Экономический прогноз. Будем использовать возможности и уклоняться от опасностей
Какие сюрпризы в экономике региона готовит нам наступивший 2016 год представить сложно. Прогнозы экономистов противоречивы, и порождают то тревогу, то надежду. «Губерния» поговорила с деканом экономического факультета ЧелГУ, кандидатом экономических наук, профессором Алексеем Шумаковым и попыталась выяснить, когда Челябинская область преодолеет экономические трудности, подорожает ли в новом году жилье и услуги ЖКХ, а также каким отраслям промышленности нечего бояться даже в непростой экономической ситуации..
– Алексей Юрьевич, довольно часто мы слышим об экономической нестабильности. Что под этим подразумевается?– Экономика нестабильна в том смысле, что наблюдается динамика важнейших показателей, причем динамика неблагоприятная для страны в целом. Например, то что происходит с ценами на нефть и курсом рубля. Вот здесь как раз нет стабильности. Но нет ее и тогда, когда цена на нефть растет. Поэтому нестабильность нельзя рассматривать исключительно в негативном аспекте. Другое дело – негативная динамика.
– Стоит ли опасаться второй волны кризиса или его «пик» уже позади?
– Выражение «пик кризиса» с точки зрения экономики неправильное, хотя в обыденном смысле оно понятно и применимо. В экономическом смысле кризис – это снижение объемов производства и реализации продукции, снижение показателей, характеризующих экономическую деятельность. Сейчас в экономике наблюдаются кризисные явления в определенных отраслях. Но мнения экономистов по этому поводу расходятся. Официальный прогноз минэкономразвития РФ на ближайшие годы исходил из того, что в будущем ожидается небольшой рост ВВП, это не позволяет нам говорить о кризисе, так как экономика в целом не падает.
– Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, в 2017 году ситуация несколько стабилизируется, а в 2018 году наметится переход к положительной динамике, однако это не позволит вернуться на докризисный уровень. Получается, переход от кризиса к стабильности начнется в этом году?
– В официальном прогнозе социально-экономического развития Челябинской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов представлено два варианта развития событий – умеренно-оптимистический и базовый. В целом, кризисные явления, связанные со снижением ВВП, в настоящий момент наблюдаются, однако в любом случае прогнозируется экономический рост. То есть можно сказать, что в этом отношении мы находимся сейчас на уровне депрессии - этапа, следующего за кризисом, и ожидаем следующего элемента цикла – оживления.
– Можно ли на фоне неблагоприятной динамки выделить намечающиеся в 2016 году тенденции в экономике Челябинской области?
– Делать предположения о том, как изменится ситуация для южноуральцев, можно лишь оценивая то, каким образом меняется положение в стране в целом, в различных отраслях. Есть предприятия, которые работают хорошо, есть те, которые испытывают трудности – от этого и зависит благосостояние населения, занятого на этих предприятиях. В Челябинской области, например, одной из ведущих отраслей стал агропромышленный комплекс. Будем надеяться, что это устойчивая и долгосрочная тенденция. Что касается производства в промышленности, то здесь многие предприятия испытывают колоссальные трудности, которые связаны, в том числе, с финансовой политикой. Очень дорогим является кредит, который необходим для формирования и пополнения оборотных средств. Кредит фактически сейчас недоступен, и многие предприятия из-за этого либо не реализуют очень многообещающие проекты, либо просто сворачивают деятельность. Эта ситуация сложилась еще в 2014 году, когда изменилось положение России на финансовом рынке, и, вероятно, так и будет продолжаться.
– То есть в плане кредитования никаких улучшений не предвидится?
– Скорее всего это так. Сфера доступности финансовых ресурсов для предприятий в настоящее время не улучшается. С другой стороны, существуют предприятия, которые уже сейчас заключили выгодные контракты на перспективу, и у них более благоприятное положение, потому что им платят вперед, они получают поддержку государства.
– Какие предприятия Челябинской области находятся в наиболее благоприятном положении?
- Например, ЗАО «Конор», Челябинский компрессорный завод, «Метран». Они вполне успешно функционируют. Я думаю, что сейчас в относительно благоприятных условиях предприятия, имеющие заказы на производство продукции оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время государство, несмотря на трудности в формировании федерального бюджета, не сокращает расходы на данное производство. Благодаря такой политике в 2016 году эти предприятия будут иметь возможность выпускать продукцию, получать выручку и выплачивать заработную плату своим сотрудникам. Магнитогорский металлургический комбинат недавно получил и заказ, и грант на разработку инновационной продукции для строительства моста между Керчью и Таманью. Это тоже один из вариантов, как предприятия могут развиваться в обстановке, которая в целом в экономике характеризуется как неблагоприятная.
– Каким отраслям производства придется особенно тяжело в этом году?
- Согласно графику, представленному в прогнозе минэкономиразвития региона, можно отметить, что в 2015 году сократилось производство грузовых автомобилей и тракторов. Что будет с ними дальше, пока не ясно. В строительстве начинаются трудности, так как в прошлом году сократились инвестиции, и в итоге ввод жилья снизился. Сейчас прогнозируется небольшой рост, но варианты развития событий могут быть разными.
– Какие факторы в большей степени влияют на экономику Челябинской области?
– Для Южного Урала характерно то, что одним из самых значимых для нас покупателей является государство, потому что регион выполняет различные госзаказы. Это касается, например, оборонно-промышленного комплекса. Экономика Челябинской области, к счастью, слабо зависит от того, что творится с нефтью. У нас нет нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий, но цена на нефть влияет на государство в целом. И если у него не будет средств, мы лишимся основного покупателя. Опосредованно это может привести к трудностям в нашей экономике. Металлургические предприятия зависят также от экономического развития разных зарубежных стран, в которые они поставляют свою продукцию. Если, например, в США начнется экономический кризис, то в нашей области он будет еще более сильным, потому что тогда сократится спрос на продукцию ММК, из стали которого делают американские автомобили. В конце прошлого года в Китае начала замедляться экономика. Это никакой не кризис, просто если экономика ежегодно росла на 8-12 процентов, то и сейчас тоже вырастет, но не так сильно. Китайская экономика – крупнейшая в мире, так что это замедление повлияло на всех, кто поставляет продукцию в Китай, в том числе и на некоторые российские товары.
– Как скажется на экономическом состоянии нашей области сотрудничество с Китаем?
– В любом случае, если Челябинская область будет участвовать в инвестиционных проектах, которые осуществляются совместно с китайскими партнерами, это будет благоприятно для нашего региона, потому что реализация этих проектов будет означать рост спроса на южноуральскую продукцию.
– Ожидается ли какой-то резкий скачок цен, рост тарифов или будет постепенное повышение?
– В том, что цены и тарифы на услуги ЖКХ будут расти, можно не сомневаться. Я говорю об этом, чтобы ни у кого не было иллюзий, потому что в учебниках экономический кризис описывается как период, когда падают не только объемы производства, но и цены. У нас есть товары, цена на которые падает, но большинство все-таки дорожает. Что же касается того, что наиболее болезненным образом задевает наше население – цены на услуги ЖКХ, многое зависит не столько от общего состояния экономики в стране, сколько от организации и технологии предоставления коммунальных услуг. Это сфера сейчас находится не в лучшем состоянии, но покрывать расходы из кармана потребителя не допустимо. Этот вопрос также связан с самой большой экономической проблемой – замедлением роста заработной платы. Причем даже в тех отраслях, где наблюдается или ожидается рост. Среднемесячная заработная плата в 2015 году немного выросла, а вот реальная зарплата, которая рассчитывается с учетом роста цен – резко упала. Ее рост прогнозируется только в 2017 году, но даже в 2018-м она не достигнет докризисного уровня.
– А что будет с ценами на жилье?
– Никаких оснований, чтобы считать, что цены сократятся и жилье станет доступнее, нет. Нужен специальный анализ, но в целом могу сказать, что в этом году планируется сокращение производства цемента, значит он будет дороже, следовательно поднимется и номинальная стоимость жилья. Резкого скачка цен тоже, вероятно, не будет: ажиотажа нет, дома строятся довольно быстро и в достаточном объеме. По крайней мере, в Челябинске. На вторичном рынке ситуация зависит от спроса и предложения, но так как реальная заработная плата падает, спрос вряд ли будет большим.
– Как санкции уже повлияли на Челябинскую область, и что ожидается в дальнейшем?
– С одной стороны, Челябинская область лишилась некоторых видов продукции и металлообрабатывающего оборудования. Под запрет попали станки, обеспечивающие высокое качество обработки деталей. Это плохо. Но трудности существенно перекрываются тем, что у нас в области реально осуществляются программы импортозамещения, предприятия самостоятельно производят то, что к нам перестали поставлять. Это направление будет развиваться и дальше, так что санкции нас пугать не должны.
Китайский иероглиф, соответствующий по смыслу слову кризис, читается как «опасность» и «возможность». Я бы рассматривал нынешнюю ситуацию как некую комбинацию этих понятий. Нашей задачей является использование имеющихся возможностей и максимальное и уклонение от опасностей.Фото Наиля Фаттахова, Вячеслава Никулина
Инфографика Светлана Воротникова