Цель проекта — познакомить с педагогами, которые участвовали в Великой Отечественной войне и выполняли свой профессиональный долг в тылу. В рамках проекта пройдут патриотические акции, встречи со школьниками и студентами, спортивные соревнования, фестивали. Подробнее о проекте, а также о кадровой ситуации в образовании и работе профсоюза в наши дни — в интервью председателя Челябинской областной организации профсоюза работников образования и науки РФ Юрия Конникова.
Сохранить память и продолжить традиции
— Юрий Владимирович, в чем смысл проекта «Учителя Победы» и какова его миссия?
— Когда мы начали заниматься проектом «Учителя Победы», то узнали об Андрее Ивановиче Невзгодове. До войны он работал учителем истории в школе № 8 Златоуста. В августе 1941-го ушел на фронт. Сражался на Юго-Западном фронте. В 43-м, выбивая фашистов с правого берега Днепра, учитель попал в окружение. Рота под его командованием мужественно сражалась трое суток. Противник был измотан и уничтожен. В одном из ожесточенных боев, отражая очередную атаку гитлеровцев, учитель Андрей Невзгодов погиб. Он удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Учителя самоотверженно трудились и в тылу. Делились с детьми не только знаниями, но последним кусочком хлеба, отдавали свою одежду.
В Нязепетровске на территории школы установлен мемориал педагогам. На памятнике высечены фамилии директоров, учителей, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Идея увековечить память педагогов принадлежит казакам станицы Нязепетровской Оренбургского казачьего войска и ее почетному атаману Георгию Михайловичу Стругову.
Биографии учителей, их фотографии мы разместим в виртуальном музее истории образования и профсоюза Челябинской области.
О.Башкевич. Первый урок в 1944 году
20 февраля на площадке Федерации профсоюзов Челябинской области состоится презентация проекта «Учителя Победы». Мы познакомим с историями учителей-фронтовиков и подпишем соглашение о сотрудничестве с Челябинским региональным отделением Российского военно-исторического общества.
— Проект «Учителя Победы» призван привлечь внимание к профессии педагога и поднять его авторитет. А как сегодня работается педагогам?
— Система образования Челябинской области была и есть одна из сильнейших в стране. Многие традиции воспитательной работы и уникальные профессиональные находки, опыт образовательных организаций используют другие регионы. Сегодня значительную часть областного бюджета правительство вкладывает в создание современных безопасных условий образовательного процесса и комфортных условий труда педагогов.
Реализовать эти возможности и государственную стратегию развития образования, конечно, прежде всего задача педагогического сообщества.
Мои коллеги, как и во все времена, самоотверженно трудятся с полной отдачей, преданы профессии и детям. Люди с другим отношением не выдерживают эмоциональной, психологической, физической нагрузки.
К сожалению, сегодня, как и в других отраслях, нарастает дефицит кадров. Одна из главных причин — уровень заработной платы и высокая нагрузка (до 40 и более часов в неделю), которая связана не только с желанием заработать, но и с тем, что некому вести уроки. Когда говорят, что свободных вакансий в сфере образования в течение учебного года нет, это не значит, что нет дефицита кадров. Вакансий нет, потому что все часы распределены между учителями. Часть учителей сельской школы ведут до трех-четырех предметов. Пусть даже у него в классе 10 человек. Если он ответственный, то будет готовиться к урокам и честно отрабатывать свои часы.
Это отражается на качестве труда и здоровье работников.
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Единый размер ставки
— Что нужно изменить в системе оплаты труда учителей, чтобы им жилось материально лучше?
— Начну с того, что в каждом регионе и в каждом муниципалитете свой размер ставки. В Бредах, к примеру, она составляет 13 381 рубль, а в Верхнем Уфалее — 18 720. Сейчас на федеральном уровне рассматривают возможность установления единого размера ставки по всей стране. Мы поддерживаем это. Считаем, что ставка 1-го квалификационного уровня должностей педагогических работников должна быть выше МРОТ, едиными должны быть и подходы к начислению стимулирующих надбавок. Всё просто: чем выше у педагога квалификация, тем больше он получает, плюс выплаты за дополнительную работу.
Мы работаем в диалоге с властью, наши предложения в рамках бюджета поддерживает губернатор Алексей Текслер, министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке. Благодаря инициативе челябинского профсоюза образования и науки более 600 молодых педагогов будут получать дополнительные выплаты в течение трех лет.
За три года ставки педагогов значительно подросли. В 2024 году они выросли на 12%. Губернатор принял решение с 1 января 2025-го проиндексировать размер ставки, причем с увеличением фонда оплаты труда.
Отмечу еще, что с 10 до 15 млн рублей увеличилось финансирование на оздоровление наших педагогов.
Важно, что определенные социальные гарантии есть и в муниципалитетах, но, к сожалению, не во всех. В Златоусте 1,8 млн рублей, а в Миассе 2 млн предлагают учителям дефицитных специальностей, пришедшим работать в школы. В Челябинске с этого года выплачивают дополнительно два оклада к отпуску всем работникам образования. Эти меры, конечно, позитивный фактор, но не дают кардинальных результатов.
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
— Чтобы реализовать государственную стратегию образования, которую сейчас активно обсуждают, необходимо не только привлечь, но и сохранить кадры...
— Считаю, что молодому специалисту в любой образовательной организации на первых порах надо давать небольшую нагрузку, но при этом чтобы заработная плата удовлетворяла. Сегодня администрация вынуждена давать выпускнику высокую нагрузку.
Еще важно, чтобы у молодого специалиста мягко проходила адаптация в коллективе. За начинающим педагогом необходимо закреплять наставника, человека с опытом, который подскажет и поддержит. Особенно в вопросах обучения и воспитания детей. Для молодежи одна из самых тяжелых позиций — это общение с родителями.
Часто родители навязывают свои взгляды порой в резкой и даже оскорбительной форме, безапелляционно давая оценку деятельности педагога. Молодые специалисты не выдерживают и уходят. В этой ситуации единственный выход — взаимоуважительный диалог.
Думаю, нужно вернуть систему обязательной отработки для бюджетников. Государство же заплатило за обучение и вправе рассчитывать, что выпускник отработает несколько лет по распределению. Но здесь может возникнуть другая проблема. Если мы введем распределение, то можем потерять абитуриентов на наши специальности: выпускники школ видели сложность труда педагога и социальный статус.
В нашем профсоюзе создан Клуб молодых педагогов. Это площадка для общения, обмена опытом. Мы собираем педагогов, консультируем их, помогаем эмоционально разгрузиться. Проводим также выездные мероприятия. После таких встреч педагоги возвращаются домой с новыми силами и желанием работать.
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Коллективный договор
— Одна из форм сотрудничества профсоюза — это социальное партнерство. Какие основные положения она содержит?
— У нас подписано отраслевое соглашение с министерством образования и науки Челябинской области, есть территориальные соглашения. Профсоюз заключил коллективные договоры более чем в 1700 образовательных организациях региона. В документе прописаны обязательства сторон, в том числе оговаривается проведение мероприятий, дополнительные социальные гарантии для работника. Охране труда уделяем особое внимание. Руководитель должен знать, как сообщить о ЧП, как оформить документы, как помочь сотруднику получить выплату и восстановить здоровье, если речь о травме.
К нам ежегодно поступает до 4 тысяч обращений, 99% вопросов мы решаем внутри коллективов.
— Приведите, пожалуйста, примеры успешного сотрудничества профсоюза с органами управления образования. Какие муниципалитеты наиболее активные?
— Если мы говорим о Челябинске, то мощные организации у нас в Советском, Металлургическом районах. Тракторозаводский — чемпион по охвату в городе. Самая большая численность профсоюзов в Коркино — 99,5%. Отметим также Магнитогорск, Ашинский, Сосновский и Чесменский районы.