердловской области. В Великую Отечественную войну, прервав учебу в Свердловском художественном училище, ушел на фронт добровольцем. Достойно защищал Родину, готовил к боевым вылетам штурмовики Ил-2. После победы закончил худучилище, а затем и Ленинградский институт живописи им. Репина. Многому научился у своего наставника, народного художника СССР Всеволода Лишева.
Вдова Виталия Зайкова Людмила Юрьевна и внук Федор Бирючев в сентябре передали в архив ранее неизвестные работы скульптора. И вот теперь их могут увидеть посетители выставки.
— Эти работы имеют большую художественную и историческую ценность, — сказал директор Объединенного госархива области Игорь Вишев, заверив, что они не будут лежать без пользы в хранилищах, а станут богатым материалом для научных исследований и выставок.
По словам архивистов, только Виталия Зайкова признавал как равного себе другой талант — автор «Орленка» и памятника танкистам-добровольцам Лев Головницкий, обладавший очень сложным и неуживчивым характером. Оба они даже как-то вместе работали над созданием памятника Ленину на площади Революции.
— Для многих Зайков известен как автор одной знаковой скульптуры — «Сказа об Урале». Но это не так. При этом все самое яркое, мощное, убедительное, пластически наполненное силой им было создано, конечно, в Челябинске. Я бы хотел, чтобы южноуральцы знали художника и помнили о нем, — заявил директор музея искусств Станислав Ткаченко.
Эксперт челябинского отделения Банка России Ирина Меньщикова рассказала, как «Сказ об Урале» попал на новую 5000-рублевую банкноту. Его сочли символом опорного края державы и мощи России. Челябинские краеведы вошли в рабочую группу по разработке дизайна новой банкноты и убедили Центробанк в том, что украсить ее должен «Сказ об Урале». А недавно памятник отреставрировали, облагородили соседнюю территорию перед железнодорожным вокзалом.
— Виталий Зайков вспоминал, что на создание «Сказа об Урале» его вдохновили сказы Павла Бажова, — говорит Дмитрий Васильев. — Но он изваял много и других скульптур, которые украшают города нашего края. К примеру, одним из символов Магнитогорска стал его памятник первым комсомольцам, строителям Магнитки, а Копейска — первооткрывателю угольного бассейна Ивану Ребикорцеву. Монумент «Слава труду» в Варне и памятник воину-победителю в селе Бородиновке, стела Дмитрию Менделееву в Верхнем Уфалее — тоже его творения.
На открытие вернисажа из Крыма, куда Виталий Зайков с семьей перебрался в начале 1980-х, приехали его родные и близкие. К слову, его творческие гены передались потомкам: так, внук Федор Бирючев — талантливый пианист и композитор.
— Челябинск — родное место для меня. Четыре года назад я приезжал туда с концертом и видел, насколько «Сказ об Урале» — правдивый и мощный символ края, — подытожил он, добавив, что у челябинцев и гостей города особое отношение к этому величественному монументу, который во многом стал визитной карточкой Южного Урала.
Фото: Инесса Ким, Руслан Сафин, предоставлены ОГАЧО 12+