Металлурги бронзового века пришли на Урал за медной рудой
В Кизильском районе археологи из музея-заповедника «Аркаим» вместе с коллегами из ЮУрГГПУ и УрО РАН раскопали древние жилища редкой для нашего региона абашевской культуры бронзового века. Ученые высказали гипотезу, что абашевцы мигрировали «за камень» в поисках медной руды — основного сырья для производства бронзы.
Кочевники из-за гор
Абашевское поселение «Заря-1» находилось на противоположном берегу реки, напротив городища другой древней культуры, синташтинской. Обе они жили в эпоху Аркаима, в чем-то были похожи, но есть и большие различия. Многое и сегодня находится под завесой тайны. Как уживались обитатели знаменитой «Страны городов» с пришлыми абашевцами и почему поселение чужаков было уничтожено пожаром?
По словам археологов, в те далекие времена наши южноуральские степи заселяли представители синташтинской культуры, а к западу от Уральских гор, на территории современных Башкирии и Оренбуржья, обитала не менее интересная абашевская культура. Как выяснилось в ходе раскопок, по образу жизни абашевцы были близки синташтинцам: тоже занимались скотоводством, была распространена и металлургия. Но у них были разные традиции строительства поселений, орнамент керамики и погребальные обряды.
Остатки деревянной конструкции жилища
Как пояснили ученые, долгое время считалось, что абашевцы не заходили на территорию Южного Зауралья. Однако в последние годы ученые начали находить свидетельства их присутствия и в нынешней Челябинской области. Яркое подтверждение этой гипотезы — поселение абашевцев «Заря-1», которое они построили «через реку» от укрепленного городища синташтинской культуры Сарым-Саклы, входящего в состав знаменитой «Страны городов».
Они жили здесь в одно время, и близкое соседство памятников вызывает у археологов вопросы о взаимодействии двух культур. Было ли оно мирным и не закончилось ли военным конфликтом? Новые находки археологов, следы пожарища дают пищу для размышлений.
— В нашей области найдено всего четыре поселения абашевской культуры: «Серный Ключ» под Нязепетровском, «Малокизильское» близ Магнитогорска, «Коноплянка» в Карталинском районе и «Заря-1» в Кизильском, — сообщила «Южноуральской панораме» кандидат исторических наук Ирина Алаева, заведующая археологической лабораторией ЮУрГГПУ и старший научный сотрудник УрО РАН. — Раскопки на поселении «Заря-1» мы ведем с 2023 года, тогда здесь была найдена керамика абашевской культуры. А минувшим летом исследовали два объекта, входящих в состав древнего поселения, — остатки жилищ той же древней культуры. При раскопках найдены фрагменты керамики и орудия труда.
Развал керамического сосуда
По словам Ирины Алаевой, вначале на берегу речки-старицы нашли два больших сосуда и так называемые каменки — набор камней, с помощью которых нагревали воду в «банях» бронзового века. Эти редкие находки свидетельствуют о некоем культе чистоты древних скотоводов. А в этом сезоне изучали постройки на периферии абашевского поселения. В его центр, как выяснилось, спустя 500 лет «вклинились» представители еще одной, черкаскульской, культуры эпохи поздней бронзы, в которых переплелись финно-угорские и аркаимо-арийские корни.
За рудой из Европы?
— Мы полагаем, что первыми в эти места пришли абашевцы, — делится Ирина Алаева. — Вообще-то их предки мигрировали на территорию нынешней Башкирии из Западной Европы, это культура так называемых куполовидных кубков. В поселениях абашевцев нашли кубки такой же необычной формы. Находки говорят о том, что в Предуралье, где много широколиственных лесов, дубрав, они разводили свиней, которые питались желудями. В наших степях дубы встречаются очень редко, и все указывает на то, что абашевцы пересекли Уральский хребет в поисках медной руды. Их тоже можно назвать своего рода кочующими металлургами бронзового века, только мигрировали они на куда большие расстояния.
По словам археологов, весной этого года бурно обсуждалась статья коллег по исследованиям из США под руководством Уэйна Пауэлла. Авторы предположили, что медное сырье с рудника «Воровская Яма» в Южном Зауралье использовалось для изготовления слитков типа «бычьи шкуры» с Кипра. Если это так, то вполне возможно, что до Средиземноморья «доехала» и руда абашевских горняков.
Ученые сделали вывод, что пришедшие в эти края синташтинцы конкурировали с чужаками и со временем выдавили абашевцев. Но многое из их культуры взяли для себя. Похоже, они брали в жены абашевских женщин, которые изготавливали гончарные изделия. Отсюда и сходство орнаментов, других элементов соседних культур бронзового века.
— Это поселение дошло до нас в сгоревшем виде. Мы зафиксировали обожженные бревна — остатки деревянных конструкций, в дальнейшем по ним можно реконструировать сами жилища. Полученные материалы пополнили представления ученых об абашевской культуре, позволили расширить географию ее распространения. Однако по-прежнему остаются неясными многие вещи, например, какие причины привели абашевцев на нашу территорию и как они взаимодействовали с синташтинцами, — добавила начальник отдела охраны и изучения объектов культурного наследия музея-заповедника «Аркаим» Анастасия Букачева.