Счастье Коха. Почему австрийцы в Сатке стали шпионами

28.08.2024, 11:16
Читать на сайте Magnit-news.ru

Это было время масштабных преобразований в промышленности и экономике. На короткое время страна открылась миру, чтобы получать современные технологии и специалистов.

Американцы и европейцы вместе с советскими рабочими возводили новые предприятия и потом работали на них. Так и Южный Урал в конце 1920-х — в 1930-х годах стал площадкой развернувшейся в СССР индустриализации: модернизировались старые промышленные предприятия, строились новые, и это привлекло в регион опытных специалистов, инженеров, конструкторов, рабочих. Американские и немецкие специалисты участвовали в проектировании, строительстве, пуске и наладке оборудования, в обучении советских специалистов на металлургическом комбинате в Магнитогорске, ферросплавном и тракторном заводах в Челябинске. На саткинском заводе «Магнезит» работала целая группа австрийцев.


Прессовое отделение цеха магнезитового кирпича Саткинского завода
Саткинское месторождение магнезита было открыто в конце XIX века. В 1900 году построена камерная печь с древесным генератором, установлена шаровая мельница с паровым двигателем. Осенью 1901 года завод по производству огнеупоров выдал первую продукцию. В годы индустриализации на предприятии были введены новые мощности и частично механизированы тяжелые ручные работы.

Выбрали Советский Союз

Два десятка австрийцев прибыли в Советский Союз в 1932 году и были направлены для работы в Сатку. На заводе «Магнезит» главным механиком завода работал Иван Пост, старшим инструментальщиком горнорудного управления — Иозеф Фиске, аппаратчиком теплового бюро — Вильгельм Штейн, конструктором — Отто Цойнер, мастерами магнезитового цеха трудились Франц Муллей и Юлиус Цагран с 17-летним сыном Юлиусом, слесарями — Макс Сова, Амброс Нагель, Иоган Фюг, Арнольд Вельц, Вальтер Вибуш, электрослесарями — Генрих Мросцок и Франц Круг, грабарем был Василий Бельц, токарями — Эрнст Герман и Франц Роучка. Они приехали с семьями, и их жены и старшие дети также работали в Сатке.


Франц Кох 1897 года рождения

Среди прибывших в Советский Союз был Франц Францевич Кох. Он родился в 1897 году в австрийском городке Дойч-Кальтенбрунн, что на востоке страны. Получил среднее образование по специальности «машиностроитель», был механиком. В годы Первой мировой войны служил в армии Австро-Венгрии. Война спровоцировала распад Австро-Венгерской империи, страна переживала экономический кризис. Франц Кох участвовал в рабочем движении, затем вступил в Коммунистическую партию Австрии. Неурядицы в Австрии вынудили его отправиться на поиски счастья. Он оказался в Румынии, где работал в нефтяной фирме электромонтером. В 1927 году Франц Кох отправился в Америку. Он работал слесарем в разных машиностроительных компаниях в Аргентине, Парагвае, Уругвае, Бразилии, Чили, Колумбии, США и Канаде.

В 1932 году австрийский подданный Франц Кох обратился в специальное бюро торгового представительства СССР и был направлен на Южный Урал в Сатку. Сначала Франц Кох работал слесарем в прессовом цехе, а в декабре 1933 года стал начальником парового хозяйства завода «Магнезит».


Анкета арестованного Франца Коха. 1938 год

Арест по фамилии

Все изменилось в 1937 году… В Советском Союзе разворачивались массовые политические репрессии, и иностранцы оказались удобной мишенью в качестве «врагов народа». Начальник специальной части управления НКВД по Челябинской области Константин Перфильев в 1940 году описал это время так: «На одном оперативном совещании начальник управления Чистов заявил, что надо нажать, что у нас цифры арестованных меньше, чем в Свердловской области. После этой установки Чистова Луговцев предложил мне проверить через адресные столы, выявить людей с иностранными фамилиями и выявить людей с какими-либо компрометирующими данными. Я обязал адресные столы, и начальники их каждые три дня передавали мне списки на этих людей, а я по распоряжению Луговцева передавал эти данные в отделения для арестов этих людей».

В феврале-марте 1938 года было сфабриковано дело 17000 в отношении группы граждан Австрии, работавших на заводе «Магнезит» в Сатке. По нему арестовали семь человек. Главой «контрреволюционной организации» был определен Франц Кох.

Австрийские специалисты обвинялись в участии в контрреволюционной организации, вредительстве и шпионаже. В обвинительном заключении, подготовленном в январе 1939 года, отмечалось: «Третьим отделом УГБ НКВД по Челябинской области вскрыта и ликвидирована контрреволюционная организация на Саткинском заводе «Магнезит», проводившая шпионскую и диверсионную деятельность в пользу одного из западноевропейских фашистских государств».

В сфабрикованных протоколах допроса все обвиняемые признали свою вину в том, что являлись участниками контрреволюционной организации, занимались шпионажем, вредительством, что выразилось в порче котла, насосов и прочего оборудования, что позднее оказалось ложным обвинением.


Амброс Нагель 1886 года рождения

Письмо из Граца

Самым пожилым в группе арестованных оказался Амброс Кондратьевич Нагель, на момент ареста ему было 52 года, он работал ремонтным слесарем. Амброс Нагель скончался в челябинской тюрьме 6 июня 1939 года от «туберкулеза легких и миокардита сердца». Остальные арестованные 31 декабря 1939 года Особым совещанием при НКВД СССР как «нежелательные иностранцы» были приговорены к выдворению из пределов СССР. Все австрийцы, осужденные по делу 17000, реабилитированы военным трибуналом Московского военного округа 2 апреля 1964 года «за отсутствием состава преступления».

В декабре 1963 года Франц Кох написал из Граца советскому правительству письмо, в котором описал арест и заключение в челябинской тюрьме, а также свою дальнейшую судьбу: «8 февраля 1938 года я был арестован и направлен в Челябинск. НКВД обвинил меня во вредительстве, диверсии и шпионаже. Первые недели я был так расстроен и морально подавлен, что не мог собраться с мыслями. У меня абсолютно не укладывалось в голове, что в государстве рабочих возможна такая ошибка. Ведь я работал все время на одном заводе и ни разу не выезжал за границу (в 1937 году я обратился с ходатайством о предоставлении мне русского гражданства). До 6 января 1940 года я находился в заключении вместе с другими товарищами по несчастью; затем без какого-либо суда и приговора был доставлен на границу и передан гестапо. Гестапо держало меня около трех месяцев под арестом. 11 апреля 1940 года я начал работать на машиностроительном заводе Андриц (Грац). В мае 1943 года был вновь арестован гестапо и после пяти с половиной месяцев следствия был направлен в концентрационный лагерь Дахау, где и находился до конца войны. После возвращения на родину в 1945 году работал в партийной организации завода Андриц, до самого ухода на пенсию был ее председателем».


Выписка из протокола особого совещания с приговором Францу Коху. 31 декабря 1939 года

У Франца Коха при аресте изъяли фотоаппарат Zeiss Ikon с телеобъективом, карманные часы «Омега» с золотой цепочкой, три костюма, три пары ботинок, кожаный чемодан, рубашки, нижнее белье, а также 709 рублей 75 копеек. К 1964 году изъятые деньги превратились в 7 рублей 10 копеек, с учетом стоимости конфискованного имущества советское правительство выплатило Францу Коху 527 рублей 10 копеек.


Больше новостей на Magnit-news.ru