Полпред Президента России в УрФО Артем Жога провел в Челябинске совещание по развитию транспортной инфраструктуры и качеству транспортного обслуживания населения УрФО
В мероприятии приняли участие представители Минтранса России и Минстроя России, главы субъектов Уральского федерального округа.. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер доложил о реализации региональной программы по модернизации общественного транспорта и обозначил проблемы, требующие решения на федеральном уровне.
Как отметил полпред, создание комфортной и безопасной среды для жизни одна из важнейших национальных целей развития страны, определенных Указом Президента. Среди целевых показателей нового нацпроекта Инфраструктура для жизни - увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли современного парка общественного транспорта, а также рост протяженности трамвайной и троллейбусной инфраструктуры в нормативном состоянии.
При решении задач обновления транспорта в первую очередь необходимо использовать производственные мощности, расположенные в округе. У нас есть целый ряд предприятий, способных обеспечить наши потребности в троллейбусах, автобусах и трамваях. Приобретение техники внутри макрорегиона позволит сократить транспортное "плечо" по её доставке, обеспечит оперативный сервис и модернизацию на всех этапах жизненного цикла, а также поддержит производителей, подчеркнул Артём Жога.
В своем выступлении Алексей Текслер напомнил о том, что Президент России поставил задачу обновить общественный транспорт: обеспечить к 2030 году 85% парка общественного транспорта с нормативным сроком эксплуатации не более 10 лет по автобусам и электробусам, по троллейбусам - 15 лет и по трамваям 25 лет. В Челябинской области поставили задачу полностью обновить общественный парк. В регионе этим активно занимаются с 2019 года.
Так, с 2019 по 2024 годы в рамках госпрограмм было обновлено 1215 единиц общественного транспорта. Также порядка 200 единиц нового транспорта закупили частные перевозчики.
Это 811 автобусов (включая 408 большого и особо большого класса), 91 троллейбус и 313 трамваев, подчеркнул губернатор. Мы использовали все возможности инфраструктурного меню и других программ, включая федеральный проект Чистый воздух, инфраструктурные и казначейские кредиты, проект Безопасные и качественные дороги, а также лизинговые программы с привлечением средств Фонда национального благосостояния. При этом около половины средств было выделено из областного бюджета.
Работа по обновлению общественного транспорта продолжается и в этом году. Уже закуплены 20 трамваев, 6 автобусов особо большого класса (гармошек).
В этом году будет поставка 98 троллейбусов, 5 многосекционных трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода, которые сможем в будущем использовать для метротрама. Планируем приобрести 12 электробусов для Магнитогорска, сказал губернатор.
Алексей Текслер сообщил о планах перевозчиков в 2025 году закупить 117 автобусов в рамках федеральной программы лизинга.
Глава региона особо отметил сохранение и развитие всех пяти действующих в области систем горэлектротранспорта (три трамвайных и две троллейбусных), подчеркнув, что обновление общественного транспорта идет во всех муниципалитетах региона.
В качестве примера успешной реализации масштабного проекта в области губернатор привел концессионное соглашение с компанией Синара - Городские Машины по модернизации троллейбусной системы Челябинска.
Планомерно внедряется практика перевозки пассажиров по регулируемому тарифу (всего 923 муниципальных и межмуниципальных маршрута, из них перевозки по регулируемым тарифам осуществляет 681 маршрут).
По словам Алексея Текслера, для дальнейшего развития общественного транспорта необходимо разработать федеральные меры поддержки для межрегиональных и межмуниципальных перевозок:
Значительная часть пассажирских перевозок в Челябинской области приходится на межмуниципальные маршруты, около трети всего пассажирского состава. Учитывая наше приграничное положение и большой пассажиропоток в Казахстан, а также планы по развитию туризма, необходимо разработать специальную программу обновления транспорта для межмуниципальных и международных перевозок. Прошу Минтранс рассмотреть этот вопрос.
Губернатор также выступил с предложением в части повышения качества перевозок:
Нынешние штрафы за невыполнение перевозчиками своих обязательств (1% от непройденного пробега и 1000 рублей за другие нарушения) недостаточно эффективны. Некоторые перевозчики, выиграв конкурсы, недобросовестно исполняют свои обязательства. Необходимо обсудить с Минтрансом возможность повышения эффективности мер ответственности за повторные и грубые нарушения, не прибегая к чрезмерно жестким санкциям, но обеспечивая более действенный контроль за исполнением контрактов.
Фото: Татьяна Андреева, Наиль Фаттахов.