«Поезд Победы» протяжным паровозным гудком возвестил о своем прибытие в Магнитогорск. В дань памяти победителям в Великой Отечественной войне поезд прошел по всей стране. На перроне ретро-поезд, состоящий из локомотива и двух вагонов-«теплушек», встречали сотни магнитогорцев, пишет «МР-инфо».
Горожан не испугала хоть и солнечная, но довольно прохладная погода. Праздничное мероприятие, ставшее традицией, включало в себя приветствия представителей Южно-Уральской железной дороги и Совета ветеранов, а также концерт профессиональных артистов.
Сотни рук с телефонами были подняты над головами, многие стремились записать видео и сфотографировать прибытие «Поезда Победы». Это один из самых ярких моментов праздничного мероприятия, посвященного предстоящему Дню Победы.
Поезд прибыл с запада на первый путь, издалека были слышны гудки паровоза, сначала тише, потом все громче и громче. Звучал голос Левитана: «Говорит Москва! 8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена! Германия полностью разгромлена!»
И вот с оглушительными гудками и под приветственные крики собравшихся – взрослых и детей - поезд прибыл на первый путь. Ведущий напомил, что победной весной 1945 года в каждом городе СССР эшелоны с демобилизованными солдатами забрасывали цветами, играли оркестры, люди приходили на вокзал каждый день и обнимали победителей. Среди тех, кто сегодня встречает ретро-поезд, член Совета ветеранов Правобережного района Владимир Смилик.
«Мне 73 года, я служил в танковых войсках, - вспоминает Владимир Смилик. - После восьми классов окончил суворовское военное училище, затем Челябинское танковое училище. Служил в Польской народной республике в северной группе войск и в московском военном округе. Папа участник войны, мама труженик тыла. День Победы - это самый главный праздник. Я родился здесь, службу закончил в Курске, но вернулся в родной город. Я активист, людям помогать стараюсь, в школах выступаю. Мы видим, как дети меняются, становятся еще лучше, у нас прекраснейшие дети».
Из «теплушек» поезда выпрыгивали артисты в гимнастерках, обнимались с южноуральцами. А затем начинался концерт, звучали стихи и песни военных лет и нашего времени - «Темная ночь», «Катюша», «От Волги до Енисея» и другие. У локомотива выстраилась очередь из желающих осмотреть кабину машиниста изнутри, и сфотографироваться, выглянув из ее окна.
«Приехали в очередной раз в Магнитогорск, привезли «Поезд Победы», доставили паровоз, празднуем, - улыбается машинист паровоза Семен Полтанов. – Мы вшестером приехали, две бригады, ведем паровоз посменно. В каждой бригаде машинист, его помощник и кочегар. Специфика управления паровозом серии «Л» отличается, конечно, от современных локомотивов, изучали ее, так просто не сядешь, не поедешь. Постоянно курсы повышения квалификации проходим, чтобы не забывались навыки, все-таки это не каждодневная работа. В течение года месяц-два периодически обкатываем паровозы после ремонта в депо Троицка. Для нас это большая честь, представлять машинистов паровозов, ведь они внесли большой вклад в Победу. И вот когда готовишь паровоз, едешь на нем, как бы окунаешься в эту среду».
Ведущий напоминил, что в Великую Отечественную войну перед железнодорожниками стояла невероятная по сложности задача - эвакуировать почти треть промышленного потенциала страны с запада на восток. В советском Союзе с его колоссальными расстояниями, восемьдесят пять процентов всех грузов перевозилось по железным дорогам. Помня о подвиге славных предшественников, их традиции продолжают работники РЖД.
«Это железнодорожная традиция накануне Дня Победы встречать ретро-поезд, я ею горжусь, - говорит заместитель главного инженера Южно-Уральской железной дороги по Челябинскому региону Сергей Климонтов. - В тендере загружен уголь, локомотив идет своим ходом. Ведут ретро-поезд машинисты локомотивного депо, везут победителей в Магнитогорск, как в те далекие времена».
«Наша команда должна обеспечить безопасность, прежде всего, - поясняет дежурный помощник начальника вокзала Магнитогорск Ирина Копырина. – Хоть погода и подвела, мы были удивлены, что такое количество народа нас посетило, у нас такого не было уже давным-давно».
«Дорогие товарищи, с праздником, с днем Победы, с приездом нашего долгожданного Поезда Победы, - обращается к землякам председатель Совета ветеранов Магнитогорска Александр Макаров. - Мы клянемся всегда помнить о тех, кто воевал за нашу Родину. Из 34 тысяч ушедших фронт наших земляков, 14 тысяч не вернулись, их имена высечены на плитах монумента «Тыл-Фронту». Сегодня наши дети и внуки вновь защищают нашу Родину. Давайте пожелаем им удачи, чтобы они вернулись живыми и здоровыми. За нами Победа!».
Ровно час длилось праздничное мероприятие на перроне вокзала Магнитогорска, а в 13 часов, дав прощальный паровозный гудок, машинисты повели «Поезд Победы» дальше. Надо отметить, что по Южному Уралу сейчас одновременно в разных направлениях едут два ретро-поезда. «Магнитогорский» встретят в Карталах 6 мая.
Справка ЮУЖД
Торжественные мероприятия были организованы Южно-Уральской железной дорогой в честь празднования 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Ранее «Поезд Победы» встретили в Бузулуке. Уже завтра, 6 мая, поезд приедет в Карталы. 7 мая торжественное мероприятие с прибытием ретропоезда пройдет в Оренбурге, а 8 мая в Кургане и Челябинске. Традиция запускать «Поезда Победы» на паровой тяге появилась на ЮУЖД в 2008 году. Поезда стали настоящими символами Победы в Великой Отечественной войне. В мае 1945-го бойцы возвращались с фронта на поездах, ведомых паровозами, с радостной вестью: «Ура! Победа!». На полустанках, станциях и вокзалах героев встречали с цветами, слезами радости и оркестрами. Реконструкция встречи «Поездов Победы» – это связующая нить поколений и дань уважения всем, кто совершал трудовой и боевой подвиг, приближая День Победы.
Спрравочно:
Паровоз Л — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0. Он разработан в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова. Выпускался с 1945 по 1955 год. Один из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог СССР. За разработку его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог за паровозами Л закрепились прозвища «Лебедянка» и «Лебедь».