Рыцари закона. Зачем нужны прокуроры в парламенте
А разговор мы начали не с парламентской деятельности моего собеседника, а с его прокурорских практик из прошлой службы. В 90-х годах Анатолий Брагин был прокурором Челябинска, а затем и Челябинской области, уйдя в отставку в 2004 году. Прокурорской теме в разговоре поспособствовал и недавний визит в регион генпрокурора Игоря Краснова и проверяющих из его ведомства, который был богат на публичные заявления и оценки. Впрочем, не исключаем, что эмоциональный накал прокурорскому десанту скорее добавили региональные медиа.
— Поездки по регионам представителей Генеральной прокуратуры — это сложившаяся практика, — отметил Брагин. — Это мониторинг ситуации, определение болевых точек территорий, выявление проблем, если они есть, с защитой прав человека, ведь прокуратора в первую очередь занимается правозащитной деятельностью. Понятно, что любая проверка центрального аппарата Генеральной прокуратуры, по себе знаю, настраивает на серьезную переоценку результатов, масштабную ревизию непосредственной работы.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Прокурорское прошлое, хотя и говорят, что в этой профессии тоже бывших не бывает, накладывает свой отпечаток и на парламентскую деятельность. И еще неизвестно, кому повезло больше: Законодательному Собранию, что у них есть свой прокурор, или прокуратуре, что у них есть свой человек в парламенте. Причем, по заверению Анатолия Ивановича, его пример совершено нетипичен. В большинстве своем прокуроры по завершении своей карьеры очень редко идут в политику, в публичную власть.
— И это понятно, — объясняет ситуацию Анатолий Брагин. — Прокурор всегда работает в условиях конфликта. Какое бы решение прокурор ни принял, одна сторона всегда остается недовольной. И идти в политику, идти на выборы прокурору достаточно сложно: у него всегда много оппонентов. Это объективная ситуация. Если вы думаете, что я лоббирую в парламенте интересы прокуратуры или добиваюсь лояльности к законодателям, то нет. Мы работаем на принципах взаимного уважения. Да, прокурорскую кухню я знаю неплохо, по крайне мере, не забыл, знаю, на чем основываются требования прокуратуры. Поэтому все вопросы решаем конструктивно, и на моей памяти, пока я возглавляю комитет в Законодательном Собрании, у нас особых конфликтов не было. А если возникают разные точки зрения, то всегда есть возможность отстоять свою позицию в суде.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Не важных законов не бывает
До суда дело тоже не доходило. Во многом благодаря кропотливости подготовки законопроектов, благодаря солидной юридической практике их авторов. Вот только выделить самые значимые для региона законы Анатолий Иванович затруднился. Хотя таковых было немало.
— Изначально неправильно говорить, что есть важные, а есть не важные законы. В государстве, где неэффективно работают законы, появляется много начальников, — говорит Анатолий Брагин. — Понимаете, это еще кто-то из древних сказал, что если система управления, основанная на исполнении закона, не работает, то плодятся чиновники и начальники. А если и выделять, то в категории особых назвал бы основной закон — Устав Челябинской области. Это нормативно-правовой акт, который в первую очередь должен отличаться своей стабильностью. Нельзя менять законы по понедельникам и пятницам. Есть объективные обстоятельства, когда мы вносим поправки, вызванные изменениями в федеральном законодательстве, расширяются полномочия регионального правительства…
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Законы о правительстве, губернаторе, Законодательном Собрании, статусе депутата… Анатолий Иванович перечислял региональные законы, которые также относятся к категории практически неисправляемых, поскольку были долго и тщательно проработаны законодателями. Немало нормативно-правовых актов принимается по местному самоуправлению.
— Эта сфера власти наиболее близка к населению, но она, к сожалению, чаще всего подвергается перманентным реформам и изменениям, — подытожил Анатолий Брагин. — Мы, не имея опыта самоуправления, очень быстро перешли на эту систему, даже особо и не изучив опыт других стран, откуда и была первоначальная попытка переписать закон о местном самоуправлении.
— А почему закон не заработал в нашей стране? Менталитет виноват?
— В том числе. Есть и особенности исторического развития. При советской системе была четко выстроена вертикаль власти, схема подчинения и управления, — рассуждает парламентарий. — Ведь раньше речь о самостоятельной ветви власти, о местном самоуправлении даже не шла. Сейчас методом проб и ошибок исправляем ситуацию. Были городские округа, сейчас переходим к муниципальным округам. Ведем работу по переходу муниципалитетов на одноуровневую систему. Первым на путь преобразования встал Коркино, затем Саткинский, Пластовский и Нязепетровский районы. Сейчас на очереди преобразование оставшихся 23 муниципальных районов области.
— Еще одна из причин неуспеха муниципального самоуправления — финансирование. Были полномочия, не подкрепленные бюджетом.
— Бюджета поселений обычно хватало на полгода. А дальше выживали за счет дотаций. Для объективного самоуправления финансовой подушки, по сути, и не было. У нас в свое время даже было представление, что местное самоуправление должно быть независимо от органов государственной власти. Это был явный перехлест. Глубоко убежден, что это был ошибочный подход. Местная власть — крайне важная составляющая часть единой системы власти. К ней в первую очередь обращается население, порой даже по вопросам, которые относятся к компетенции власти региональной или федеральной.
Фото предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Челябинской области
Мостим дорожку
В разговоре с Анатолием Ивановичем мы сравнили процесс законодательных инициатив с практикой благоустройства: делать тропинку там, где уже есть натоптанная дорожка. Порой такие пути прокладывают избиратели к своему депутату, высказывая наболевшее, прося о помощи… Так складывается дорожная карта, формируются пресловутые болевые точки, которые становятся лакмусовыми бумажками в оценке ситуации в территории.
— Личное общение с избирателями зачастую подталкивает к принятию многих законодательных инициатив, тех самых тропинок, — рассуждает депутат. — Многочисленные общения по вопросам благоустройства городов и сел, жалобы на припаркованный транспорт на газонах и детских площадках привели к тому, что в закон Челябинской области об административных правонарушениях мы внесли несколько составов правонарушений. Лично ко мне было много обращений в сельской местности по домашнему скоту, который безнадзорно отправляли пастись, нарушая тем самым посевы, благоустройство территории. Мы установили административную ответственность за безнадзорный выпас личного скота, выгул домашних животных.
Парламентариям потребовалась ювелирная юридическая точность при принятии закона об административной ответственности, чтобы не перехлестнуться с федеральным законодательством и получить действующий закон в субъекте Федерации.
— Законотворческая работа, с одной стороны, не терпит суеты и поспешности, — продолжает разговор Анатолий Брагин. — Можно написать идеальную норму, но работать она не будет. Надо знать механизмы действия закона, механизмы исполнения закона. И здесь мне помогает прокурорское прошлое, правоприменительные практики.
Фото предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Челябинской области
Коррупция не по нраву
Вспомнили мы и о законе о противодействию коррупции, автором которого также был Анатолий Брагин. Закон есть, закон действующий, но и коррупция никуда не делась.
— На ранних этапах современной истории нам преподносили, что на Западе, где царит демократия, нет коррупции. Да ничего подобного, там такое творилось и творится, — улыбается Анатолий Иванович. — В свое время мне попало в руки международное обсуждение проблем коррупции, которое сопровождалось примером какой-то американской территории, где были привлечены к ответственности адвокаты, судьи за достаточно масштабные преступления. Скажем так, не спички воровали.
Как одну из форм профилактики мздоимства Анатолий Иванович предлагает поставить на весы, что человек обретает и что теряет.
— Он теряет свободу, он попадает на десять, а то и больше лет в исправительное учреждение, — говорит Брагин. — Один мудрец сказал, что не следует законами добиваться того, что можно достичь улучшением нравов. Помимо строгости и жесткости законов, их обязательного применения следует работать над воспитанием, над нравственным восприятием, точнее даже неприятием всего того, что является беззаконием.
Напомним нашим читателям, что прокурор Анатолий Брагин вошел в летопись истории региона как прокурор, на период службы которого пришлись, пожалуй, самые громкие криминальные события. Не зря ту пору называли лихими 90-ми. Это и рейдерские захваты, и заказные убийства, и рэкет… Но Челябинской области, а таких регионов в стране оказалось немного, удалось не утонуть в криминальных войнах, сохранив торжество закона.
— Это действительно было крайне непростое время, — соглашается Анатолий Иванович. — Правоохранителям, чтобы противостоять преступности, приходилось выживать на фоне нехватки кадров, финансового дефицита, несовершенства закона… За 10-15 лет тогда прошло 28 амнистий, а каждая амнистия провоцировала рост рецидивной преступности. В последние годы, к счастью, изменилась судебная практика назначения наказания, став более взвешенной и рассудительной. И сейчас наши коллеги из Госдумы к вопросам объявления амнистии, чтобы не порождать всплеск преступности, подходят крайне сдержанно.
Фото предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Челябинской области
Правильно жить
…В кабинете у Анатолия Ивановича на самом видном месте черно-белые фотографии его деда и отца, героев-фронтовиков. Дед, Тимофей Григорьевич Субботин, — участник Первой мировой войны, был награжден Георгиевскими крестами. Отец, Иван Прокопьевич Брагин, был пулеметчиком в Великую Отечественной войну, 24 июля 1943 года в ходе Курской битвы получил тяжелое ранение осколком. На стол к полевому хирургу он попал только на третьи сутки, когда уже началась гангрена, пришлось ампутировать руку. Жили они в селе, работали в колхозе, что такое тяжелый крестьянский труд, они знают не понаслышке.
— Дед и отец — мои учителя. То, как они прожили свои жизни, для меня пример. Они правильно жили, — объясняет Анатолий Иванович. — Когда я был прокурором области, то у меня в кабинете висел еще и хороший нарисованный портрет Петра Первого как великого реформатора, как основоположник прокуратуры. Время и история рассудит, чьи портреты оставить и кем гордиться.
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
А завершили мы общение прокурорскими историями. Анатолий Иванович рассказал о прокуроре Магнитогорска Павле Ивановиче Сорокине, который в разгар репрессий написал письмо Вышинскому.
— «Почему мы арестовываем людей лишь по справкам НКВД, нам даже дела на проверку не предоставляют…». Я сам читал его письмо в архиве, когда работал в Магнитогорске. Он же прекрасно понимал, на что он идет, он понимал, чем это ему обернется, но не мог поступить иначе, — рассуждает Анатолий Иванович. — А следом к письму приколот секретный протокол партийного собрания, суда и прокуратуры, где обсуждается персональное дело бывшего прокурора города Сорокина, который изобличен как враг народа и арестован. Его осудили к 10 годам, отбыл срок, вернулся домой и через год умер.
Неудобным для тогдашней власти стал и заместитель генерального прокурора СССР, а затем и России, Владимир Иванович Кравцев, родом из Челябинска. Он руководил расследованием событий 3-4 октября 1993 года и исполнил решение Госдумы об освобождении в связи с объявленной амнистией членов ГКЧП, поехал ночью в Лефортово и освободил политиков.
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
— Это был поступок, поскольку на него оказывалось невероятное давление из администрации Ельцина, чтобы он не спешил с исполнением амнистии, объясняли, что все еще будет переиграно, — рассказывает Брагин. — А утром он слетел с должности, долго не мог устроиться, работал рядовым сотрудником в одной из московских прокуратур. Но он не мог поступиться принципами, исполнив свой служебный и гражданский долг. Я могу многих назвать, кто заслуживает истинного уважения. Настоящие рыцари закона.
К таковым депутат Брагин отнес и бывшего прокурора Челябинской области Михаила Георгиевича Киселева. Абсолютно честный, авторитетный юрист проработал в должности 17 лет. Роберт Валентинович Голубев, работавший транспортным прокурором, а затем назначенный прокурором области. Каждому из своих коллег Анатолий Иванович давал блестящие характеристики как юристам, как порядочным людям…
Автор этих строк, не согласовав с героем публикации, добавил в этот список и Анатолия Ивановича Брагина. Уверен, что ни за годы службы в прокуратуре, ни за время депутатской работы усомниться в его профессионализме и порядочности не было даже и повода.