Об итогах работы управления муниципального заказа администрации Магнитогорска за 2023 год сегодня на малом аппаратном совещании главы города рассказала начальник управления муниципального заказа Ольга Горбатова.
Весь закупочный процесс регулируется Федеральным законом о контрактной системе. Централизация закупок в соответствии с данным Законом осуществляется через уполномоченный орган – управление муниципального заказа администрации города.
В 2023 году управление продолжило осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для 221 заказчика города.
За отчетный период управлением в рамках своих полномочий была проведена 3761 закупка товаров, работ и услуг.
В результате совместной работы заказчиков и управления муниципального заказа были благоустроены городские скверы и парки, отремонтированы школы и детские сады, объекты культуры и физкультуры, приобретены квартиры для детей-сирот.
По словам начальника управления муниципального заказа, по итогам проведенных процедур закупок экономия составила 630,12 миллионов рублей. Все сэкономленные средства были направлены на осуществление закупок для дальнейшего развития города.
Обеспечение конкуренции – один из важных принципов контрактной системы.
Активность участия в закупках в 2023 году существенно не изменилась. В отчетном периоде было подано 10735 заявок участников, уровень конкуренции составил 2,85.
Победителями закупок стали участники из 63 регионов России. Наибольшую долю – 65 процентов – от количества закупок составили поставщики Челябинской области;
По итогам состоявшихся конкурентных процедур, объявленных для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, заключено 8314 контрактов.
Всего в предыдущем году участниками закупок подано 35 жалоб, из них необоснованно – 26, обоснованно – 6, частично обоснованно– 3.
Жалобы были рассмотрены комиссией по контролю в сфере закупок Челябинского УФАС.
Специалисты управления принимали участие в онлайн заседаниях комиссии, а также оказывали содействие заказчикам в подготовке правовых обоснований на жалобы.
Результаты рассмотрения жалоб размещены на официальном общероссийском сайте.
«В прошлом году заказчики вели работу по включению сведений об участниках, уклонившихся от заключения контракта или нарушивших существенные условия исполнения контракта, в Реестр недобросовестных поставщиков, который ведет Федеральная антимонопольная служба. За отчетный период в УФАС направлены сведения о 38 поставщиках, отказавшихся от заключения или не исполнивших контракт. По результатам рассмотрения: 14-включено,24 – отказано», – пояснилаОльга Николаевна.
Направление сведений о недобросовестных поставщиках для включения в реестр является обязанностью заказчиков, которая строго регламентирована Законом о контрактной системе.
Все заказчики муниципального образования осуществляют закупки у единственного поставщика по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе путем размещения заявки в электронном магазине.
По итогам работы электронного магазина в 2023 году заключено 3534 контракта.
Приоритетным способом выбора поставщика по-прежнему остается аукцион в электронной форме.Также продолжается тренд на цифровизацию и автоматизацию закупочного процесса:
- введено структурированное описание объекта закупки,
- подача структурированных заявок участниками закупок.
С 1 октября 2023 наступило право заключения цифрового контракта, и заказчики успешно начали работать в этом направлении. С 1 апреля 2024 года заключение цифрового контракта будет обязанностью заказчика.
Ольга Горбатова отметила, что повышение уровня квалификации и профессионального образования специалистов управления и муниципальных заказчиков является важным фактором эффективной работы по осуществлению закупок, предупреждению и противодействию коррупции.
Все сотрудники управления прошли повышение квалификации с получением удостоверения:
- в сфере государственных закупок по 44-ФЗ;
- по курсу «Противодействие коррупции в сфере закупок».
В связи с изменениями в законодательстве было принято участие:
- в 19 обучающих мероприятиях;
- в публичных обсуждениях правоприменительной практики, проводимых Челябинским УФАС;
- семинаре Контрольно-счетной палаты Челябинской области;
- мероприятиях Минимущества;
- конференции Главного контрольного управления Челябинской области.
Ольга Николаевна также подчеркнула, что созданная система госзакупок работает в условиях постоянного форс-мажора, но практика показала, что введение антироссийских санкций не повлияло на функционирование контрактной системы, она продолжает работать бесперебойно.
В связи с этим управлением определены задачи на этот год:
- определение поставщиков в рамках новых требований 44-ФЗ;
- применение национального режима при осуществлении закупок;
- техническая поддержка по работе в Единой информационной системе и на электронной торговой площадке;
- повышение квалификации сотрудников управления;
- участие в комплаенс-процедурах администрации города.
«Мы видим динамику развития процедуры закупок. Еще раз подчеркиваю – это один из самых серьезных видов наших работ. Это деятельность, позволяющая в течение года реализовать ряд проектов, которые мы для себя ставим как основные. Своевременность осуществления всех процедур – либо закупка оборудования, либо выбор поставщика каких-то услуг – от этого зависит успешность и выполнение всех наших планов», – подытожил глава города Сергей Бердников.
Также Сергей Николаевич особенно подчеркнул то, что в первом квартале необходимо усилить работу по заключению договоров, чтобы реализовывать целевые показатели:
«Мы понимаем, как это важно и насколько сложно. В этой сфере есть и теневая сторона в лице недобросовестных поставщиков или подрядчиков. Имеют место быть инциденты, из-за которых мы теряем золотое время, и в середине года приходится вновь проводить все процедуры. Сегодня управление муниципального заказа – очень важная структура. 44 Федеральный закон постоянно претерпевает изменения, поэтому мы каждый год повышаем квалификацию сотрудников, отправляем людей на обучение».