Проблема участия молодежи в экстремистской и террористической деятельности не теряет своей актуальности. Скулшутинг - массовые расстрелы в образовательных организациях - как одна из форм девиантного поведения террористической направленности.
В уголовном кодексе существует ряд статей, применяемых к различным сторонам конфликта, от родителей и их детей до образовательных организаций, связанных с последствиями скулшутинга. В частности, статья 105 Уголовного кодекса «убийство», статья 111 «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и другие, не менее суровые преступления.
Важно отметить, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. За ряд преступлений уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста, например, за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, террористический акт, незаконные приобретение, хранение, перевозку, ношение, изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также захват заложника и другие.
При этом, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
В зависимости от обстоятельств произошедшего к ответственности могут быть привлечены и родители ребенка, и сама образовательная организация. Степень вины той или иной стороны определяется в каждом конкретном случае отдельно. Законодательство предусматривает гражданскую ответственность, а также административную и уголовную ответственность.
Иначе говоря, за действия подростка будут отвечать и его родители, и он сам, и должностные лица, допустившие халатность. Действующее законодательство возлагает ответственность на образовательную организацию за обеспечение антитеррористической защищенности.
Кроме мер, направленных на антитеррористическую защищенность образовательной организации, руководству и педагогическому составу необходимо обращать внимание и на социально-психологические факторы:
1. Отношения с ребенком внутри семьи.
2. Поведение подростка в школе.
3. Психологические травмы нападавшего.
4. Психические заболевания.
Внимание со стороны родителей, адаптация трудных подростков в обществе, своевременная помощь специалистов в совокупности с антитеррористическими мероприятиями помогут избежать вооруженных нападений среди подростков.