Мисс Петтигрю, Платонов и беспрецедентный случай помпадурши
В Магнитогорском академическом драматическом театре имени А.С. Пушкина состоялась пресс-конференция, в рамках которой обсуждались победы в престижных номинациях фестиваля-конкурса актерских работ, новые реализованные проекты и ближайшие планы в этом театральном сезоне.
XI областной (VI региональный) фестиваль-конкурс индивидуальных актерских работ имени народного артиста РСФСР В.И. Милосердова проходил в Челябинске. За четыре дня на шести сценах города было показано 12 спектаклей. На суд жюри театр драмы представил спектакль «Старая помпадурша» М.Е. Салтыкова-Щедрина, который отметили сразу в трех номинациях: Гран-при, лучшая женская роль и лучшая режиссура.
«Случай беспрецедентный», – отмечает директор театра Евгений Климов, рассказывая об этих победах. – Жюри сказало, что мы поступили варварским способом, отняли у них работу, обсуждать было нечего. Потому что, как все понимают, критики по роду своей профессии по большей части критикуют и ругают, чем восторгаются и хвалят. Обсуждение было достаточно коротким. Критики сказали, что кроме слов благодарности и радости от того, что они увидели, у них других слов не нашлось».
Награды за лучшую режиссуру была удостоена заслуженная артистка России Надежда Лаврова, за лучшую женскую роль – Анна Дашук, сыгравшая помпадуршу. Актриса поделилась впечатлениями от участия в фестивале с журналистами:
«Я никогда не работала с большими монологами. Мне было это интересно. Этот материал предложила режиссер Надежда Павловна. Она ориентировалась на меня. Если что-то у меня не получалось, мы искали другие варианты. Признаюсь, что мне было страшно, ведь текст очень сложный. И как завоевывать таким текстом зрителя, сначала было непонятно. Но в итоге все получилось».
По словам Анны Дашук, каждый раз один и тот же спектакль проходит по-разному – двух одинаковых «Старых помпадурш» быть не может, потому что зритель каждый раз разный, соответственно, и взаимодействие актрисы с залом всегда разное.
«В Челябинске сцена расположена немного по-другому, зрители сидели внизу, и мне было сложно их увидеть. А я всегда играю на зрителя, выбираю кого-то из зала. В итоге увидела знакомое лицо, на него и сыграла», – улыбается артистка.
Спектакль «Старая помпадурша» включен в программу культурного просвещения молодежи «Купол» («Культурное поколение»), разработанную в администрации Магнитогорска. Неожиданно хорошо воспринимают молодые люди архаичного для своего поколения писателя.
«Периодически мы показываем фрагмент из спектакля школьникам, а потом даем им возможность пообщаться с актрисами, с режиссером», – поясняет Евгений Климов.
«Если даже нет реакции во время игры актеров, то потом вопросов много. Значит, мы зацепили детей», – добавляет Анна Дашук.
26 октября состоялась премьера спектакля «Один день мисс Петтигрю» – это еще одна тема обсуждения на пресс-конференции. Магнитогорские зрители дали высокую оценку премьерному проекту.
«Спектакль получился неожиданным в плане того, что придумал режиссер. По афише он называется музыкальная комедия, но я бы сказал, что это больше музыкальная фантазия. Там живой бэнд, из спектакля в спектакль мы этим занимаемся: и в «Тартюфе», и в «Родерике» Тем не менее, музыка здесь совсем другая, стилистика тоже. Есть неожиданные интересные роли. Например, Лира Андреева раскрывается немного иначе, если не сказать больше, и как драматическая актриса, а не только как поющая», – рассказывает директор театра.
Ближайшие показы спектакля «Один день мисс Петтигрю» состоятся 16, 17 и 30 ноября.
Готовится премьера по Антону Павловичу Чехову. Это «Пьеса без названия», она же «Платонов» и «Безотцовщина» – у автора фигурирует множество названий. Режиссером проекта является Константин Соя, знакомый Магнитогорску и театру по Творческой лаборатории Государственного Театра Наций.
Будущий спектакль – это ранний Чехов, где формируются все зачатки дальнейших тем, которые получат развитие и в рассказах, и в пьесах. Этот ранний материал дополняется теми или иными фрагментами поздних рассказов, которые помогают раскрыть обстоятельства пьесы и тему, которая заявлена больше намеком. Пьеса исповедальная. Она содержит в себе и страхи, и опасения, и самые сокровенные мысли будущего великого писателя.
Пьеса долгое время хранилась у сестры Антона Павловича и стала доступна читателю лишь после смерти автора. Сложно определить жанр, произведение сочетает в себе черты комедии, драмы, трагедии и водевиля.
«Инсценировка Адольфа Яковлевича Шапиро. Молодой Чехов только начинал писать, вводил большое количество персонажей, большие монологи, много сцен. Адольф Яковлевич огранил это все, привел к легкости и изящности, характерных для позднего Чехова», – делится режиссер.
Главный герой – Михаил Васильевич Платонов – любим четырьмя женщинами. И запутался он не столько в любовном многоугольнике, сколько в самом себе. У Платонова сложный характер, эпатажное поведение, он ищет смысл жизни и своего места в мире. Под силу ли ему выбраться из этого лабиринта чувств и отношений?
Константин Соя убежден, что актеру гораздо приятнее, интереснее и понятнее играть не то, что принес режиссер, а то, что придумано вместе. А еще он уверен, что Чехов актуален всегда благодаря своей откровенности, в первую очередь, к самому себе. Премьера «Пьесы без названия» запланирована на конец апреля.
В заключение беседы Евгений Климов анонсировал новогоднюю постановку режиссера Александры Кохан «Овечки в поисках Рождества». Волшебную сказки дети смогут увидеть на утренниках, в том числе на губернаторской елке.