Формула воды. Почему для экологии нужна политика

25.02.2025, 12:47
Фото: up74.ru
Читать на сайте Magnit-news.ru

Слова из песни не выкинешь, но и петь ничего не пришлось. Потому что Михаил категорически не попадает под определение бюрократ-чиновник, а также потому, что он, как эколог, ратует за сохранность воды и воздуха, как политик за государственный подход к решению вопросов, как экономист за развитие туризма родного края.

А почему вода так важна? вопрос к Михаилу был больше риторическим.


Фото Олега Татаркина, предоставлено пресс-службой Законодательного Собрания Челябинской области

Это тот ресурс, важность которого в мире, в России, в Челябинской области, на мой взгляд, недооценена. Это основной ресурс, который необходим для человечества и всех живых существ. И от ее количества и качества зависит жизнь на планете. Мы должны сохранить объемы водных ресурсов и постараться минимально их загрязнять, а также очистить то, что уже было подвергнуто воздействию.


Фото предоставлено пресс-службой-Законодательного-Собрания Челябинской области

Часть целого

В разговоре с парламентарием мы коснулись и разночтения, точнее, разной системы подсчета водоемов на Южном Урале. Раньше говорили, что наш регион это край тысячи озер, потом их количество утроилось. Есть система инвентаризации, которая утверждает, что в Челябинской области более восьми тысяч водоемов.

Мне представляется более важным сказать, что большая часть региона является горной, расположена на водоразделе. Причем одна часть рек течет в Обь, а другая в Волгу. И наши ресурсы проточной речной воды достаточно ограниченны. Поэтому мы должны более трепетно относиться к тем водным объемам, которыми мы владеем.

Водные форумы также не только про чистые берега, но и новые технологии сбережения водных ресурсов. А еще это про экологическое воспитание. Новые знания и навыки растущим гражданам страны дает и Детский экологический форум, инициатором проведения которого также выступил наш регион.

Самый главный навык, который получают дети, понимание целостности себя и природы, понимание своей неотделимости от мира, осознание себя частичкой родины, истории страны, рассуждает Михаил Махов. Важное уточнение: частичка это не ничего не решающая пылинка, а именно участник, ответственная личность, неравнодушный индивидуум, который умеет, любит и знает, что надо делать в будущем. Дети это прекрасно понимают и готовы в полном объеме участвовать в благих делах. Надо идут убирать берега от мусора, надо помогают старшим, надо предлагают свои инициативы. И здесь огромная ответственность лежит на взрослых, чтобы они не превратили все это в профанацию. Дети очень искренне и открыто к этому относятся.


Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

В качестве примера Михаил Махов привел защиту докладов и практик на недавнем Детском экофоруме. В роли докладчиков выступали школьники от 11 до 15 лет. Обозначенный возраст у экспертов никак не вязался с серьезными темами докладов.

Парень из Бурятии, живущий в деревеньке на берегу реки Селенга (а это основная река, питающая Байкал), привел пример мой собеседник. В этом районе есть определенные экологические проблемы, связанные с последствиями деятельности птицеводческих и животноводческих ферм, а школьник, не касаясь сельхозтемы, подготовил серьезнейший анализ степени загрязнения подземных вод. Вместе со своими научными руководителями он представил полную картину ситуации с отбором проб из скважин, химическим анализом. На верхнем уровне берега, где расположена деревня, у людей максимально чистая вода, на среднем уровне обнаруживаются загрязнения, а на нижнем ярусе вода грязная.

Школьник перед поездкой на Детский экофорум озвучил результаты исследований в своей деревне. Жители были удивлены, поскольку ранее они даже не задумывались, что визуально чистая и прозрачная вода содержит в себе такое количество вредных примесей, загрязнений, которые, проходя через слои грунта, накапливаются в подземных водах, попадают в реку.

Если бы такие экофорумы проводились во времена детства Михаила, то он был бы их непременным участником. Любовь к природе и родному краю школьникам привила учитель географии Татьяна Генриховна Бажанова, которая организовала поход десятиклассников на Таганай. После чего на карте гор у школьника, а затем и студента Махова не осталось белых пятен. А 13 лет назад вместе со своим научным руководителем Алексеем Юрьевичем Шумаковым, проректором ЧелГУ, он написал концепцию развития туризма Челябинской области, а также ребрендинга региона. К сожалению, тогдашнее руководство региона отмело идеи развитие туристической сферы, заявив, что здесь нет моря и никто не поедет отдыхать в центр страны.


Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск)

Не сплавить реку

Говоря об отдыхе и туризме, мы не могли не упомянуть реку Ай, которая после сплавов часто вздыхает, говоря ой, тема, ставшая серьезной проблемой лет несколько назад. Бренд и одновременно боль Южного Урала имела все шансы стать поводом для экологической катастрофы.

Еще лет 15-20 назад сплавов там не было вообще. Были разовые выходы на воду в майские праздники, и в основном это те, кто занимался этим профессионально. Это было малоизвестно, но расходящаяся информация об удивительно красивых местах, необычном варианте отдыха привела к тому, что это вызвало всплеск, лавину туристов, объясняет Михаил. И сейчас, по разным оценкам, поскольку нет официальных данных, за три летних месяца реку Ай посещают от 200 до 300 тысяч туристов. Это огромная нагрузка. Напомню, что река является памятником природы, там есть практически заповедные места, где есть краснокнижные представители флоры и фауны, требующие заботы и внимания. И хрупкая экосистема испытывает стресс от варварского нашествия людей.

Ни экологи, ни парламентарии не сторонние наблюдатели. В настоящее время по инициативе губернатора Алексея Текслера подготовлены мастер-планы по развитию внутреннего туризма на трех территориях: Аркаим, Тургояк и река Ай. Это три особо охраняемые территории Южного Урала, со своей спецификой и особенностями развития.

По реке Ай недавно проводили координационный совет, также созданный по поручению губернатора, добавил депутат. На основании обращения жителей поселений вдоль реки, которые крайне обеспокоены нашествием диких туристов, эксперты обсудили пути решения проблемы. Обозначили мы и приоритеты. Первое сохранение природы, а уж затем развитие туризма. Поэтому мы и говорим о том, что развитие туризма следует начинать с создания инфраструктурных объектов, то есть туалетов на местах стоянок и ночевок туристов, площадок для сбора мусора, которых сейчас нет. Необходимо определить и то, кто будет обслуживать эти объекты.

Лет семь назад автор этих строк провел выходные на этой реке, когда два дня на катамаране, ночевка в палатке, а вечером мобильная баня на берегу. Организаторы тура, отдаем им должное, побеспокоились о сборе мусора, собирая все упаковки, коробки и недоеденное в огромные пластиковые пакеты. Что касается вопроса о туалете, то они размашисто махали в сторону прибрежных кустов и редколесья: мол, все в вашем распоряжении. Только наша компания из 15 человек плыла на трех катамаранах, а таких надувных плавсредств на реке были десятки, а людей сотни и тысячи. С тех пор утекло много воды, и еще большее количество людей побывало в кустиках и среди деревьев

Наш диалог с Михаилом Андреевичем был прерван звонком декана географического факультета Пермского университета. А разговор зашел о реке Ай. Дело в том, что недавно минэкологии региона разместило на торгах контракт на расчет предельной рекреационной емкости реки Ай. И этими исследованиями будет заниматься организация, созданная при Пермском университете. Пермяки подтвердили, что все свои действия они будут согласовывать с челябинскими экспертами, чтобы максимально качественно выполнить эти расчеты. И после определения уровня нагрузки на экосистему реки Ай будет отрегулирован и поток туристов, и места стоянок, костровищ, туалетов и прочего. Не исключено, что южноуральцы возьмут на вооружение практику других регионов по организации сплавов (там туристам строго запрещено выходить на берег между стоянками).


Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Пространства в городе

Еще одна из идей, которые предлагает развивать Михаил Махов, городские пространства. Пока челябинцам представлены для ознакомления и обсуждения концепции развития трех территорий мегаполиса: Никольская роща, набережная реки Миасс от Ленинградского моста до завода оргстекла, Рыбацкая пристань.

Основу проектов составили инициативы жителей, а также представителей бизнес-сообщества, которые участвовали в проработке этих проектов пока на стадии концепции, объясняет Михаил. Мы предлагаем ключевую идею развития этих территорий, и в каждом случае это разное наполнение. Основное условие развития названных городских пространств наличие и сохранение зеленых массивов. И наше желание вернуть, насколько это сейчас возможно, Челябинску статус зеленого города.

Экосквер вдоль реки на улице 8 Марта инициаторы концепта видят как территорию тишины. Территория центра города с минимальным финансовым и технологическим вмешательством. Возможно, там будут логичными экотропы, пространства и павильоны для молодых экологов, лодочная станция, рыбаки

Никольская роща более масштабна сама по себе. Это 40 гектаров зеленого массива и еще 5 гектаров прилегающей через дорогу территории. Там, учитывая, что это гостевой маршрут, дорога в аэропорт, вполне логичным будет гостиничный комплекс, выставочное пространство, музей тракторов, выпускаемых в Челябинске. Концепция предлагает и учебное направление для робототехников, биологов, исторических реконструкторов

Пока проекты больше напоминают демоверсию, которая нуждается в своей реализации. Понятно, что основным движущим (а пока сдерживающим) фактором остается финансирование. Инициаторы не рассчитывают на стопроцентную государственную поддержку, больше полагаясь на активность местных меценатов. Благо в масштабах области и страны такие примеры есть.


Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции

Воздух не видеть

Начинали мы разговор с Михаилом Маховым с воды, а завершали воздухом. Я напомнил о своем же интервью с экс-министром экологии региона, которая тогда дала краткую и четкую характеристику Челябинска: это город, в котором видно воздух.

Сейчас я бы поправил эту формулировку: в Челябинске иногда видно воздух, заметил председатель комитета по экологии парламента. Из 365 дней в году в Челябинской области 181-186 дней сохраняются неблагоприятные метеоусловия. Безветрие, низкое давление и прочие условия, которые не дают рассеиваться выбросам от предприятий и транспорта. Эти проблемы есть, они признаются и озвучиваются. Но если на природные явления мы повлиять не можем, то в эти периоды НМУ силами минэкологии от основных предприятий-загрязнителей требуют снижения производства, выпуска продукции и, как следствие, выбросов. Результат есть, но всегда хочется большей эффективности.


Фото предоставлено пресс-службой-Законодательного-Собрания Челябинской области

Михаил Махов напомнил, что Челябинская область была инициатором принятия закона о квотировании вредных выбросов. По этому закону ограничения в порядке эксперимента были введены в 12 городах 11 субъектов. Наш регион в нем представлен Челябинском и Магнитогорском.

Сейчас действия закона распространяются еще на 29 областей, которые по своей инициативе ввели у себя систему квотирования на выбросы, подчеркнул Махов. По сравнению с 2017 годом, взятым за точку отсчета, выбросы должны быть уменьшены не менее чем на 20%. В 2017 году в Челябинске объем выбросов был зафиксирован в количестве 211 тысяч тонн. Это гораздо меньше, чем было в 1980-90-х, но и этого было достаточно, чтобы воздух был виден. По данным на 2024 год, объем валовых выбросов в Челябинске составил около 110 тысяч тонн. В валовом выражении снижение выбросов составляет 45%, а по содержанию вредных веществ меньше на 24-25%. Это очевидный прогресс, который стал возможен благодаря колоссальным инвестициям в реконструкцию технологического процесса при сохранении производственных мощностей ведущих предприятий мегаполиса. Инвестиции в реконструкцию производств Челябинска и Магнитогорска исчисляются суммой порядка 80 млрд рублей, примерно пополам. Сопоставимые затраты, которые было бы правильно называть инвестициями в будущее и здоровье нации, несет и ММК.

В очевидные плюсы обесцвечивание челябинского воздуха он отнес закрытие огромной челябинской городской свалки, прекращение горения Коркинского разреза. Эти цифры Михаил Махов назвал проверенными и подтвержденными.

В концепции ребрендинга Челябинской области Михаил Махов и его научный руководитель объясняли, что есть другое понимание перевода названия нашего города, кроме как слово челяба с башкирского языка яма или впадина. По их мнению, исторически правильно придерживаться более благозвучной версии, что название крепости Челяба пошло от названия городского бора, ранее именовавшегося Селяби-Карагай, что обозначает божий дар. Ну а нынешний слоган на слуху у южноуральцев и туристов край, где сбываются мечты тоже из той же концепции.


Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск)
Больше новостей на Magnit-news.ru