За пять лет в Челябинской области было сделано более 4 000 километров автодорог. При этом, как уже сообщала «Губерния», в других регионах такому дорожному рывку просто завидуют. Особо эксперты отмечают, что началось финансирование из областного бюджета муниципальных дорог, в том числе и сельских. Выбирая объекты для ремонта или строительства, власти опираются на просьбы жителей, чтобы улучшить условия проживания, повысить пешеходную и транспортную доступность территорий. Кстати, о транспорте — он тоже очень изменился. Не только в городах, но и в поселках теперь можно увидеть современные экологичные машины. Южноуральцев уже не удивить низкопольными автобусами, нанотехнологичными электробусами. Ждем двухэтажные трамваи и метротрам.
С каждым годом в Челябинской области растет финансирование, выделяемое на ремонт дорог. А значит, увеличивается и объем дорожного ремонта. В этом сезоне в дорожном фонде региона предусмотрено 24,7 миллиарда рублей. Половину от этой суммы — 14,4 миллиарда рублей — направили в муниципалитеты. Ремонт активно ведется не только в городах, но и в сельской местности. В порядок приведут более 800 километров дорог. Еще пять лет назад такое было даже сложно представить! При этом, как рассказали «Губернии» в областном министерстве дорожного хозяйства и транспорта, при ремонте подрядчики применяют самые современные технологии, которые повышают качество покрытия.
Заглянем в 2019 год: половина дорог не соответствовала нормам
Напомним, пять лет назад новый на тот момент глава региона поставил задачу кардинально изменить положение дел в дорожной сфере.
— Почти половина дорог не соответствует нормативным требованиям! Ни меня, ни жителей области не устраивает такая ситуация. Будем ее менять. А приоритетами при выполнении дорожных работ будут применение новых материалов и технологий, усиление контроля качества, обеспечение гарантийных обязательств, переход на контракты жизненного цикла, —жестко сказал в 2019 году Алексей Текслер.
И в Челябинской области действительно в разы увеличили объем дорожных работ, в том числе в сельской местности. Взялись за ряд сложных и важных объектов, включая Ленинградский мост в Челябинске и новый мост в Бакале, где десять с лишним лет с тех пор как старый разобрали город фактически был разделен на две части, отрезанные друг от друга. Полностью завершили четырехполосную трассу М-5 в направлении на Екатеринбург. Сейчас вот полностью четырехполосной стала трасса от Челябинска до Миасса.
К слову, предполагается и реконструкция федеральной автодороги А-310 Челябинск —Троицк — граница с Казахстаном. Расширение дороги до четырех полос должно усилить транспортный коридор «Восток — Запад». На это обратил внимание заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, курирующий строительство и развитие территорий.
— Проект станет драйвером развития региона, — выразил уверенность вице-премьер.
Заметим, что некоторые участки федеральных трасс теперь стали скоростными: по ним ездить можно со скоростью, превышающей 90 километров в час.
По новым технологиям теперь делают 97 процентов дорог
Ставку на Южном Урале делают не только на количество, но и на качество. Как отмечает глава регионального миндортранса Алексей Нечаев, ежегодно в области увеличивается процент применения новых и наилучших технологий (НиНТ). Если в прошлом году только на 73 процентах дорог применяли подобные технологии, то в 2024-м НиНТ используют на 97 процентах дорог Южного Урала.
По словам министра, в настоящее время на 23 объектах, включая участки дорог Большое Баландино — граница Красноармейского района и Нижняя Санарка — Скалистый, успешно используют асфальтобетон А 16 ВН и А 22 НН. А на дороге Южноуральск — Магнитогорск — щебеночно-мастичный асфальтобетон, который также повышает прочность покрытия.
Качество ремонта постоянно контролируют две подведомственные организации — ОГКУ «Челябинскавтодор» и ОГКУ «ЮУЦДИИ» — у специалистов которых большой опыт и высокая квалификация. Также у них есть необходимые приборы, инструменты и оборудование для лабораторного и строительного контроля.
Практически в каждом муниципалитете за этот сезон обновят региональную дорогу. Какие-то объекты из щебеночного покрытия переведут на асфальтобетон, а где-то появится новая дорога. Помимо городов — столицы Южного Урала Челябинска, Магнитогорска, Миасса и т.д. — масштабный ремонт ведется и в глубинке. Дороги ремонтируют в Октябрьском, Увельском, Варненском, Уйском, Кизильском районах и в других территориях.
Из ключевых объектов сейчас — дорога Челябинск — Октябрьское. В этом году здесь планируется обустроить более шести километров. Также этот сезон дал старт трехлетнему проекту по обустройству дороги Октябрьский — Крутоярский — Петровский. В 2024-м подрядчик планирует привести в порядок четыре километра, но в общей сложности предстоит обновить 15 километров. По просьбе жителей приведут в порядок семь тысяч квадратных метров покрытия на дороге Халитово — Баязитова. Капитально отремонтируют почти пять километров дороги Новокаолиновый — Кизилчилик — Песчанка.
Дожди не помешают выполнить план
Жители сельской местности отмечают улучшение дорожной инфраструктуры за последнюю пятилетку. Они говорят, что дорожный ремонт в Челябинской области действительно стал по-настоящему масштабным. А проект «Дорожный рывок», который инициировал губернатор, доказал свою эффективность. Если раньше дороги в территориях ремонтировали по остаточному признаку, то Алексей Текслер пересмотрел этот подход, а поэтому муниципалитеты Южного Урала стали получать также приличное финансирование.
В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области добавляют, что в первоначальном плане на этот год был ремонт не только 358,070 километра дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, но и 372,807 километра дорог местного значения. Ремонт идет в графике, проблемных объектов в настоящее время нет. Сезонные дожди не помешают подрядчикам выполнить свои контрактные обязательства.
Эксперты о том, почему Челябинской области завидуют
За пять лет в Челябинской области было сделано более 4 000 километров автодорог. Особо эксперты отмечают, что началось финансирование из областного бюджета муниципальных дорог. При этом власти опирались на просьбы жителей, чтобы улучшить условия проживания, повысить пешеходную и транспортную доступность территорий.
— Южноуральцы и гости нашего региона наблюдают масштабное дорожное строительство в Челябинской области, и нам многие завидуют. Сейчас Челябинская область — один из лидеров в рейтинге российских регионов по качеству автомобильных дорог, а когда-то мы были в конце таких рейтингов, — сказал ранее «Губернии» председатель комитета Законодательного собрания по социальной политике Сергей Буяков.
— С первого дня работы в Челябинской области губернатор Алексей Текслер взял дорожную тему на личный контроль. Совсем не удивительно, что сейчас мы получили одни из лучших дорог в стране, — добавил главный редактор сайта «Челябинск Сегодня» Александр Файрузов.
От разваливающихся трамваев — к уникальным разработкам, которыми заинтересовались даже в Москве
Вместе с дорогами в муниципалитетах стали менять общественный транспорт. При этом досконально продумали стратегию его развития. Для начала в крупнейших городах области — Челябинске совместно с Копейском, Магнитогорске, Златоусте и Миассе. В этих городах проживает более 60 процентов жителей области. Дальнейшие планы еще грандиознее.
— Я помню 2019 год. На улицах сплошь старые автобусы и троллейбусы, разваливающиеся трамваи. За пять лет мы кардинально изменили ситуацию. Мы одни из лидеров в процессе обновления общественного транспорта в стране. А наш электротранспорт — лучший. Его сейчас приобретают по всей стране, и, я уверен, этот процесс будет все более и более активным. И конечно, все это реально меняет наши города, муниципальные районы и округа. С учетом этого года по области будет приобретено 335 трамваев, 184 троллейбуса и 767 автобусов, — поделился воспоминаниями Алексей Текслер в обращении к Законодательному собранию в этом году.
Все южноуральцы заметили, что на смену устаревшей технике приходят электробусы, низкопольные трамваи и троллейбусы собственного производства — современные тихие и экологически чистые. Для обновления парка общественного транспорта в городах Челябинской области было принято принципиальное решение не только покупать его, но и производить самостоятельно. Все это стало возможным благодаря систематической работе по привлечению в область крупных инвесторов.
Так, группой «Синара» был открыт завод по производству троллейбусов и электробусов в Челябинске. Первые челябинские модели уже вышли на маршруты. До конца этого года троллейбусный парк будет полностью обновлен не только в Челябинске и Миассе. А в 2025 году в Магнитогорске появятся электробусы челябинского производства.
Продолжает выпускать новый общественный транспорт и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Он осваивает производство новых моделей трамваев, которые выйдут на линии Челябинского метротрама. Впереди реализация и новых больших проектов — собственно, строительство метротрама протяженностью более 11 километров, а еще, например, производство двухэтажных трамваев.
О том, что в Усть-Катаве планируют массовый выпуск двухэтажных трамваев, председателю правительства РФ Михаилу Мишустину рассказали на выставке «Иннопром-2024» во время посещения стенда Челябинской области. Ранее в Роскосмосе, в который и входит завод, представили принципиально новую отечественную модель двухэтажного трамвая, который может разгоняться до 100 км/час. Предназначалась беспилотная разработка для космодрома «Восточный», но сейчас стало известно и об использовании вагонов для общественного транспорта в больших городах. Известно, что разработкой заинтересовались в Москве, уже заключено соглашение и летом 2025 года в столице должна состояться ее презентация. А массовый выпуск намечен на 2026 год. Об этом рассказал гендиректор завода-разработчика Роман Новиков.