О задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги и мерах, принимаемых для ее погашения, сегодня на аппаратном совещании главы города доложил исполняющий обязанности начальника управления транспорта и коммунального хозяйства администрации Магнитогорска Роман Родионов.
Своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность собственников помещений, согласно статьи 153 Жилищного кодекса РФ. Такая обязанность возникает с момента регистрации права собственности на помещение, либо по договору социального найма с момента заключения такого договора. Просроченная задолженность – это долг, срок оплаты которого уже прошел. В соответствии со статьей 155 ЖК РФ, граждане должны производить оплату на основании платежного документа – квитанции за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно представленной информации ресурсоснабжающих организаций МП трест «Теплофикация», МП трест «Водоканал», ООО «МЭК», ООО «ЦКС» и управляющих организаций, просроченная задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на 1 ноября этого года составляет 1,7 миллиарда рублей, в том числе за:
- жилищные услуги в размере 298 миллионов рублей,
- холодное водоснабжение и водоотведение в размере 194 миллионов рублей,
- отопление и горячее водоснабжение – 988 миллионов рублей,
- электроснабжение – 79 миллионов рублей;
- обращение с твердыми коммунальными отходами – 120 миллионов рублей.
В случае неоплаты жилищных и коммунальных платежей существует несколько штрафных санкций:
- начисление пени за каждый день просрочки (согласно ст.155 ЖК РФ);
- приостановление предоставления услуги, мера может быть применена в отношении отключения горячей воды, электроэнергии, газа, тампонирование канализации;
- заявление в суд и осуществление принудительного взыскания;
- после вынесенного судебного решения, в случае отказа должника в погашении долга, к процедуре взыскания привлекаются судебные приставы, которые могут изъять имущество гражданина и реализовать на торгах, направив денежные средства на погашение долга.
С целью снижения задолженности ресурсоснабжающие и управляющие организации на предупредительном этапе в досудебном порядке должникам направляют:
- уведомления о наличии задолженности,
- проводят обзвон и автоинформирование должников,
- уведомления о приостановлении подачи ресурса;
- должники приглашаются на заседания комиссий, созданные организациями.
Следующий этап взыскания просроченной задолженности – обращение организаций ЖКХ в суд.
«За десять месяцев количество поданных судебных исков в 2022 году составило 26 тысяч на сумму 404 миллиона рублей, за десять месяцев 2023 года – 28 тысяч исков на сумму 518 миллионов рублей, в 2024 году подано 27 тысяч исков на сумму 451 миллион рублей. Фактически взыскано с населения по судебным решениям в 2022 году 90 миллионов рублей, в 2023 году – 127 миллионов рублей, в 2024 – 187 миллионов рублей», – рассказал исполняющий обязанности начальника управления транспорта и коммунального хозяйства администрации Магнитогорска Роман Родионов.
Реструктуризация долга – один из способов погашения задолженности, то есть изменение условий и сроков погашения.
С целью заключения соглашений на реструктуризацию долга и составления графика погашения задолженности с гражданами, обратившимися в организации, в 2022 году за десять месяцев было заключено договоров на сумму 25 миллионов рублей, в 2023 году – на сумму 41 миллион рублей, в 2024 году – на сумму 79 миллионов рублей.
Заключение соглашений позволяет потребителям, имеющим задолженность, воспользоваться правом на получение субсидий.
На сегодняшний день для жителей города предложено несколько способов оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
По средствам «Личного кабинета» единого сайта «mgn-city», созданного МП трест «Теплофикация» и МП трест «Водоканал» представлена возможность:
- оплаты всех видов коммунальных услуг, жилищных и взносов на капитальный ремонт;
- передачи показаний по холодной и горячей воде;
- просмотра истории оплат по лицевому счету с выведением на экран и автоматической отправки на электронную почту чека об оплате;
- формирования квитанции за услуги;
- расчета услуг по каждому месяцу;
- просмотра проживающих;
- просмотра параметров дома;
- установка настройки перенаправления квитанции на электронную почту.
На территории Челябинской области реализуется пилотный проект мобильное приложение «Госуслуги.Дом». Это бесплатное многофункциональное приложение на базе платформы ГИС ЖКХ. Оно создано для решения вопросов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в одном окне.
В приложении реализованы следующие возможности:
- передача показаний приборов учета;
- оплата услуг ЖКХ;
- контроль графика работ по капремонту;
- направление заявок в УК;
- участие в общедомовых собраниях;
- оценка качества услуг УК;
- получение уведомлений о плановых и аварийных работах.
Также жители могут воспользоваться другими способами безналичной оплаты:
- сайт ГИС ЖКХ,
- «Система город»,
- «MobiCash»,
- «КУБ Директ»,
- «Сбербанк онлайн»,
- в отделениях банков,
- в прежнем режиме принимают платежи:
- кассы ООО «ЕРКЦ»,
- почта России.
«Ресурсоснабжающие организации, являясь клиентоориентированными, на протяжении нескольких лет с целью усиления платежной дисциплины граждан, в преддверии завершения года проводят ежегодные акции «В новый год без долгов – списание пени!». То есть при условии погашения просроченной задолженности за коммунальные услуги до 31 декабря 2024 года будет произведено списание задолженности и пени. Однако, данная акция не распространяется на случаи, когда имеется решение суда о взыскании задолженности», – отметил Роман Николаевич.
По словам докладчика, целью повышения платежной дисциплины граждан и снижения задолженности организациями сферы ЖКХ совместно с органами местного самоуправления необходимо на регулярной основе проведение следующих мероприятий:
1. Информирование населения при помощи сайтов, платежных документов, проведения «горячих линий», размещения информации на баннерах и в СМИ о необходимости своевременной оплаты; о возможности сокращения своих расходов путем установки индивидуальных приборов учета, своевременной передачи показаний и оплате фактически потребленных ресурсов; о штрафных санкциях за неоплату; о том, что своевременная оплата необходима предприятиям поставщикам, в первую очередь для качественного предоставления коммунальных услуг.
2. Осуществление контроля по исполнению планов снижения дебиторской задолженности ресурсоснабжающими организациями и по недопущению снижения качества предоставляемых услуг.
3. Координирование межведомственного взаимодействия предприятий ЖКХ с государственными органами.
«Оплачивать полученные услуги необходимо, потому что неуплата в конечном итоге приводит к остановке предоставления коммунальной услуги. Да, бывают ситуации, когда услуги оказываются некачественно, и аварии случаются. Но, стоит отметить, в нашем городе ресурсоснабжающие организации работают профессионально, оперативно реагируя на замечания и устраняя аварийные ситуации. Надо говорить прямо – от нештатных ситуаций не застрахован никто, они будут всегда. В Магнитогорске минимальное количество аварий на сетях», – заключил Сергей Бердников.
Также глава города отметил, что в подавляющем большинстве претензии к ресурсоснабжающим организациям не имеют почвы:
«Люди пишут в социальных сетях. Мы разбираемся. И зачастую бывает так, что информация оказывается фейком. Человек либо заблуждается в чем-то и других вводит в заблуждение, либо это делается намерено, с какой целью, остается догадываться. Но если ситуация правдивая, мы всегда работаем над ее исправлением».