ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области

Образовательное будущее

2025 год станет годом запуска новых национальных проектов.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

«Они несут комплекс стратегических задач. Нам нужно как-то отвечать на те вызовы, которые есть перед нами, и использовать те возможности, которые у нас есть. Главное, чтобы наша система образования развивалась динамичными темпами. В регионе есть очень много инфраструктурных проектов. Один из трендов направлен на ценностные установки для школьников. Это все реализуется. Мы взаимодействуем с «Движением первых». Учитывая, что 2025 год объявлен Годом защитника Отечества и совпадает с 80-летием победы в Великой Отечественной войне, то это все окажет влияние на систему образования Челябинской области и ту повестку, которая будет предложена обучающимся», — сказал министр образования Челябинской области Виталий Литке.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

Технологический суверенитет

Одна из важных задач — формирование технологического суверенитета в Челябинской области. Это укрепление экономической независимости региона и его способности к инновационной деятельности. В условиях глобальных вызовов и изменений Челябинская область стремится развивать свои уникальные технологические компетенции, опираясь на богатый промышленный потенциал и научные кадры.

«Мы развиваем наши педагогические кадры, развиваем университетское образование и очень плотно сотрудничаем с нашими промышленными предприятиями. Нужно сделать так, чтобы выпускникам вузов было интересно жить, развиваться и строить карьеру в нашем регионе. Многие университеты взаимодействуют с предприятиями. У нас плотная связь с промышленниками. Это сильная сторона нашего региона. Идет цифровизация, информатизация производств, внедрение цифровых технологий и устойчивое развитие экосистемы инноваций. В регионе создаются инженерные классы», — говорит Виталий Литке.

Особое внимание в регионе уделяется поддержке местных предприятий, которые способны адаптироваться к новым условиям и интегрироваться в мировые производственные цепочки. Создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, развиваются научно-исследовательские центры. Партнерство вузов и бизнеса позволяет молодежи реализовывать свои идеи.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

Университетские лаборатории

Открытие пяти молодежных университетских лабораторий в Челябинской области планируется к 1 сентября 2025 года.

«Это была инициатива губернатора, и в прошлом году мы начали реализацию проекта по открытию молодежных университетских лабораторий. Грантовую поддержку оказали всем вузам, которые участвуют в реализации проекта кампуса, чтобы такие лаборатории они у себя смогли организовать. Это возможность взаимодействия с ведущими индустриальными партнерами нашего региона — открыть современные инновационные лаборатории для разработок, которые интересны экономике нашего региона и в целом страны. Ключевым является взаимодействие между промышленными предприятиями и вузами», — отметил министр образования Челябинской области.

Молодежные лаборатории появятся в пяти вузах региона.

В Южно-Уральском государственном университете будет лаборатория электромеханических, электронных и электрохимических систем, лаборатория микроэлектроники и радиофизики — в Челябинском государственном университете.

Лаборатория инжиниринга передовых технологий метизного производства откроется на базе Магнитогорского государственного технического университета имени Носова, а лаборатория технологической экологии в сельском хозяйстве — в Южно-Уральском государственном аграрном университете.

Лаборатория по реабилитационным и инновационным технологиям в медицине расположится на базе Южно-Уральского государственного медицинского университета. Общий объем средств, выделенных из областного бюджета, составляет 100 млн рублей.

«Это еще возможность обеспечить им переход с общего образования в высшее для дальнейшего развития, возможность строить себе карьеру в разных отраслях. Талантливые студенты и молодые ученые теперь смогут реализовать свои проекты непосредственно в связке с действующими предприятиями региона, заинтересованными в результатах их исследований и разработок. Но самое главное, чтобы они потом оставались в нашем регионе», — отметил Виталий Литке.

Руководить молодежными лабораториями будут молодые ученые в возрасте до 39 лет.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области

Язык знать

С 1 апреля в России вводится обязательное тестирование на знание русского языка для детей мигрантов перед поступлением в школу. Новые правила заработают уже при наборе школьников на новый учебный 2025/2026 год. Детей, не справившихся с тестированием, не будут допускать к учебе.

«Соответствующее поручение нами получено, это нововведение. Мы будем сотрудничать с нашими центрами по тестированию на знание русского языка и выстраивать работу таким образом, чтобы этот процесс шел максимально гармонично. Важно, чтобы все было направлено в нужное русло. Работу будем выстраивать в соответствии с требованиями федерального министерства. Мы понимаем, что речь идет о детях, поэтому главное — сохранить человеческий фактор», — сказал Виталий Литке.

Порядок проведения тестов устанавливается Министерством просвещения, системы тестирования и критерии оценки знаний мигрантов пока не называются. Понятно, что уровень владения русским языком должен быть достаточным для того, чтобы дети из иностранных государств, проживающие в регионе, могли осваивать учебные программы. Уже 1 апреля такая работа будет системно развиваться во всех образовательных учреждениях.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

Система оценок

Дискуссия об отмене ЕГЭ идет уже не один год, у этой системы есть как сторонники, так и противники.

«Один из плюсов единого государственного экзамена — возможность для детей из разных регионов страны подавать документы на поступление в несколько вузов. Это уравнивание перспектив для поступления учащихся из крупных городов и с периферии», — отметил Виталий Литке.

Среди плюсов ЕГЭ специалисты называют снижение уровня коррупционности среди педагогов, а также компьютерную обработку результатов, которая уменьшает человеческий фактор при проверке экзаменационных работ. Конечно, есть и минусы. По словам министра, есть проблемные ситуации, которые формируются благодаря такой системе оценки, но поспешных решений принимать не стоит.

«Если говорить, что нужно срочно отменить ЕГЭ, это, наверное, неправильно. Нужно предложить хорошую альтернативную систему оценки знаний. Важно, чтобы соблюдался баланс, тем более что высшую систему ждут изменения, и необходимо соблюсти равновесие между общим и дальнейшим образованием. Считаю, что система ЕГЭ, которая есть в современном виде, несет больше плюсов, чем минусов. Важно, чтобы при принятии решения не было непродуманных действий. Система образования меняется, но мы, уходя в инновации, должны сохранять традиции», — резюмировал Виталий Литке.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

Перегруз, или Чему учат в школе

Перегружают ли ребенка домашними заданиями в школе? Или же это просто дети жалуются, потому что не хватает времени на «сидение» в гаджетах? Или это действительно дополнительная нагрузка на ребенка?

«Мы уже эту проблему обсуждали, и важно здесь сохранить баланс.

Конечно, здесь нужно посмотреть на тот объем нагрузки, который реализуется непосредственно в рамках основной образовательной программы. И если в школах есть какие-то дополнительные программы, также предлагается ребенку или родителю выбрать их или нет. Важно, чтобы не было действительно перегруза, потому что в большинстве случаев, если мы перенасытим ребенка различными активностями, ну в каком-то смысле он может и интерес потерять к образованию. Бывают такие ситуации, когда родители, стремясь к лучшему для своего ребенка, начинают его записывать во всевозможные секции. Он уже не понимает, в каких секциях он занимается, ходит и туда, и туда, и туда», — говорит министр образования региона.
Виталий Литке отмечает, что главное — так выстроить работу, чтобы ребенок мог найти свой интерес в жизни.

«Зачастую бывают такие ситуации, когда мы видим, что, например, сфера IT сегодня так или иначе является очень модной, и давайте вот срочно учить своих детей программировать. Некоторые детям просто это неинтересно, это не их сфера, им это не нужно, а например, они хотят развиваться, Если у них есть ярко выраженный интерес к творчеству, к искусству, то есть нужно это заметить», — говорит министр.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области

Молодому и указку в руки

Дефицит педагогических кадров в Челябинской области есть, но он, по словам министра образования региона, некритичен.

«Дефицит учителей присутствует, но он находится на достаточно стабильном уровне. По некоторым направлениям до 10%, по среднему уровню дефицита порядка 5%.

С другой стороны, мы, конечно, понимаем, что нам нужно привлекать в школу молодежь. Губернатор принял решение о мотивации молодых педагогов», — говорит Виталий Литке.
В Челябинской области по инициативе губернатора утверждена выплата молодым педагогам в возрасте до 35 лет, за первые три года своей работы в сфере образования они суммарно получат 300 тысяч рублей. Выплаты будут предоставляться каждый год: в первый — 60 тысяч рублей, во второй — 100 тысяч, а в третий — 140 тысяч.

Также в регионе запущен федеральный проект «Профессионалитет». Он позволяет молодым студентам быстро осваивать специальности, а после окончания обучения гарантирует трудоустройство.

«Проект помогает молодым студентам, которые учатся сегодня у нас, осваивать специальности и уже до того момента, когда они выпустятся из университета, выходить в конкретную образовательную организацию, полноценно встраиваться в образовательный процесс. Сначала в качестве, так скажем, практиканта, а потом уже в качестве непосредственно сотрудника, практически совмещая учебу с работой. Более 120 человек на таких программах у нас взаимодействуют с образовательными организациями. Этот проект мы проанализируем в конце текущего учебного года, ну практически вот весной 25-го, если мы поймем, что он признан успешным. Но там все идет к тому, что этот проект будет успешным. Мы просто будем его масштабировать», — сказал министр образования Виталий Литке.

ЕГЭ без отмены. Какие уроки нужны школьникам в Челябинской области

Учиться профессии

В Челябинской области предприятия и ссузы формируют образовательно-производственный кластер, и все больше школьников стремятся получать профессию не после 11-го класса, а после 9-го. Согласно статистке, 70% выпускников 9-х классов предпочитают идти именно в колледжи и техникумы.

«В Челябинской области в последние годы наблюдается заметный всплеск интереса к среднему профессиональному образованию. Этот тренд можно объяснить рядом факторов, включая потребности современного рынка труда, а также и теми условиями, которые создают работодатели», — говорит министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке.

При этом качество подготовки в средних специальных учреждениях, говорит министр, ничем не уступает качеству подготовки в вузах. Важным фактором, способствующим повышению популярности профобразования, стало внедрение современных образовательных технологий и программ, которые обеспечивают высокий уровень подготовки специалистов, соответствующих современным запросам работодателей.

Источник: Южноуральская панорама Онлайн

Топ

Лента новостей