Алексей Нечаев: «Придумали “фишку”, чтобы отремонтировать в два раза больше дорог»
В ноябре новым министром дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области был назначен Алексей Нечаев. Почему новое назначение стало для него неожиданностью? Какие «фишки» придумали, чтобы отремонтировать в два раза больше дорог? Почему старт дорожного сезона в следующий раз точно не задержится, как было в этом году? По какой новой схеме дорожники будут бороться со снегом и гололедом? Об этом и многом другом рассказал «Губернии» Алексей Нечаев в первом большом интервью в качестве министра дорожного хозяйства и транспорта региона.
Свою работу в отрасли Алексей Нечаев начинал с простого дорожного рабочего. Затем стал начальником компании «Автодорстрой-1», работал заместителем начальника отдела проектирования в «Челябинскавтодоре» и там же несколько лет руководил отделом производственно-технического надзора. В региональном миндортрансе начал работать в 2015 году – начальником управления дорожного хозяйства.
– Алексей Сергеевич, в этом году в Челябинске задержали старт дорожного сезона. Какая ситуация была в других муниципалитетах? Все ли планы успели осуществить и будут ли в этом году класть асфальт зимой?
– Муниципалитеты, Челябинск в том числе, в этом году поздно получили деньги. Пик дорожного сезона – май-июнь – а они только приступили к работе. К счастью, успели все. Повезло, что погода позволила. Зимой асфальт класть не будут. В этом нет необходимости, так как все работы завершены.
По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в этом году отремонтировали и построили более 100 километров региональных дорог и 59 километров дорог в Челябинске и Магнитогорске. Всего в этом году завершили работы на 400 километрах дорог, считая региональные и муниципальные.
Чтобы больше этого не допускать задержки старта дорожного сезона, решили распределить средства заранее. В декабре будет опубликован официальный документ, а 1 января все муниципалитеты уже получат деньги на ремонт и строительство дорог. В январе-феврале они смогут провести все формальные процедуры с подрядчиками, и как только снег растает, подрядчики сразу же приступят к работе. В этом году вся схема, которая была до этого, перечеркнута, так что это одно из нововведений.
– Какие еще нововведения планируются в следующем году?
– Одна из «фишек» – новая система работы по замене верхних слоев дорожного покрытия. Ее мы уже согласовали с Алексеем Текслером. Когда мы провели диагностику, увидели, что у нас немало дорог, у которых крепкое основание, не подверженное разрушению. В таких случаях целесообразнее заменить только верхний слой. Раньше мы меняли покрытие – заказывали проект, он проходил госэкспертизу. Это долгий и затратный процесс. Один километр дороги обходился в 20 – 25 миллионов рублей. Если менять только верхние слои, это будет стоит порядка 7 – 10 миллионов рублей. Таким образом мы достаточно быстро приведем автодороги в нормативное состояние, люди сразу заметят результат. И, вместо надоевших всем ямочных ремонтов, мы увидим ровное дорожное полотно. Если в этом году отремонтировали 400 километров дорог, то в следующем будет 800. То есть количество дорог увеличится в два раза, при том что дорожный фонд вырастет только на два миллиарда – с 17 миллиардов рублей в этом году до 19 в следующем.
Еще один новый подход – Алексей Текслер решил выделить дополнительные средства на дороги муниципалитетам. В 2020 году сумма субсидий составит 1 миллиард 200 миллионов рублей. Эти средства пойдут на решение проблем, которые из года в год не решались в муниципалитетах из-за недостаточного финансирования. Учитывалось и мнение южноуральцев. В планах ремонт тех дорог, на которые поступало больше всего жалоб.
– Какие самые крупные и проблемные дороги были отремонтированы в этом году и какие отремонтируют в следующем?
– Есть понятие «опорная сеть» – это все магистрали, которые соединяют муниципалитеты или выходят на соседние регионы. Из 8723 километров региональных дорог «опорная сеть» – это порядка 3700 километров. Она всегда в приоритете. В 2020 году продолжится ремонт дороги Челябинск – Харлуши, мы ее называем параллелью М5. Уже три года идет реконструкция дороги Аргаяш – Кулуево – Марксист – Альмеева и будет продолжена в 2020 году. Сделали в этом году мостовой переход через реку Сак-Елга, работы на дороге Миасс-Карабаш-Кыштым в 2020 году будут продолжены. Начали работы на дорогах Шагол – Красное Поле – Полетаево, участке М-5 от Миасса до Златоуста и еще нескольких других. Их завершат в следующем году.
Были и небольшие, но социально значимые объекты на территории муниципальных образований, например, по программе «Развития сельских территорий» построили дороги в Чесменском и Октябрьском муниципальных районах.
– В районе Кременкуля в этом году при ремонте дороги применялся усовершенствованный новый тип покрытия (об этом говорил руководитель управления строительством «Южуралмоста» Константин Снегирев). Что это за покрытие и применялись ли где-то еще инновационные технологии?
– Речь идет о ЩМА-16 – щебеночно-мастичный асфальтобетон. Это не новый тип покрытия, а улучшенный по сравнению с ЩМА-20, который уже несколько лет применяется в Челябинской области. ЩМА-16 используется пока только в основном в Челябинске и Магнитогорске, но постепенно на эти смеси переведем все муниципалитеты, потому что они более прочные и долговечные. Пока муниципалитеты, в которых раньше применяли самые простые смеси типа Б, переходят на смеси типа А – он классом выше, а крупные города – с типа А переходят на ЩМА.
На выставке "Дорога – 2019" в Екатеринбурге делегация Челябинской области представила инновационный битум и новые разработки. В выставке принимали участие Алексей Нечаев и Алексей Текслер.
Бороться с гололедом будут по новой схеме
– Губернатор недавно потребовал отказаться от реагентов на челябинских дорогах. Как будут бороться с гололедом в южноуральской столице и других муниципалитетах?
– Со следующего года мы переходим на новую форму содержания дорог. Болезнь Челябинска и других муниципалитетов – подход к «легкому труду». Когда снег выпал, нужно его убрать, счистить и вывезти, а подрядчик, к сожалению, не принимал меры. Он смоченную соль рассыпал на выпавший снег, который достаточно было просто смести, и ждал, пока все растает. А все жители Челябинска и Челябинской области ездили по таким грязным дорогам. Мы эту тему обсудили с губернатором. Однозначно мы отказываемся от пескосоляной смеси. Весной от нее пыль столбом, забитые ливневые стоки и канализация. Соль применятся будет, но в другом режиме и только на сложных участках дорог – перекрестках, остановках, спусках и подъемах. Теперь все будут вычищать в течение двух часов после того, как обработали солевым раствором. То есть временной отрезок будет коротким – полил и сразу убрал.
– Осенью подрядную компанию «Ойкумена» раскритиковали за плохую уборку региональных дорог и назначили штраф. Аналогичная ситуация была в Златоусте с «ДРСУ». После этого все требования были выполнены? Ужесточились ли требования к подрядчикам и контроль их работы?
– Когда такой рычаг включается, у подрядчика, видимо, переключается сознание, и он начинает работать так, как и должен в соответствии с государственным контрактом и техническим заданием. Штрафы – это вынужденная мера. Что касается, к примеру, компании «Ойкумена», мы их несколько раз предупреждали – есть переписка, есть засвидетельствованный факт нарушения. Требования к подрядчикам всегда строгие, потому что у нас довольно серьезное техническое задание. После того случая все исправили, претензий больше не было. Но и снега пока особо не было, посмотрим, как будут справляться дальше.
Стать независимым экспертом может каждый
– Алексей Текслер поставил задачу разработать интерактивную карту дорог. К ее разработке уже приступили?
– Мы понимаем, что жителям Челябинской области хочется видеть, что делается. Мы говорим о каких-то цифрах, километрах, но нужна наглядность. Есть поручение губернатора, мы задачу выполняем. До конца года появится такая программа – система контроля дорожных фондов. Она будет в общем доступе. На карту уже нанесли все дороги. На каждой будут отмечены ремонтные работы, сумма, подрядчик, который их выполнял. Сейчас добавляются планы на 2020 – 2022 годы. В ближайшее время жители региона смогут увидеть эту карту.
– Еще одно из поручений губернатора – обеспечить помимо традиционного независимый контроль качества ремонта дорог в регионе, в том числе, предложил привлекать общественность. Привлекаете общественников?
– На базе нашего министерства создали общественный совет и рабочую группу общественного контроля. Это две независимые службы. Туда входят независимые лаборатории, активисты Общероссийского народного фронта, ветераны дорожной деятельности, преподаватели вузов и просто заинтересованные люди без специального образования. Мы с ними можем выехать на любой объект, сами они тоже инициативу проявляют. Проводим эту работу по мере необходимости – еженедельно или ежемесячно. Наши независимые эксперты резюмируют работу, которая была проделана.
Вообще, мы всех желающих приглашаем. Можете написать на наш сайт, мы официально включим вас в группу и будем приглашать на все мероприятия.
Назначение стало приятной неожиданностью
– Стало ли для вас неожиданностью новое назначение? Что было самым сложным в новой работе? С какими проблемами столкнулись?
– Неожиданностью, откровенно скажу, стало. Но это была приятная неожиданность. Я работал начальником управления дорожного хозяйства в министерстве с 2015 года. Отвечал за региональные дороги. А тут раз – и такое назначение. Конечно, отказываться от него нельзя. Страха не было, так как работа мне понятна. Тема транспорта на моей предыдущей должности для меня была вторична, все-таки моя стезя – это дороги, но я быстро погрузился в эту сферу. Понятно, что должность «расстрельная». Все же не по воздуху ходят, а дороги часто не в лучшем состоянии. Дорожников ругают, но критика – это для нас тоже инструмент, будем смотреть, где болевые точки, и исправлять ситуацию.
Проблема, с которой я столкнулся в новой должности, – это кадры. Первый вопросы был – с кем работать? Без хорошей команды здесь не обойтись. Специалистов-дорожников в Челябинской области мало, и их почти нигде не готовят, в вузах закрывают соответствующие кафедры. Мы уже разработали схему – новый штат, новое штатное расписание. У нас еще будут кадровые перестановки. Мы подобрали специалистов, которые имеют дорожное образование и большой опыт в этой сфере. К примеру, в ближайшее время у нас будет новый замминистра – профессионал в своем деле. Его кандидатура сейчас на согласовании.
В октябре Алексей Текслер решил вместе с тогда еще и. о. министра дорожного хозяйства и транспорта Алексеем Нечаевым проехать по недавно отремонтированным дорогам за рулем автомобиля.
– Какие впечатления у вас остались после рабочей поездки с Алексеем Текслером, когда он был за рулем?
– Поездка неожиданностью не была, потому что Алексей Леонидович заранее позвонил и предупредил. Основные магистрали у нас в приличном состоянии, а вот сверни куда-нибудь, и начинаются проблемы. Поэтому маршрут выбирали не в центре. Проблемные места не объезжали, наоборот, посмотрели, где есть над чем поработать. Проехали по региональным дорогам, сравнили с федеральными. По пути общались на тему развития Челябинска и Челябинской области. Я, как министр, и наше министерство узко подходили к работе: отвечаем за региональные дороги, а остальное не в нашей компетенции. Алексей Леонидович объяснил, что мы должны работать шире – помогать муниципалитетам.