В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

Участники 31-го Бажовского фестиваля удивляли и восхищали. Чего только стоили коттеджи для птиц! Рядом с ними парили расписные лошади, коровы и коты. В другом павильоне показывали искусно сотканные пояса для русских и татаро-башкирских костюмов. С мастерами познакомилась корреспондент «Южноуральской панорамы».

И тепло, и уютно

«Продаю срочно! Элитные коттеджи (без ипотеки)!» — гласила надпись на чудесном маленьком деревянном домике. Так оригинально представил на Бажовском фестивале свои скворечники мастер из Тюмени Владимир Сорокин. Каждый его мини-коттедж — произведение искусства.

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

— Эти домики изготовлены из брашированной древесины. Она придает им вид старины. Видите, рисунок колец проявляется, — показывает мастер на домик с синей крышей. — Каждая деталь вырезана вручную, в том числе и вот эти кирпичики на фасаде. Лоточек, куда птички залетают, не крашу. Иначе они там жить не будут. А эти элементы имитируют натуральные бревна, сложенные на крыльце. Коньки на крыше сделаны в старорусском стиле. Окошечки вырезаю лобзиком, потом прохожу фрезой, чтобы края были закругленные. Клей вообще не использую, только плоские гвозди и шурупы.

Мини-коттеджи для птиц и белочек Владимир мастерит из сухостойной сосны. Толщина доски — 20-22 миллиметра.

— Вот лежит передо мной трехметровая доска. Кривые линии черчу интуитивно. Шаблонов нет, всё режу от руки, — объясняет мастер. — Чем кривее скворечник, тем его быстрее заберут. У меня есть свой фирменный стиль, называется он «сикось-накось». Людям нравится. Я сам ненавижу острые углы и прямые линии. Вы нигде их здесь не найдете. Всё, даже крыши, сделано из необрезной доски. Теперь перейдем к декору, — продолжает мастер. — Есть домик с русским плетнем. Его разбирают в первую очередь. А в этом домике сделал французский балкон под окном. Но им не очень интересуются. Наверное, потому что Макрона мало кто любит, — смеется Владимир.

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

Птичий «особняк» охраняет фигурка дворняжки. На крыльце — колокольчик, а под дверью хозяйские тапочки. От всего веет домашним теплом и уютом.

— Как-то сделали соседи красивую мангальную зону и попросили смастерить пару лавок, четыре табурета и один стол. Материалов закупил больше. Из того, что осталось, решил сделать скворечники. Гости к соседям пришли увидели домики и обалдели. Вышли на меня, попросили сделать им такие же, — вспоминает Владимир Сорокин.

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

Летающие лошади

В день Бажовского фестиваля шли проливные дожди. Солнышко показывалось редко. В какой-то момент из туч прорезался луч счета. Своими крыльями весело замахали деревянные игрушки: кони в яблоках, коровы с ромашками, белоснежные ангелы и сказочные драконы.

— Это шарнирные игрушки. Их можно подвязывать, например, к гардине, к беседке или, как здесь, к дереву. Они двигаются за счет действия веревочки или ветра, — поясняет мастер по дереву из Нагайбакского района Юрий Деняев. — В школе труды вел. В книге вычитал: если взять две дощечки, соединить их, получатся крылья и туловище. Попробовал, результат понравился. Потом был заказ на свадьбу. В подарок молодым сделал резного аиста, — рассказывает он. — Идеи для игрушек беру из головы. Иногда обращаюсь к русским народным сказкам. Коровки, вороны, коты, коняшки — они у меня четырех видов. Все они разной формы, — замечет Юрий Денякин.

Добиться нужного результата мастеру помогает липа, она мягкая, податливая. Сначала выпиливает крылышки и туловище лобзиком или ленточной пилой. Затем обрабатывает поверхность полукруглыми стамесками и шлифует. Рисунок на игрушках вырезает специальными резцами. Расписывает изделия художница из Магнитогорска Елена Окунева.

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

— Игрушки как будто живые… — восхищается девушка в белом дождевике. Она пытается дотянуться до лошадки с оранжевой гривой и хвостиком.

— Они для меня как дети, — несколько смущенно говорит мастер. — Я их вылизываю, вылизываю. Они превращаются в больших и красивых. Творчество для меня в удовольствие. Не могу сидеть дома без дела. Утром встал, позавтракал и пошел в мастерскую. Работаю до вечера. Выходных у меня тоже нет.

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

Родина летающей деревянной игрушки — Южный Урал, уверен Юрий Денякин. Говорит, много ездит по России и такого больше нигде не видел.

— Участвую в Бажовском фестивале больше 20 лет. В прошлом году получил медаль ветерана Бажовки. Я потомственный мастер по дереву. Дедушка был талантливым столяром. Делал замечательные вещи. Сохранились его этажерки, столы. Смотрю на его работы и думаю: сейчас у нас каких только станков нет, а раньше же этого ничего не было, всё вручную выстругивали, выпиливали, — рассказывает Юрий Денякин. — Семейное дело продолжает мой сын. Он у меня народный мастер-ремесленник Челябинской области по обработке бересты.

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

Сказка из нитей

Зеленые, оранжевые, желтые, коричневые — в глазах рябит от изобилия цветов и орнаментов. Это пояса для русских и татаро-башкирских народных костюмов. Ткет пояса мастерица из села Травники Чебаркульского района Альбина Халиуллина.

— Шью, тку пояса, вышиваю тамбуром, гладью, люневильским крючком и в других техниках, — рассказывает Альбина Халиуллина. — Первый свой пояс случайно соткала. Мне надо было к наряду что-то сделать. Позже соорудила бердышко, это такое приспособление для ткачества поясов и тесьмы. Я его называю мини-станочком. Бердышко подняла вверх — ниточка полетела в одну сторону, бердышко опустила вниз — ниточка полетела в другую сторону. Если на ткацком станке работают подножки, то здесь работают ручки. Познакомилась на Бажовке с мастерицей Лидией Рябининой из Челябинска, и она многому меня научила.

За работу Альбина берется только в хорошем настроении. Иначе нитки будут путаться и не слушаться.

— В старину у мусульман чаще ткали шерстяные пояса. Они были короткие, закрывались на пряжечку, как современные ремни. Пояса выполняли функциональную роль и не считались украшением или предметом роскоши. Чего не сказать о русских поясах. Видите, на конце их кисточки? В старину это указывало на достаток владельца костюма. Есть повседневные пояса. Они не такие нарядные, но тоже яркие и стильные, — отмечает мастерица. — На Бажовке мне одна девушка сказала, что мои пояса подойдут к любому платью и костюму: как к современному, так и национальному.

В стиле сикось-накось. Мастер из Тюмени делает коттеджи для птиц

Любимый цвет мастерицы — зеленый. Он ассоциируется с молодостью, процветанием, чистотой и раем с вечноцветущими садами. Если внимательно присмотреться к поясам Альбины, то можно увидеть зеленый в разных оттенках: где-то посветлее, а где-то потемнее. Но и эти оттенки имеют разные подоттенки.

— В нашей семье хранятся бабушкины полотенца, которые она сама ткала. Это было ее приданым. Им точно сто лет, — рассказывает Альбина Халиуллина. — Сохранились и старинные тюбетейки.

Отметим, Бажовский фестиваль — это площадка, где встречаются мастера народного творчества из разных уголков нашей большой многонациональной страны. В этом году в село Демарино Пластовского района съехались 800 участников из 30 регионов России. Были гости из Узбекистана. Ожидается, что в 2026 году они приедут на Бажовский фестиваль уже как участники.

Источник: Южноуральская панорама Онлайн

Топ

Лента новостей