С 1 июля 2024 года в Челябинской области выросли тарифы на коммунальные услуги.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 11% (на 2023 год действовал 9%) с возможным предельным отклонением на 4,8%, то есть до 15,8%, что предусмотрено законом.
В связи с изложенным изменение величины тарифов на коммунальные услуги произошло с 1 июля 2024 года.
Наличие обозначенного отклонения вызвано тем, что рост по отдельным муниципальным образованиям и (или) наборам коммунальных услуг, как выше, так и ниже, но с сохранением среднего роста по области не превышает 11%.
По муниципалитетам с учетом структуры коммунальных услуг рост может быть как 11,1%, так и ниже, но в среднем по области рост коммунальных платежей не превысит заявленных 11%. Данное обстоятельство находится на контроле Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Ограничению на рост тарифов подлежит совокупный платеж гражданина за коммунальные услуги, который включает в себя: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, электроэнергию, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Иными словами, ограничению подлежит не тариф на отдельную коммунальную услугу, а совокупная плата в сопоставимых объемах.
Ежегодное изменение тарифов в Челябинской области связано, прежде всего, с инфляционными процессами и показателями социально-экономического развития.
Основными факторами, влияющими на рост тарифов на коммунальные услуги на 2024 год, являются:
- рост цен на электроэнергию на 9,1%;
- рост цен на природный газ на 11,2%;
- рост стоимости ремонтных работ и материалов на 7,2% в пределах индекса потребительских цен.
Следует отметить, что дополнительными факторами роста тарифов являются актуализация органами местного самоуправления схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, заключения концессионных соглашений, что предусматривает мероприятия по реконструкции (модернизации) оборудования, утверждение нормативов расхода топлива и нормативов потерь, снижение полезного отпуска тепла и другие экономически обоснованные затраты.
Обеспечение непрерывности предоставления услуг и обеспечения их качества осуществляется при помощи включения в тарифы экономически обоснованных затрат в условиях ограничения роста платежей граждан за коммунальные услуги.
Кроме того, в соответствии с принятыми региональными законами обеспечивается соблюдение установленного индекса роста платы на территории Челябинской области путем установления для населения льготных тарифов на тепловую энергию и на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так, для снижения тарифной нагрузки для потребителей из бюджета Челябинской области ежегодно выделяются средства на компенсацию межтарифной разницы, связанной с установлением льготных тарифов на тепло и услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – около 7 миллиардов рублей. Одновременно с этим действуют меры социальной поддержки (субсидии) для граждан с низкими доходами на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, в текущем году на территории Челябинской области будут применены все возможные механизмы социальной поддержки, как при установлении тарифов, так и непосредственно при оплате коммунальных услуг. Совокупный рост платежа гражданина за весь набор коммунальных услуг не превысит 11% (для стандартной квартиры 54 кв. м. и 3 проживающих человека 789 рублей в месяц при общем платеже 7961 рублей).