Серия локальных мероприятий, нацеленных на развитие креативного сектора региональной экономики в партнерстве государства, бизнеса и экспертного сообщества, открылась в Миассе форумом «Креативная среда». В программе дискуссии по актуальным вопросам развития креативных индустрий, консультации институтов поддержки, кинопоказ и нетворкинг.
Форум начался с открытого диалога «КИЧО. Точка сборки креатива. Миасс». Обращаясь к гостям и участникам сессии, заместитель председателя Правительства Челябинской области Антон Артемов обозначил приоритеты региона в развитии креативной экономики и ключевые шаги, которые уже предприняты. Это в том числе принятие закона о развитии креативных индустрий, внедрение регионального стандарта, открытие профильного агентства и введение налоговых льгот.
«Южный Урал – прекрасное место, которое сочетает в себе и природу, и историко-культурное, и архитектурное наследие, и промышленные площадки. Все это вместе создает неповторимую атмосферу для развития творческих индустрий. Важно, чтобы в Челябинской области, где живут и работают почти 10 тысяч креативных предпринимателей, были созданы комфортные условия для ведения такого бизнеса. Для этого регион активно развивает инфраструктуру поддержки креативного сектора. Это коллективная работа, в том числе работа каждого из муниципалитетов в структуре всего региона», – отметил Антон Артемов.
Первый форум в рамках Дней креативных индустрий не случайно проводится в Миассе: здесь сформировано одно из самых активных креативных и предприннимательских сообществ Челябинской области. Олег Буданов, заместитель главы Миасского городского округа, рассказал, что сегодня территория делает ставку на диверсификацию экономики, туризм и создание благоприятной среды для жизни. В числе ключевых трендов – развитие дизайн-сообщества и ремесленничества, синтез спорта, искусства и современных технологий, а также истории, искусства и урбанистики. Яркий пример – район Старгород, где находится Особняк купца Смирнова, включающий Музей пельменя и Музей хлеба.
Широкий спектр мер поддержки креативного сектора действует по линии регионального Минкульта. Первый заместитель Министра культуры Челябинской области Ирина Анфалова-Шишкина призвала креативное сообщество пользоваться этими инструментами. Например, признание продукции изделием народно-художественных промыслов, открывающее возможность получения налоговых льгот и попадания в музейный фонд региона и страны.
Лучшие практики федерального и регионального уровня участникам форума представила Ирина Чиркова, директор Агентства развития креативных индустрий Челябинской области (АНО «КИЧО»). В их числе «Российская креативная неделя – Урал», конференция маркетологов «Завод», Парижская неделя моды.
«Правительство нашего региона, Минэкономразвития и АНО "КИЧО" открыты для знакомства с новыми творческими проектами, идеями и инициативами. Мы можем их совместно прорабатывать, транслировать и продвигать. Для этого проводим такие форумы в муниципалитетах, как сегодня. В дальнейшем на базе нашего агенства мы запустим адресные меры поддержки: помощь по выводу творческой продукции на маркетплейсы и по защите авторских прав, софинансирование расходов на рекламу и участие в выставках», – подчеркнула Ирина Чиркова.
О грантовых и проектных механизмах для граждан, бизнеса, НКО и социальных предпринимателей на сессии рассказал Михаил Комиссаров, генеральный директор Фонда «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области». Жанна Котова, эксперт по грантам и социальным проектам, руководитель Лаборатории муниципального развития Института молодежи, продолжила тему, предложив проработать возможность запуска креативных образовательных смен в детских лагерях.
В завершение слово предоставили представителям творческого предпринимательства. Евгений Степовик, руководитель проекта «Тургояк – территория спорта», выразил признательность представителям местной администрации, которые активно поддерживают креативные инициативы. Максим Сахаров, руководитель фабрики «Чаокофе», рассказал о продуктовой идентичности своего проекта, который стремится максимально локализоваться, углубится в среду.
За открытым диалогом последовала дискуссионная сессия «Место съемок: Челябинская область», в которой приняли участие представители органов власти, институтов развития и региональные киноэксперты. Стороны обсудили шаги, необходимые для создания на Южном Урале эффективной экосистемы для развития местного кинопроизводства и привлечения крупных федеральных проектов. Эксперты проработали направления деятельности региональной кинокомиссии и критерии оценки фильмов и сериалов, которые с 2026 года будут претендовать на поддержку от области. Также участники дискуссионной сессии договорились о дальнейшей совместной работе в этом направлении.
Большой интерес гостей форума вызвала тренинг-мастерская креативного психолога «Креативные стратегии и тактики в жизни и профессии». Спикером выступил Леонид Филимонов, преподаватель кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Южно-Уральского государственного университета, основатель и директор Школы развития человека «Homo Creativus», член Челябинского объединения профессиональных психологов.
В течение дня гости форума «Креативная среда» смогли получить персональные консультации по мерам государственной и региональной поддержки от экспертов АНО «КИЧО», Центра «Мой бизнес» и Фонда «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области».
До конца года Дни креативных индустрий пройдут в Сатке и Магнитогорске. Организатором выступает АНО «Агентство развития креативных индустрий Челябинской области» при поддержке Министерства экономического развития региона.







