Цель одна – безопасность жителей
Начальник управления транспорта и коммунального хозяйства администрации города Роман Родионов провел рабочую встречу с сотрудниками Госавтоинспекции и представителями кикшеринговых компаний Whoosh и МТС Юрент. Участники обсудили инциденты с участием средств индивидуальной мобильности, меры наказания для нарушителей и способы повышения безопасности.
По данным Госавтоинспекции, в 2024 году в Магнитогорске произошло 31 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, 21 случай с пострадавшими, были ранены 22 человека. В 2025 году ситуация немного улучшилась, но проблема остается острой: зафиксировано 12 аварий, пять человек пострадали, еще пять были травмированы.
Особую тревогу вызывают случаи с несовершеннолетними, отметили в ГАИ. В этом году зарегистрировано четыре ДТП с участием подростков 14-15 лет, причем двое скрылись с места происшествия, позже их личности были установлены.
В свою очередь, представители кикшеринговых компаний подробно рассказали о действующих санкциях за нарушения.
На территории города работает около тысячи наших самокатов. За езду вдвоем штрафуем на пять тысяч рублей. Управление в пьяном виде 100 тысяч рублей. Если водитель причинил вред здоровью людей штраф от 30 до 100 тысяч. Если самокатом управляют несовершеннолетние 30 тысяч рублей. Только в прошлом году мы заблокировали более 2000 аккаунтов, в этом сезоне уже свыше 300, подчеркнул специалист по безопасности Whoosh Андрей Агнев.
Такая система штрафов работает и в МТС Юрент. Как отметил руководитель группы логистики МТС Юрент Андрей Светличев, хоть и компания работает в городе первый год, но меры принимает не менее жесткие:
На текущий момент суммарно 136 аккаунтов уже заблокированы, в том числе 74 аккаунта несовершеннолетних. У нас есть своя полевая команда. Сейчас это 20 человек. Они работают по сменам и круглосуточно дежурят по городу. Также о нарушениях могут сообщать нам и сами жители через наш телеграм-бот (@pddurentbot).
При этом Роман Родионов обратил внимание не столько на штрафные санкции, сколько на низкий уровень подготовки пользователей СИМ:
Люди впервые встают на самокат и сразу выезжают в город. Они не понимают, как тормозить, держать дистанцию, объезжать пешеходов. Тренировочный полигон у нас сейчас это дворы и тротуары. В итоге страдают все.
Со своей стороны, Андрей Агнев рассказал о практике своей компании по проведению школ вождения. К примеру, в прошлом сезоне прошло несколько подобных мероприятий на территории манежа. И по требованию администрации города кикшеринговые компании должны вновь организовать тренировочные площадки с участием ГАИ. Решение было принято единогласно. Ведь наступившая теплая погода значительно увеличила спрос на аренду электросамокатов, что требует безотлагательных мер по обучению пользователей.
В этом году летняя погода пришла рано, и люди уже активно начали пользоваться самокатами. Чтобы предотвратить возможные инциденты, необходимо как можно скорее организовать обучающие занятия, подчеркнул Роман Родионов.
Управление транспорта и коммунального хозяйства предоставит закрытую площадку для проведения тренировок и привлечет сотрудников ГАИ для разъяснения пользователям СИМ правил дорожного движения.
Мы открыты к сотрудничеству и предлагаем кикшеринговым компаниям оперативно обратиться в управление для согласования деталей. Важно провести эти мероприятия до начала массового сезона, отметил начальник УТиКХ.
На выделенной территории будет создан безопасный периметр для практических занятий, где инструкторы смогут обучить всех желающих основам управления электросамокатами. Участие Госавтоинспекции поможет не только контролировать процесс, но и доходчиво объяснить участникам ключевые правила безопасности.
Наша цель не просто запретить, а научить людей правильно и безопасно пользоваться этим видом транспорта, подчеркнул Роман Родионов.
Представители кикшеринговых организаций поддержали идею. Однако есть еще одна проблема пользователи не читают правила, а автоматически принимают условия сервиса. В этой связи начальник УТиКХ предложил кикшеринговым компаниям усилить информационную работу:
Важно, чтобы вы активнее продвигали правила безопасности через свои приложения. Нужно разработать краткие, понятные памятки с основными требованиями: ограничения скорости, правила обгона, запрет на езду в нетрезвом виде. Это должен быть лаконичный методический материал, который сразу бросается в глаза.
О своем опыте работы с пользователями в этом направлении рассказал Андрей Светличев:
Если взять наше приложение МТС Юрент, то при регистрации пользователю предлагается пройти тест из 10 вопросов по ПДД. Пока он рекомендательный, но в будущем может стать обязательным.
Отметим, что подобные встречи с представителями администрации города, кикшеринговых организаций и ГАИ проходят на регулярной основе. Раз в месяц специалисты подводят итоги и анализируют текущую ситуацию, связанную со средствами индивидуальной мобильности.