В Челябинской области стали чаще лишать свободы нетрезвых водителей. За неудовлетворительные дорожные условия к ответственности привлекли 3,5 тысячи должностных лиц. Совместно с областным правительством Госавтоинспекция продолжила внедрять системы автоматической фиксации административных правонарушений. Эти, а также другие меры привели к снижению в регионе количества погибших в ДТП.На некоторых участках дорог аварийность снизилась на 50 процентов.
Повлияет ли на работу ГИБДД сокращение штата сотрудников Госавтоинспекции, которое сейчас проводится, и с чем оно связано? Какие причины приводят к авариям с самыми серьезными последствиями? Почемуюжноуральцы могут получить «архивные» штрафы ГИБДД? Об этом и многом другом рассказал на встрече с журналистами «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс» начальник УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области полковник полиции Андрей Мурыгин.
– Андрей Владимирович, как вы оцениваете ситуацию в Челябинской области в плане безопасности дорожного движения?
– Главная задача, которая ставилась президентом РФ, – снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях, и за последние три года на территории Челябинской области количество погибших в ДТП сократилось. В прошлом году погибло 370 человек, среди них 15 детей. За каждой цифрой трагедия, но смертность за год снизилась на 4,5 процента. Сократилась тяжесть последствий, это наш профессиональный термин, означающий количество погибших на сто пострадавших.
- Назовите самые главные причины, приводящие к авариям на дорогах.
- Несмотря на все принимаемые меры по выявлению пьяных за рулем, эта проблема традиционно остается актуальной. В прошлом году 418 ДТП было совершено по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Это каждое десятое ДТП. Поэтому для нас очень важно таких водителей выявить и наказать. За двенадцать месяцев выявлено 20 тысяч нетрезвых водителей, почти две тысячи из них привлечены к уголовной ответственности за повторное управление транспортом в нетрезвом виде. Суды стали гораздо чаще выносить реальные сроки лишения свободы за такое нарушение. Так осуждено 350 человек. Еще одна проблема – наезды на пешеходов. Она, конечно, более характерна для крупных городов. 127 погибших из 370 – это пешеходы, 38 из них погибли на пешеходных переходах.К сожалению, возросло число погибших во встречных столкновениях –погибло 118 человек. Это, прежде всего, касается федеральных и областных дорог, где большие скоростные режимы. 52 процента ДТП были совершены при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях. Прежде всего, это отсутствие или износ разметки, отсутствие дублирующих знаков, пешеходных ограждений. По итогам этих недостатков мы привлекли к ответственности почти 3,5 тысячи должностных и юридических лиц: дорожных, коммунальных организаций, администраций муниципалитетов. Контроль за состояние дорог мы ведем постоянно.
– Взаимодействуете с муниципальными властями?
– Конечно. К примеру, в Челябинске мы направили предложения мэру Евгению Тефтелеву о дублировании знаков на 17 самых аварийных пешеходных переходах. Власти сразу реагируют. В Чурилово, допустим, установили светофор около школы. Бывает и по-другому. Наша принципиальная позиция заключается в привлечении к ответственности глав муниципальных образований, которые не принимают мер. В декабре прошлого года мы, отмечая большие проблемы с аварийностью и содержанием дорог в Миассе, инициировали иск в областную прокуратуру о принуждении главы к обустройству пешеходных переходов. До 1 апреля работы должны быть проведены. Той же администрацией не выполнены несколько постановлений суда об обустройстве искусственного освещения - судебные приставы направили материалы в следственный комитет. Это не единичные случаи.
- У ГИБДД много совместных проектов с областными властями…
- Хороших проектов. Например, совместно с правительством области мы продолжили развивать системы автоматической фиксации административных правонарушений. Функционировало 85 стационарных комплексов и 35 передвижных. В местах установки систем автоматической фиксации аварийность снизилась на 50 процентов.
– Тендер на установку систем видеофиксации выиграл новый подрядчик. Что из этого следует?
– В прошлом году тендер выиграл «Ростелеком», его контракт с правительством региона истек в декабре, поэтому провели новый конкурс. Выиграла компания из Нижнего Новгорода. Работа новой подрядной организации предполагает увеличение количества постов в течение трех лет до 106. Сейчас их запускают в Челябинске Миассе, Магнитогорске, Копейске и Златоусте. В феврале новая компания уже должна была запустить 32 стационарных комплекса и 35 передвижных. Посты «Ростелекома» тоже остались, сейчас решается вопрос об их выкупе правительством Челябинской области. Видеоматериалы со старых постов пока нам не поступают, но с 20 февраля все изменится.
– Видео с камер какое-то время хранится в архиве. Означает ли это, что после запуска тех систем видеофиксации, которые сейчас не передают записи, водители, нарушавшие правила под этими камерами, будут получать архивные штрафы?
– Информация хранится в архивах в течение года, мы ее используем для полицейских целей – розыска и так далее. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 15 дней. Если срок давности не истечет,нарушители ПДД будут отвечать за свои действия. Но, повторю, с 20 февраля все уже будет восстановлено.
Андрей Мурыгин:
«Сокращение штата ГИБДД не повлияет на количество нарядов на дорогах»
– Андрей Владимирович, сейчас проходит реформа ГИБДД. С чем она связана и большое ли сокращение штата в Госавтоинспекции региона?
– Согласно приказам президента и министра внутренних дел подразделения Госавтоинспекции сокращаются. В Челябинской области - на 243 штатных единицы. Это около 11 процентов сотрудников. Примерно в таких же пропорциях это касается и других субъектов РФ. Связано это с оптимизацией расходов, а также с тем, что некоторые функции ГИБДД перешли к другим ведомствам. Сокращения касаются в основном надзорных подразделений, подразделений пропаганды безопасности, административной практики. Но количество нарядов на дорогах не сократится.Ни одно строевое подразделение дорожно-патрульной службы в Челябинской области не ликвидируется.
- Водители, попавшие в ДТП, жалуются, что к ним очень долго едут сотрудники ГИБДД.
- Я не связываю это с сокращением. Недавно, например, прошла информация, что в Копейске девять часов ждали сотрудников ГИБДД. При этом Копейское подразделение одно из немногих, где вообще ни одной должности не сократили. Сейчас проводим там проверку, разбираемся. При этом хочу напомнить водителям, что оформить ДТП в определенных случаях можно и без сотрудников ГИБДД, для этого существует европротокол. Более того – есть и административная ответственность для участников дорожного движения, если они не убирают машины и создают затор. Однако участники дорожного движения еще не привыкли к этому. Сейчас предлагаются законодательные инициативы, чтобы ГИБДД вообще не выезжало на места ДТП, если не нанесен вред здоровью.
Когда можно применять европротокол?
Как сообщает пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» с 2015 года по 2017 год доля оформляющих ДТП по Европротоколу в Челябинской области выросла с 14 до 27 процентов. Процедура европротокола позволяет оформлять ДТП для получения страхового возмещения по ОСАГО без участия сотрудников полиции. Европротокол можно оформить, если в ДТП участвуют не более двух автомобилей, не нанесен ущерб чьим-либо жизни, здоровью, а также имуществу третьих лиц; если между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии.
Мнение: "Проблема не в дорогах, а в превышении скорости"
Дмитрий Микулик, министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
- В России утвердили стратегию безопасности дорожного движения до 2024 года, и согласно этому документу 85 процентов особо тяжких и смертельных ДТП, а это лобовые столкновение, наезд на пешехода или животного, съезд с дороги, происходит из-за нарушений правил дорожного движения, а не ненормативного состояния дорог. Мы анализировали аварийность на тех участках, где проводили ремонтные работы. На некоторых дорогах тяжелых ДТП до ремонта было гораздо меньше, чем после. Получается, нормативное состояние не гарантирует отсутствие дорожно-транспортных происшествий. Мы можем хоть все дороги «залепить» дублирующими знаками, пешеходными переходами, и мы это делаем, но ДТП не прекратятся, пока водители не перестанут превышать скоростной режим. У ГИБДД своя позиция на этот счет. Тем не менее, мы взаимодействуем на регулярной основе, еженедельно обмениваемся информацией. Программу проекта «Безопасные и качественные дороги» тоже согласуем с Госавтоинспекцией, ее специалисты вносят свои предложения, замечания.