Виталий Литке рассказал о трендах в науке и образовании

Сегодня, 08:05
Читать на сайте Magnit-news.ru

Образовательная система Челябинской области считается одной из самых сильных в стране. Регулярно мы слышим о победах южноуральских школьников на олимпиадах всероссийского и международного уровней, читаем о прорывных проектах в науке, которыми занимаются ученые региона, узнаем об успехах наших инженеров на изобретательском поприще. В чем секрет успеха образовательной системы Южного Урала? Какие инновации внедряются в эту сферу? И как промышленное сердце региона эффективно питает его ум? Об этом рассказал министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке на «Большой редакции». Также министр ответил на вопросы об инициативе запрета ЕГЭ, объеме домашнего задания и тестировании детей мигрантов на знание русского языка.
https://t.me/chgub

— Виталий Владимирович, какие тренды в науке вы бы отметили, какие задачи стоят перед сферой образования на 2025 год?

— Во-первых, перед нами стоит задача продолжать реализовывать инфраструктурные проекты — это и капитальный ремонт образовательных учреждений, их оснащение современными технологическими устройствами, и строительство новых объектов. Мощный тренд этого года — формирование ценностных установок у ребят, внедрение новой системы воспитания. Помогать в этом будут в том числе мероприятия, посвященные Году защитника Отечества и 80-летию Победы. Не менее масштабные задачи стоят перед нами в части формирования технологического суверенитета, работы над кадровым обеспечением, развития наших вузов, колледжей и техникумов.

— Если говорить о строительстве новых учреждений образования, то где они появятся в 2025 году?

— Два детских сада откроются в Сосновском районе в поселках Пригородном и Терема. В поселке Увельском откроется школа, также завершается стройка школ в 34-м и 20-м микрорайонах Челябинска и в 147-м микрорайоне Магнитогорска. Активное строительство школ ведется в 48-м и 57-м микрорайонах Челябинска, отдельные работы по созданию новых образовательных учреждений планируется начать в Чурилово. Немало проектов реализуется по области — речь, например, о строительстве школ в Копейске и Магнитогорске.

Качество образования в селах растет за счет обновления инфраструктуры и открытия кванториумов

— А школы в сельской местности уступают городским по качеству образования?

— В некоторых территориях определенная разница есть, но наша задача — делать все, чтобы во всех городах и районах региона качество образования было на достойном уровне, и это позиция нашего губернатора — создавать единообразные образовательные условия. В тех школах, где качество образования не дотягивает до нужного уровня, мы обновляем инфраструктуру, проводим ремонтные работы, уделяем им больше внимания. Где есть необходимость, включаем механизмы сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Так, например, при школе в Верхнем Уфалее открылся кванториум, где дети могут развивать свои навыки в сфере робототехники, программирования, авиамоделирования и других.

— Допустим, школы сегодня действительно оснащаются современной техникой, становятся комфортнее, но без учителя образовательный процесс не пойдет. Сегодня есть острая нехватка педагогов?

— Дефицит есть, но на достаточно стабильном уровне. По некоторым направлениям нехватка оценивается до 10 процентов, а средний уровень дефицита — около пяти процентов, что сопоставимо со средним уровнем по стране. Конечно, мы понимаем, что в школы в первую очередь надо привлекать молодежь. Этому сегодня способствует ряд принятых губернатором решений — например, мотивационные выплаты молодым педагогам, которые сразу после института пойдут работать в школы, детские сады и ссузы. Напомню, в течение трех лет для таких кадров выплата составит суммарно 300 тысяч рублей. В 2024 году мы также запустили совместный проект с педагогическим университетом, который позволяет молодым педагогам еще до выпуска выходить в образовательные организации и полноценно встраиваться в образовательный процесс — сначала в качестве практикантов, а затем — в качестве педагогических работников. Это фактическое совмещение учебы с работой. Более 120 молодых педагогов уже взаимодействуют с образовательными организациями разных уровней.

Родители в погоне за успехом сами перегружают своих детей

— Многие родители нередко жалуются на большой объем домашних заданий детям. А ведь еще кружки и секции есть… Как считаете, нужно ли сегодня пересмотреть объем заданий на дом?

— То, каким должен быть объем домашних заданий, давно обсуждается на федеральном уровне. Конечно, нагрузка на ребенка должна быть сбалансированной, чтобы он не потерял интерес к образованию и к тому направлению, которое он дополнительно изучает, посещая кружки и секции. Здесь задача стоит как перед учителем, так и перед родителями. Стремясь обеспечить своему ребенку как можно более успешное будущее, родители нередко перегружают его сами, записывая на несколько кружков, которые ему, возможно, и не слишком интересны. Зачастую бывает, что родители следуют веяниям моды, — например, массово записывают ребят на изучение программирования. А он, может быть, любит рисовать или лепить из глины. В данном случае очень важна персонализация подхода — нужно сохранить у ребенка не только интерес к учебе, но и к раскрытию своего потенциала.

ЕГЭ отменять нельзя, пока не будет достойной альтернативы

— Старшеклассники, например, перегружены особенно, ведь им нужно усиленно готовиться к экзаменам, посещать репетиторов. Как, кстати, относитесь к инициативе отменить ЕГЭ?

— Это тоже вопрос дискуссионный, и обсуждается он не один год. Считаю, что в случае с ЕГЭ важно смотреть на плюсы и минусы. Среди значимых плюсов — возможность для детей из разных регионов страны поступать в любые вузы, в том числе столичного уровня. Говорить о срочной отмене ЕГЭ было бы неправильно, пока не появится хорошая альтернатива, которая позволит объективно оценить знания выпускника и обеспечить ему равные условия при поступлении. Проблемные стороны ЕГЭ требуют проработки. В прошлом году, например, по решению президента был введен дополнительный день для пересдачи, что позволило снизить напряженность. Считаю, что сила нашего образования в том, что мы уходим в инновации, сохраняя традиции.

Мы побороли стереотип, что колледжи хуже вузов

— Рано или поздно каждому школьнику приходится делать выбор — пойти в колледж, техникум или вуз. Как много южноуральских выпускников сегодня отдают предпочтение ссузам?

— Мы давно преодолели стереотип, что колледжи и техникумы хуже, чем вузы. И это видно даже по цифрам: порядка 70 процентов выпускников девятых классов, по данным за 2024 год, предпочли пойти учиться в ссуз. Ребята в колледжи и техникумы приходят очень талантливые, со средним баллом выше 4,5. Конкуренция на бюджетные места огромная. За последние три года в модернизацию инфраструктуры колледжей и техникумов было вложено порядка трех миллиардов рублей, в том числе по линии программы «Профессионалитет». Существенные средства вкладывают сами предприятия, заинтересованные в квалифицированных кадрах. Сегодня хорошее взаимодействие выстроено между ссузами и промышленниками, но важно усиливать взаимодействие колледжей, техникумов с университетами, потому что эта преемственность образования тоже важна.

Университетов с сомнительным качеством образования должно быть как можно меньше

— Но и университеты не стоят на месте, развиваются?

— Сегодня вместе с филиалами у нас 28 вузов в регионе, но тенденция идет к тому, чтобы университеты были фундаментальными, с отличными возможностями для получения качественного и конкурентоспособного образования. Таких университетов в Челябинской области — с хорошим преподавательским составом, образовательной базой, техническими возможностями — около десяти. Безусловно, развивающиеся университеты продолжают укрепляться, а филиалы, которые изживают себя, уходят с рынка, если не соответствуют вызовам времени. Университетов с сомнительным качеством образования должно быть как можно меньше, они должны быть сильными.

Хочу отметить важную инициативу губернатора — в прошлом году мы начали реализацию проекта по открытию молодежных университетских территорий. Грантовую поддержку оказали всем нашим вузам, которые участвуют в создании межуниверситетского кампуса, чтобы они такие лаборатории для исследований, для разработок, которые нужны нашей экономике, могли сформировать в 2025 году. Это ЧелГУ, ЮУрГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, ЮУгМУ и ЮУрГАУ. Инициатива реализуется при взаимодействии с нашими партнерами. Такие возможности помогают отвечать на вопрос, почему молодые люди должны оставаться в нашем регионе.

В целом у наших университетов формируются новые центры развития компетенций по традиционным для Челябинской области отраслям. Металлургия и машиностроение, например. На базе ЮУрГУ в прошлом году открылись два факультета — факультет робототехники был открыт совместно и факультет по линии металлургии. С другой стороны мы активно шагаем и в век цифровизации, у нас формируются заделы в цифровом развитии, в IT-индустрии, мы активно работаем с компаниями этой области. Это ключевой компонент успеха, от которого зависит то, насколько мы действительно сможем предложить для нашей молодежи сценарий успеха.

Южноуральские ученые разрабатывают проекты с Москвой

— Научная жизнь региона сегодня достаточно активная? Можете назвать примеры некоторых инновационных проектов, над которыми работают наши ученые?

— Ученые Южного Урала реализуют инновационные проекты при поддержке Уральского межрегионального научно-образовательного центра. Проводятся исследования совместно с Московским государственным университетом по линии квантовых вычислений. Есть прикладные направления, востребованные для экономики нашей экономики, — по разработке различных узлов и агрегатов техники, которую производит наш автозавод. Проекты с высокотехнологичным содержанием, чтобы заходить в новые отрасли, — например, разработка новых винтомоторных групп для беспилотных авиасистем. Проекты, направленные на создание сложных электронных направлений, — говорю в частности про транзисторный преобразователь частоты. Проекты новых технологий в сфере металлургии — это производство прокатных валков, к примеру. Многие наши проекты позволяют решать вопросы импортозамещения, но также и вопросы технологического лидерства, что позволяют нашим предприятиям выходить на передовые уровни разработок и конкурировать на международном уровне.

— На какую поддержку могут рассчитывать ученые? И как дела обстоят с популяризацией науки в регионе?

— Наша задача сегодня — растить не общество потребителей, а общество созидателей. Поэтому в Челябинской области поддержку получают и молодые ученые, и научные коллективы, и различные инновационные проекты. Так, например, начинающий изобретатель, деятель науки, который приходит работать в университет, получает выплату на приобретение жилья. Мы развиваем инфраструктуру и публично освещаем все наши достижения, простым языком рассказывая обо всем, что изобретают южноуральские инженеры. Все эти аспекты — значимая часть развития науки в регионе и ее популяризации.


Популярные новости за сутки

Больше новостей на Magnit-news.ru