Сергей Сушков: «Китайцы считают Челябинскую область одной из самых экологически чистых в России»

Министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков рассказал «Губернии», какие деликатесы появятся Южном Урале, почему не будут разводить крокодилов и лягушек, как возродить в регионе яблоневые сады и овцеводство, а также открыл секрет урожайности на собственном садовом участке.

Сегодня Южный Урал воспринимается специалистами как очень развитая в агропромышленном плане территория. Ни один из субъектов УрФО не показывает таких высоких результатов в сфере сельского хозяйства, как Челябинская область. Если еще пять лет назад товарооборот сельхозпродукции составлял около 60 миллиардов рублей, то уже в прошлом году увеличился до 120 миллиардов. То же касается и поддержки отрасли: сегодня на развитие агропрома выделяют в два раза больше средств – более четырех миллиардов рублей в год.

Выйти в лидеры по производству сельскохозяйственной продукции Южному Уралу во многом позволили успешные инвестиционные проекты, а их в настоящее время более 20. Область сосредоточилась на нескольких ключевых направлениях: птицеводстве, производстве овощей закрытого грунта, первичном семеноводстве и свиноводстве. В этих сферах Южный Урал теперь показывает одни из лучших результатов в России. Но производят у нас не только традиционные и привычные для нашего региона сельхозтовары.

В Верхнеуральском районе, где есть пастбища, скоро займутся овцеводством в промышленном масштабе. Племенных баранов договорились привозить из Ирана. В Агаповском районе может быть реализован инвестпроект по производству осетровых. Рыбные деликатесы, в том числе ценная черная икра станут южноуральской «фишкой». В Ашинском районе уже разводят маралов. Панты используют для лекарства и настойки водки. В Красноармейском районе начали выращивать уникальную тонкокожую французскую утку. Это всего лишь вторая в России подобная ферма. Деликатесное мраморное мясо уже в избытке - в области сейчас содержится 40 процентов племенных герефордов. Об этом и многом другом «Губернии» рассказал министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков.

Царской и другой рыбе у нас нравится


– Сергей Юрьевич, про большие успехи в птицеводстве и свиноводстве мы слышали – все-таки вторые и восьмые по производству мяса птицы и свинины в стране соответственно. А что еще сейчас наиболее перспективно в сфере сельского хозяйства? «Губерния» хочет узнать первой, за какими рекордами отправимся в ближайшем будущем?

– Есть ряд очень перспективных направлений, которые пока серьезных результатов не показали, например, рыбоводство, учитывая, что на территории Челябинской области свыше трех тысяч озер. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос импортозамещения: зарубежная рыба перестала поступать на рынки, соответственно необходимо заняться производством собственной. И мы будем ее производить. Второй год увеличиваем объемы товарной аквакультуры на территории области, и есть очень интересные инвестпроекты, связанные с тем, что мы будем развивать не только так называемое пастбищное рыбоводство на озерах, но еще и производство рыбы в закрытых бассейнах. В Челябинской области есть хорошие фермы по выращиванию радужной форели, осетровые хозяйства, где получают икру. Один из инвестпроектов, который, возможно, будет реализован в этом году в Агаповском районе, как раз предусматривает производство осетровых и других видов рыб в закрытых бассейнах.

Готовим пастбища для иранских баранов

– Какие новые проекты будут реализованы в Челябинской области в ближайшее время?

– Я считаю очень перспективным для Челябинской области, кроме рыбы, производство баранины, потому что его сейчас у нас нет. Овцеводство в промышленном масштабе полностью потеряно с советских времен. Спрос на баранину есть, но чтобы заняться этим в промышленном масштабе, нужно иметь средства, пастбища. Лучше всего для этого подходит Верхнеуральский район. Недавно с губернатором Борисом Дубровским ездили в Иран, где договорились, что будем привозить оттуда племенных баранов, у них очень интересная порода. Теперь нам нужны инвесторы на эти цели, подходящие территории уже есть. В ближайшее время будем эти проекты обсуждать.

Экзотика не востребована: обойдемся без крокодилов

– Недавно в Челябинской области начали разводить виноградных улиток. Планируют ли на Южном Урале производить еще какие-нибудь деликатесы?

– Я считаю, что наши главные деликатесы – все-таки рыбные! Но был случай, когда один из фермеров претендовал на грант с проектом по разведению лягушек, но до реализации дело так и не дошло. Оказалось, что выращивать лягушек очень дорого, нужна специальная порода. Предлагали открыть фирму по разведению крокодилов: есть мясо, а кожу использовать в производстве различных изделий. Но мы понимаем, что такие экзотические проекты не будут иметь масштабного спроса, поэтому стараемся укладываться в традиционную нишу. Кстати, сам я пробовал лягушку - она абсолютно такая же, как курица. Разницы не почувствовал. Может, конечно, я не такой гурман, но надо понимать, что у людей есть сложившиеся вкусы. Из всех экзотических предложений дошло дело только до маралов. Их сейчас разводят в Ашинском районе, не в промышленном масштабе, но тем не менее. Их рога – панты используют в лекарственных препаратах. Сейчас продают даже водку, настоянную на маральих рогах.

Мраморного мяса много, но покупают его не часто

– Может быть, тогда Южный Урал станет лидером по производству мраморного мяса? Это тоже деликатес…

– Мраморное мясо, или мясо герефордов в Челябинской области и так не редкость. Его можно приобрести в любом магазине «Ариант». У россиян просто не сформирована культура вкуса. Если во всей Европе никогда молочную корову не будут продавать на мясо, то в России как принято: корову доили семь лет, выжали из нее все соки, потом забили и выложили на прилавок как отличную говядину. А в мире четкое разделение на молочное животноводство и мясное. Мы начинаем прививать вкус россиянам, разводить герефордов, это исключительно мясная порода. В области сейчас содержится 40% племенных герефордов, это генофонд. Если вы съездите в Брединский район, увидите, какие красавцы там ходят. Но спрос сейчас не очень большой, и людей можно понять, ведь мраморное мясо стоит около 1500 рублей за килограмм. Это приличная сумма, и далеко не каждый себе это позволит, а обычную говядину можно купить на рынке за 350-400 рублей.

Вторыми в стране взялись за утиные истории

– В 2015 году была создана первая утиная ферма в Красноармейском районе. Стало ли востребованным в области утиное мясо? Будут ли также в промышленных масштабах разводить, например, кроликов или страусов?

– Я, например, покупаю утиное мясо на рынке каждую субботу. Магазинов своих у южноуральских производителей утиного мяса пока нет, продают продукцию на рынки и в рестораны. Попасть в сети еще не успели, есть неритмичность производства. Но проект очень интересный. Недавно его руководитель Сергей Костенко получил приз за самый оригинальный инвестиционный проект от радио Business FM. Тонкокожую французскую утку практически никто в России не выращивает. В промышленных масштабах производят ее только в Ростове-на-Дону. Мы вторые в России, кто взялся за утиный бизнес, причем успешно. Очень важно, что владелец бизнеса долгие годы возглавлял крупные птицеводческие производства, то есть о выращивании птицы он знает все от «а» до «я». Этот проект еще находится в стадии реализации и имеет большие перспективы. А вот кроликов у нас производят почти в промышленных масштабах. Есть фермы, где их поголовье больше двух тысяч. Разводить в таких масштабах страусов смысла нет. Есть фермы, где можно посмотреть на птиц, попробовать яичницу из страусиного яйца. Но в бытовом плане оно очень неудобное в употреблении, вряд многие захотят целую неделю есть сделанную из него яичницу. Большим спросом пользуются перепелиные яйца, в них нет холестерина в отличие от куриных, они очень полезные.

Созрели, чтобы выращивать фрукты в промышленных масштабах

– В прошлом году хозяйства Верхнеуральского района и некоторых других территорий впервые разместили у себя 4,5 тысячи гектаров посевов льна. Какие еще культуры, не характерные для Челябинской области, планируется выращивать?

– Сейчас львиную долю занимает пшеница, а также традиционные для Челябинской области подсолнечник, ячмень. Но мы ориентируем сельхозпроизводителей на нетрадиционные культуры для нашей области, которые пользуются спросом и выгодны по цене - лен, рыжик, гречиха. У нас фактически нет сегодня садов, мы не выращиваем в промышленном масштабе яблоки, груши и другие фрукты, хотя у нас для этого есть все: семенной материал, районированные сорта, площади. Раньше не было спроса, но теперь яблоки перестали поставлять из Польши, соответственно интерес есть. Надо возродить эту сферу, и тогда мы будем себя обеспечивать еще и фруктами. Уже в этом году мы закладываем сады.

Отходы превращаем в удобрения, следующим этапом будет биотопливо

– Известно, что из некоторых масличных можно получать топливо. Развиваются ли на Южном Урале такие технологии?

– Непосредственно производства топлива у нас в области нет, хотя проекты такие есть. Это очень дорого и технологически сложно получить, например, газ из навоза. Если в Латинской Америке все ездят на биотопливе вместо бензина, то у нас такой потребности, учитывая, что мы нефтяная держава, нет. Хоть мы и говорим, что бензин дорогой, но биотопливо будет еще дороже. Сегодня ни один холдинг не решился взять на себя этот вопрос, кроме компании «Ситно» в Магнитогорске. Она ведет переговоры с бельгийцами по поводу установки на Южном Урале предприятия по производству биотоплива. Есть у нас и потребность утилизации отходов и превращения их в электричество и тепло.

Южноуральскую сельхозпродукцию считают самой экологически чистой


– Как известно, в области довольно часто бывают неблагоприятные метеоусловия, экология оставляет желать лучшего. Как это сказывается на сельском хозяйстве? Влияют ли на урожай выбросы промышленных предприятий?

– Про экологию сейчас модно говорить. Когда я ездил в Китай, увидел там карту России, где Челябинская область была отмечена зеленым цветом, а другие красным, оранжевым и так далее. Оказалось, что китайцы считают Челябинскую область и нашу продукцию одной из самых экологически чистых в России. Если в Китае в одном гектаре земли минимум 100 килограммов «химии», то в Челябинской области – около четырех. Там все земли окислены, выщелочены, а у нас есть еще и неиспользуемые большие территории. Так что промышленное производство на наше сельское хозяйство не оказывает большого влияния.

Топинамбур вырос, но китайцы передумали его покупать

– Кстати, о Китае. В прошлом году по просьбе китайской стороны на Южном Урале начали выращивать еще одну необычную для наших мест сельхозкультуру — топинамбур. Стал ли проект успешным?

– Китайцы хотели производить из топинамбура инулин, который используется как заменитель сахара для страдающих диабетом, но у них не было для этого необходимых площадей. Мы им показали, что можем его выращивать, что у нас есть свободные площади и хорошая урожайность. Когда курс валюты сильно изменился и завод по переработке топимнамбура, который должны были построить на ТЛК Южноуральский, вырос в стоимости в десятки раз, китайцы посчитали, что им это невыгодно. Так как они отказались, необходимость производить топинабмур в промышленных масштабах пропала. Небольшие объемы сейчас выращиваем, он используется как кормовая культура. В России нет ни одного завода по производству инулина, поэтому мы очень надеялись, что китайцы построят такой завод здесь. Нам очень хотелось эту культуру производить. Будем предлагать европейцам, потому что стало дешевле строить в России с учетом курса валюты, может быть, они согласятся.

«Я выращиваю арбузы на своем садовом участке»

– На своем садовом участке вы выращиваете что-нибудь необычное? Может быть, у вас есть какие-то секреты, как повысить урожайность?

– Я все выращиваю. Мой садовый участок находится за Южноуральском, мы вместе с родителями приобрели его очень давно. В основном они там занимаются, а я привожу туда новые интересные сорта. Из нетипичного для нашей области мы выращиваем виноград, арбузы. Хотя, например, в Троицком районе этим никого не удивишь. Кстати, никогда не думал, что соленый арбуз гораздо вкуснее обычного. Оказывается, их засаливают, как огурцы. А что касается секретов, все они придуманы до нас нашими предками. Повысить урожайность можно только за счет повышения своих знаний: чем больше учитесь, читаете, вникаете в опыт предшественников, тем больше шансов. Свою роль играет и фактор случайности: сколько бы технологии не совершенствовали, от погоды зависим все равно.

Источник: https://gubernia74.ru/

Топ

Лента новостей