Учиться азам бизнеса можно со школьной скамьи. А все благодаря всероссийской программе по развитию молодежного предпринимательства, за реализацию которого отвечает «Росмолодежь. Бизнес». Проект поддерживает главное управление молодежной политики Челябинской области. Хотят ли южноуральские школьники быть предпринимателями, как школьников учат бизнесу, какая связь между уроками предпринимательства, семейными ценностями и патриотизмом, почему это помогает удержать молодежь в регионе и как подростки попадаются на уловки лже-наставников — об этом и многом другом «Губернии» рассказала представитель клуба молодых предпринимателей «Росмолодежь. Бизнес» в Уральском федеральном округе Регина Рыкова.
В прошлом году Челябинская область начала реализовывать пилотный проект всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства. За это отвечает «Росмолодежь.Бизнес», программа получила поддержку регионального управления молодежной политики. За год проект стал известен среди южноуральских школ.
Самую высокую активность, конечно, проявляют челябинские школы. Учителя сами просят экспертов приехать, провести с ребятами уроки предпринимательства и финансовой грамотности.
— Но и школы из других муниципалитетов Челябинской области также с нами сотрудничают, — рассказала «Губернии» представитель клуба молодых предпринимателей «Росмолодежь.Бизнес» Регина Рыкова. — Например, школы Миасса, Златоуста, Карталов, Южноуральска. Многие просят проводить выездные уроки предпринимательства. И сейчас мы разрабатываем такой формат работы, поскольку видим интерес. Обращаются к нам и родители с аналогичными просьбами. Интересуются и сами ребята. Причем активнее всего школьники из сельских территорий. Они чаще регистрируются на различные мероприятия, которые проводит «Росмолодежь». Думаю, причина в том, что в глубинке нет такого разнообразия мероприятий, как, например, в городах области. А ребятам хочется общения, узнавать интересные кейсы, знакомиться с яркими и успешными людьми. Основная наша целевая аудитория — молодые люди от 14 до 35 лет.
Желание быстрых денег приводит к лже-наставникам и штрафам
Среди ребят, которым откликаются уроки предпринимательства, есть и такие, кто уже в чем-то себя попробовал. Но чаще всего такой опыт неудачный: кто-то пытался что-то продавать через маркетплейсы, но по ряду причин был оштрафован платформой, кто-то приобретал сомнительное наставничество, будучи уверенным, что это поможет в развитии бизнес-навыков. Зачастую подростки боятся поделиться своими неудачами с родителями, и в таких ситуациях «Росмолодежь.Бизнес» и клуб молодых предпринимателей помогают, бесплатно предоставляя юридическую помощь. Также с ребятами разбирают причины провала.
В такие неприятные ситуации чаще всего попадают школьники 16-17 лет, когда желание быть взрослым, самостоятельным, иметь собственные деньги толкает ребят на необдуманные поступки.
— Мы стараемся ребятам объяснить: даже в наше динамичное время уходит не меньше десяти лет, чтобы стать экспертом в какой-то сфере. Нужно получить образование, профессиональные навыки, жизненный опыт. И уже от этого отталкиваться. Некоторые ребята после просмотров многочисленных роликов на тему «успешного успеха» в соцсетях, которые сейчас запрещены в России, убеждены: получить от жизни можно все и сразу, и высшее образование совсем не обязательно. В таких ситуациях как раз и помогают предприниматели, которых мы приглашаем как авторитетных экспертов. Они рассказывают школьникам, какое образование получили, как продолжают развиваться сейчас. Пытаются объяснить, что для успеха в жизни важно пройти многие этапы, а что касается успеха в бизнесе, то это вообще переменная составляющая. Сегодня кажется, что все процессы работают отлично, а завтра случится кризис, и придется подстраиваться под ситуацию, решать проблемы. А образование — это то, что остается с человеком навсегда, это та подушка безопасности, которая спрятана в голове.
Школьников учат бизнесу через квизы, мастер-классы и на встречах с предпринимателями
Уроки предпринимательства проходят в разных форматах. Часто к ребятам приезжает руководитель предприятия и рассказывает о том, как воплотил свою бизнес-мечту в жизнь, а после школьники о чем-то спрашивают, советуются, делятся задумками и получают обратную связь от эксперта. Иногда предприниматели предлагают ребятам выполнить задание, которое поможет лучше понять, как устроены бизнес-процессы: например разработать бизнес-идею и сформировать для ее реализации бизнес-план.
Еще один формат — День с предпринимателем, который предполагает выезд на производство. Ребята своими глазами могут увидеть, как устроено предприятие, какие структуры и производственные процессы существуют.
— Недавно мы организовывали такую поездку на одно из предприятий региона для 30 школьников, — рассказала Регина. — Ребятам показали, как работает производство. После этого разрешили напрямую пообщаться с руководителем. И многие задавали грамотные и правильные вопросы. А потом около десяти школьников подошли и уточнили, можно ли прийти на практику или стажировку, чтобы получить опыт на будущее. Одна школьница стала активно интересоваться, как можно создать свое производство, призналась, что у нее есть идеи. Она пообщалась с сотрудниками предприятия, ей понравилась сама атмосфера. В таких случаях мы ребятам объясняем, что иногда самое верное решение — сначала устроиться на предприятие, узнать все процессы, пройти этапы формирования профессиональных навыков, а уже затем уходить в самостоятельное плавание. Такой подход поможет минимизировать количество ошибок при организации своего производства, а также при управлении им.
А еще уроки предпринимательства проходят в формате мастер-классов и квизов. Но какой бы способ взаимодействия ни выбирался, всегда учитываются пожелания самих школьников и их учителей.
К слову, предприниматели региона охотно откликаются на предложение пообщаться со школьниками. Многие из них объясняют свое желание вдохновением, которое приходит после встреч с молодежью, кого-то такое общение заряжает дополнительной положительной энергией. Но большинство признаются: есть большая потребность донести до подрастающего поколения свои знания и жизненный опыт, внести вклад в будущее родного края.
На уроках предпринимательства учат ценить семью и уважать родину
Как добавила Регина Рыкова, уроки предпринимательства помогают донести до школьников важность умения брать ответственность за себя, анализировать, быть готовым к трудностям. И здесь неважно, какую профессию школьник выберет, совсем не обязательно, что этот выбор будет в пользу бизнеса. Главное — чтобы молодой человек понял, насколько он и его способности важны для страны и его малой родины.
— Наши уроки предпринимательства — это не только про бизнес, — обратила внимание Регина. — Мы работаем с возрастом, когда ребята хотят самостоятельности, отрицают любые авторитеты, особенно сложно в таких ситуациях родителям. Поэтому мы стараемся донести до школьников правильные смыслы: это и семейные ценности, и патриотизм. Мы не говорим, что уезжать из родного края нельзя, но объясняем, что сейчас в регионах создаются все возможности для развития и самореализации. И какая бы ни была мода, семья и родина всегда будут основными ценностями. И если молодой человек выбирает выстраивать свой бизнес, то должен быть готовым к принятию ответственности за свой регион и свою страну. Потому что предприниматели — это люди, которые создают что-то полезное.
Добавим, в прошлом году Челябинская область по развитию молодежного предпринимательства вошла в десятку лучших регионов по России, а клуб молодых предпринимателей нашего региона попал в топ-3. В планах — открыть представительства клуба молодых предпринимателей Челябинской области в наиболее крупных городах региона. По словам Регины Рыковой, уже есть запросы от Магнитогорска, Миасса, Златоуста и Южноуральска.