О сложном времени
Продолжается поездка депутата Государственной Думы П.В. Крашенинникова по Южному Уралу и встречи с жителями региона, на которых представляется только что вышедшая из печати в издательстве Эксмо книга На пути к сверхдержаве. Государство и право во времена войны и мира, 1939-1953 гг., посвященная юбилею Великой Победы. Тепло встречали своего земляка в Южно-Уральском госуниверситете и в легендарной Магнитке.
В мероприятии вместе с автором книги, принимают участие представители руководства регионов и ветераны. Интерес вызывает беспристрастное изложение правовых документов эпохи и их непосредственное влияние на ход событий. Как пишет Павел Крашенинников, в этой книге мы рассмотрим судьбоносный период с 1939 до 1953 года и будем опираться на документы тех времен, возможно единственный достоверный источник, так как документы продукт социальных процессов, а значит более-менее доказательный материал. Несомненно, без научного анализа нормативных актов Новейшего времени, в том числе военного периода нашей страны невозможно объективно, вне идеологических шаблонов и политических пристрастий увидеть историческую перспективу и движущие механизмы развития нашей страны.
Представляя книгу на Урале, сам автор родившийся и выросший в этих краях, подчеркнул, что никакая Победа была бы невозможна без героического тыла. Но подавляющее большинство мужчин были призваны на фронт, и основная нагрузка легла на женщин и подростков.
Страна начала готовиться к военной перестройке промышленности задолго до боевых действий. За три предвоенные пятилетки было построено более 9 тысяч крупнейших предприятий металлургической промышленности, добычи нефти, машиностроения, цветной металлургии, химической, текстильной и пищевой отраслей. Значительно увеличились расходы на оборонную промышленность, которые к 1940 году составили 32% государственного бюджета страны. При этом перестройка промышленности сопровождалась грандиозными изменениями в правовой системе.
Вот как излагает Павел Крашенинников:
Еще в четвертом квартале 1939 г. часть оборонных предприятий была переведена на работу по мобилизационному графику. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. были введены 8-часовой рабочий день с семидневной рабочей неделей (считая седьмой день недели воскресенье выходным). Рабочая неделя составляла 48 часов.
Автор книги пишет: Увольнение по собственному желанию было практически запрещено. При этом рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от двух до четырех месяцев. Кроме того, предусматривались санкции за прогул без уважительной причины. Прогулом считалось также опоздание к началу работы более 20 минут.
Все это касалось и подростков, вместо школ пришедших на заводы и фабрики.
Война сильно ухудшила условия жизни людей. Потребление мяса в рабочих семьях в 1942 году снизилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, молочных продуктов на 40%. В деревне потребление мяса сократилось втрое, хлеба на треть. В пище стало намного меньше жиров, сахара, овощей. Не хватало круп. И это при том, что и перед войной жизнь нельзя было назвать изобильной.
Как подчеркивает автор, только в колхозах число трудоспособных мужчин с 1941 по январь 1944 года сократилось с 16,9 млн до 3,6 млн человек. Усилились репрессивные меры. Президиум Верховного Совета СССР издает два указа: Об ответственности колхозников за невыработку обязательного минимума трудодней и Об ответственности за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы или самовольный уход с мобилизационных работ. Указы предусматривали уголовную ответственность за правонарушения, поименованные в документах, до шести месяцев принудительных работ. За все время действия указов за невыработку минимума трудодней были осуждены 1673624 колхозника.
Отдельно Павел Крашенинников останавливается в книге на проблеме эвакуации промышленности на восток. Свыше 80% всех предприятий оборонной промышленности, в том числе 94% авиационных заводов, оказались в зоне боевых действий или в прифронтовых районах.
За 19411942 годы из прифронтовых районов вглубь страны были эвакуированы более 10 млн. человек, свыше 1,5 тысяч крупных промышленных предприятий. Уже в 1942 году перевод экономики страны на военные рельсы в целом был завершен, и уровень производства продукции военного назначения превысил 86% по отношению к довоенному периоду.
За эти годы тяжелейших испытаний, имея по сравнению с нацистской Германией в три раза меньше металла и в четыре раза меньше угля, труженики советского тыла произвели в два раза больше самолетов, почти в 1,5 раза больше снарядов, бомб и мин, чем промышленность третьего рейха.