В преддверии нового учебного года министр образования Челябинской области Александр Кузнецов рассказал «Губернии», какими будут школы нового поколения, почему учитель больше не «светоч знаний», стоит ли всем будущим выпускникам готовиться к ЕГЭ по истории и какой опыт южноуральских школ собираются транслировать в масштабе всей страны.
- Александр Игоревич, в 2016 году в Челябинской области началась реализация масштабного проекта по созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях. С чем это связано? Демографическим рост?- Мы должны перевести всех детей на режим односменного обучения, чтобы успешно внедрить государственные образовательные стандарты нового образца, нацеленные на более высокое качество высшего образования. В среднем по региону во вторую смену сейчас учатся 16-17 процентов школьников. Но проблема стоит наиболее остро в Копейске, Челябинске, Магнитогорске, где во вторую смену учатся 30 процентов школьников. Есть муниципалитеты, где такой проблемы вообще нет, но в сельских районах существуют другие трудности.
- Школы будут строить типовые или по новому образцу? Когда сдадут первую?
- Первую школу мы сдадим в сентябре этого года в Челябинске, на Тополиной аллее. С точки зрения архитектуры она относится к старому поколению проектов, но это только внешне, на самом деле ее уже можно назвать школой нового типа. К примеру, каждому школьнику будет предоставлен планшет с электронными учебниками. Школа рассчитана на 800 мест, соответственно закупят столько же гаджетов. В июле будущего года будет сдана четырехэтажная школа на Краснопольской площадке в Челябинске. Аналогичная школа появится в поселке Есаульский Сосновского района, там тоже строительные работы уже начались. Всего мы планируем построить в регионе более 40 зданий. Наше региональное министерство строительства вместе с федеральным участвует в проекте по созданию проектов школ нового типа. Они еще не строились и даже в полной мере не проектировались. Это школы нового поколения, они будут соответствовать новому федеральныму государственному образовательному стандарту, который начнет внедряться только в третьем десятилетии текущего века, то ведется работа на опережение.
- Какими будут «школы будущего»?..
- …Их, кстати, условно так и называют. Во-первых, это будет школа многофункциональная, там будет все, начиная с дошкольного образования. Она будет устроена по модульному принципу: модули дошкольного образования, начальной школы, среднего звена и старшего. Для каждого уровня образования предусмотрены лабораторные помещения. Внутри школы обязательно будет зона отдыха – зимний сад, причем располагаться он должен в центре здания, то есть, условно говоря, помещение будет иметь круговую планировку. Очень мощное спортивное ядро – большой спортзал, тренажерные залы. Возможно, бассейн, если школа крупная. Также должно быть хорошо развито дополнительное образование, то есть в школе будет не только актовый зал, но и различные студии и кабинеты для творческих занятий.
«Современный учитель – не светоч знаний, а лоцман»
- В образовательном процессе в ближайшее время планируются какие-то изменения?- Новацией содержательного характера является реализация программы Российского движения школьников - РДШ. Мы выбрали 10 школ, которые примут участие в пилотном проекте не только для области, но и для страны в целом. Это некая новация в воспитательной работе с детьми, отчасти возвращение к прошлому, но на новой содержательной основе. И в рамках РДШ в нашем регионе будет прорабатываться несколько направлений: волонтерское, экологическое, журналистика, юнармия (военно-патриотическая и оборонно-спортивная работа). Школы мы отбирали с учетом того, чтобы были и городские, и сельские, а также уже имели определенные успехи в названных сферах деятельности. В Красноармейском районе, например, есть школа с оборонно-спортивной направленностью, в гимназии № 1 Челябинска очень развито коммунарское движение, журналистикой занимаются в 80-й школе Челябинска и в Копейске, экологическое движение есть в Сосновском районе. Начнем реализовывать данный проект уже в этом году. Задача – к концу учебного года на примере этих школ выдать соответствующие методические рекомендации другим школам области, чтобы их опыт можно было транслировать в масштабе страны.
- Вы сказали, что отчасти это возвращение к прошлому, то есть будет что-то вроде пионерии?
- Нет, здесь никто никого никуда загонять не будет, это будет добровольное объединение по интересам.
Вместо одной должности «учитель» появятся три
- «Новые» школы в будущем потребуют, вероятно, и «новых» учителей. В этом году губернатор Борис Дубровский поручил министерству образования разработать проект «Новый учитель». В чем он заключается и на каком этапе реализации в настоящее время?- Проект этот появился благодаря общефедеральному тренду по стандартизации профессиональных квалификаций. Профстандарты учителей и воспитателей пока не внедрены в реальную практику, и минобр принял решение повременить с этим процессом, так как сначала надо учесть специфику педагогической деятельности. Если сейчас мы будем внедрять профстандарт для учителей, получится, что и молодой учитель, и ветеран должны работать по одному стандарту и выполнять одинаковые функции. Но реальная жизнь учителя в школе достаточно многогранна, всех подогнать под один стандарт проблематично. Минобр поставил задачу разделить сообщество учителей как минимум на три категории. Названия еще не утвердили, но условно будет просто учитель – молодой педагог, учитель-методист и старший учитель. Термин «старший учитель» пришел из советского прошлого. Когда я сам работал в школе, в конце 80-х – начале 90-х годов, такая должность была. Так, три эти категории будут отличаться и функционалом, и окладами. Если все пойдет по плану, разделение должностей начнется с 2019 года. Это позволит стимулировать педагогов к профессиональному росту, кроме того, более качественный труд с дополнительным функционалом, конечно, должен и оплачиваться соответствующим образом.
- В интервью «Губернии» ваш заместитель Елена Коузова отметила, что новый учитель – это современный учитель, который умеет выстраивать коммуникативные связи, и если раньше учитель был безусловным примером: «делай по образцу», то сейчас миссия другая – научить учиться. Вы с этим согласны?
- Основное отличие характеристик современного педагога от педагога предшествующего периода – 90-х, нулевых годов заключается в том, современный учитель не должен быть единственным светочем знаний для школьников, как это было раньше. Помните у Льва Толстого рассказ «Филлипок»? Ребенок рвется в школу несмотря ни на что: не найдя свою шапку, идет в отцовской, которая ему велика, отбивается по пути от собак, потому что единственный светоч знаний – это учитель, и до него надо дойти. Сейчас этот светоч знаний везде. Основную массу информации ребенок получает не в школе, а в Интернете, через общение со сверстниками во дворе, в объединениях дополнительного образования. Информационный массив, который окружает каждого человека, колоссален. Сейчас роль учителя быть не светочем знаний, а лоцманом в этом информационном потоке, научить ребенка ориентироваться в нем.
- Существует ведь большая разница между молодым учителем, который хорошо ориентируется в информационном пространстве, социальных сетях и так далее и, к примеру, пожилым учителем из глубинки, для которого новые технологии не так близки, и сам он в этом ориентируется с трудом…
- Почему вы решили, что выпускник педвуза лучше ориентируется в этом пространстве? Он, может, и знает о большем количестве источников информации, но я не всегда убежден, что он сам научился вычленять главное из этого информационного массива. Нужно уметь анализировать, классифицировать, «раскладывать по полочкам», отсекать ненужное. А педагоги-ветерны это умеют.
Экзамена по истории не будет
- Как считаете, насколько эффективна такая форма проверки знаний, как ЕГЭ?- К ЕГЭ я отношусь положительно. Во-первых, это независимая система оценки: проверяет знания не тот, кто учил, а постороннее лицо – машина в сканирующем режиме или группа экспертов. Во-вторых, это единый государственный экзамен, он и выпускной и вступительный. Когда школу заканчивал, сдавал семь выпускных и четыре вступительных экзамена – и все за один месяц. Это был 1981 год. Сейчас говорят: «На ребенка такая нагрузка ложится с этим ЕГЭ». Какая нагрузка? Всего три-четыре экзамена сдать. Раньше по 11 сдавали, и никто не возмущался. Но та система, повторюсь, была необъективной, мы ведь не просто так от нее отказались. Мы понимали, что пятерка в одной школе совершенно не равна пятерке в другой. Мы видели, что золотые медали получают в основном выпускники сельских школ. Видимо, потому что там «лучше всего учили», а потом эта золотая медаль давал преимущества при поступлении. Это же не правильно. Да, все еще раздаются голоса – давайте ЕГЭ отменим. По-моему, это глупость. У ЕГЭ есть минусы, в том числе в том, что он финансово затратен, но он позволяет получать объективную информацию.
- Ожидаются ли в ближайшее время какие-то изменения в системе сдачи Единого государственного экзамена?
- Кардинальных изменений не ожидается, но с будущего года еще три экзамена будут лишены тестовой части – физика, химия, биология.
- Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил о возможном внесении отечественной истории в список обязательных экзаменов. Как историк по образованию, вы считаете это необходимым?
- Пока не вижу необходимости делать этот экзамен обязательным. Есть математика, русский язык. Я считаю, что их достаточно в нынешней ситуации. А так, историю, конечно надо знать. А географию своей страны знать не надо? Обществознание? Не надо забывать, что это единый госэкзамен. Русский и математика нужны везде, а история будущим химикам, к примеру, для поступления зачем? Во-первых, нагрузка вырастет, финансовая в том числе, а во-вторых, история такая наука, которая, хотим мы того или нет, достаточно субъективна, и по прошествии 20-30 лет содержание исторического образования существенно меняется. Эти изменения происходят не только в России, они везде. Хотя бы в силу того, что появляются новые источники, открываются новые архивы, которые были засекречены, появляются новые взгляды на какие-то исторические процессы. Резоннее было бы говорить о необходимости обществоведческого образования, потому что обществознание сейчас сдают более 50 процентов выпускников. Как в прошлом педагог по истории я не вижу смысла в заучивании дат, имен и так далее. Самые важные знать нужно, пытаться помнить все незачем. Главное в истории – осознание причинно-следственных связей.
Учебников не хватает, потому что новые стандарты
- Много жалоб, что не всех обеспечивают учебной литературой. Передают ли учебники из класса в класс, как раньше?- Обеспечены все, но из разных источников. На 80 процентов все укомплектовано бюджетными средствами. Остальное докупают родители. Проблема во многом связана с тем, что в нашей стране начались процессы переиздания учебной литературы. По федеральному закону стандарты должны меняться раз в 10 лет, но разово заменить весь книгофонд Челябинской области невозможно, сейчас в нем три миллиарда различных изданий. Поэтому этот процесс затягивается. Мы каждый год выводим из обращения какую-то одну линейку учебников, заменяя ее другой. Кроме того, существует еще и материальный износ учебной литературы. В среднем один учебник «живет» около пяти лет, потом приходит в негодность. Есть другой способ – переход на электронный контент, который материально не изнашивается. Хотя он требует определенного электронного носителя.
- Как к электронным учебникам относятся родители школьников? Дети и так много времени проводят с гаджетами…
- Планшетники, которые должны использовать школьники, имеют соответствующие гигиенические сертификаты, разрешающие детям заниматься практически неограниченное количество времени. Чаще всего это электронные книги с щадящим режимом освещения, яркости и так далее. В будущем все российские школы, в том числе и южноуральские, будут переходить на электронные учебники. Но это процесс небыстрый. Если в этом году одна школа будет упакована планшетниками, в следующем году, может быть, три-четыре. А всего в области 848 школ 360 тысяч школьников.
КСТАТИ- В последние несколько лет в Челябинской области активно строили детские сады. Когда же исчезнут очереди для детей до трех лет?
Нужно больше детских садов: прогнозируется демографический рост
- Дополнительные площади строятся с учетом демографического прогноза. Мы делаем акцент на Челябинске, Сосновском районе, Ашинском, Аргаяшском, где очередь в детские сады больше, чем в других муниципалитетах. Это связано с тем, что население продолжает расти, и то, что все дети в возрасте от трех до семи обеспечены местами, не означает, что мы должны успокоиться и перестать строить. Параллельно, где есть возможность, в основном в сельских муниципалитетах, там, где есть свободные площади, мы ставим задачу обеспечить местами детей младшего возраста – от полутора-двух лет. Процессы урбанизации никто не отменял, люди продолжают переезжать из села в город. Дополнительная нагрузка появляется у Челябинска, Златоуста, Магнитогорска, Копейска и в то же время ситуация облегчается в сельских муниципалитетах. Очереди в детские сады для детей до трех лет по факту есть. Южноуральцы встают в очередь, причем электронную, сразу после рождения ребенка. В ней сейчас около 20-30 тысяч человек – это считая тех, кому в детский сад еще рано, но в очередь они уже встали. Существует также актуальная очередь, в ней дети, которые уже хотели бы пойти в садик, но им полтора-два года. Всех ребят данной возрастной категории мы устроить пока не можем, но проблема решается – строим новые детские сады, реконструируем старые здания. В отношении детей с трех лет, повторю, очереди нет.