Социальный театр помогает магнитогорским подросткам раскрыться и поверить в себя.
В Магнитогорске продолжается проект «Социальный театр для НЕтрудных детей». Его участники — подростки, которым предоставляется возможность говорить о своих переживаниях через творчество. О том, почему именно театральная форма так важна для ребят и какую роль в проекте играют психологи рассказали педагоги-психологи Алин Азиева и Екатерина Толоконникова.
Педагоги уверены, что идея социального театра основана на том, что общение со сверстниками и увеличение социальных контактов является ведущим видом деятельности и приоритетным направлением для подростков. Театральная деятельность способствует развитию навыков общения, формирует установку на взаимопринятие, взаимопомощь, сотрудничество. Именно потому, что социальный театр помогает развитию дружеских отношений он востребован среди подростков.
«Мы видим, что ребята с интересом откликаются: почти 30% участников прошлого года решили вернуться и продолжить занятия. Некоторые настолько увлеклись, что всерьез задумались о поступлении в театральные вузы. Более того, ребята получают возможность видеть работу настоящего режиссера театра, профессионала своего дела, в этом году им стал Денис Досаев. Востребованность проекта подтверждает и «сарафанное радио»: подростки приводят друзей, рассказывают о своих впечатлениях, а это решает еще одну важную задачу — профориентацию», – добавила Алина Раисовна.
Проект отличается от привычных форм психологической помощи. Обычно психолог работает с подростками через консультации, коррекционные занятия, тренинги. Театр же позволяет все эти направления реализовать комплексно.
«Социальный театр создает безопасную обстановку для самораскрытия. Подросток проигрывает собственные проблемы и конфликты через вымышленного персонажа, учится выражать свои эмоции через проживание, «примерку» различных ролей. Решается задача позитивной социализации, снятия эмоционального напряжения, самовыражение, – добавила Екатерина Юрьевна. – Современные подростки, впрочем как и взрослые, много времени проводят в виртуальном общении, которое в свою очередь может формировать снижение самооценки, перегрузку внимания, эмоциональную дистанцию. Социальный театр, напротив, дает живое общение, обмен настоящими эмоциями и умение быть услышанным».
Силу влияния театрального искусства на ребенка невозможно недооценить. Дети учатся новым навыкам, посредством участия в тренингах владения голосом и телом обретают уверенность на сцене, могут сами придумывать образы для своих героев, создают новые идеи и не боятся думать творчески и нестандартно, обретают навыки ведения диалога, находить компромиссы.
«Об изменениях, которые происходят у участников в процессе занятий, мы можем говорить по итогам прошлогодней работы. Мы заметили, а также получили подтверждение согласно проведенным диагностикам, что в процессе работы дети стали больше доверять друг другу, поддерживать друг друга, особенно ярко это было видно в конце работы, во время последних репетиций и показа спектакля на сцене. Также снизился уровень тревожности и агрессивности. Все это укрепляет их социальные связи. В этом году мы делаем акцент на тех ребятах, эмоциональный фон которых несколько нестабилен. У некоторых из них повышен уровень тревожности, есть некоторые маркеры, на которые обращают внимание классные руководители. Поэтому мы надеемся, что участие в театре позволит скорректировать поведение подростка, поможет открыться, даст понимание того, что его проблемы услышаны взрослыми, что он значим для других как личность, его проблемы понятны и всегда есть выход из любых сложных ситуаций», – обратила внимание Алина Азиева.
По словам специалистов, подростку несомненно, проще прожить проблему в образе. Через роль ребенку легче говорить о боли, о трудностях, потому что это вроде как не он сам, а персонаж.
В рамках проекта специалисты-психологи оказывают функцию психологического сопровождения всех участников процесса в русле стандартных направлений работы: консультирование, диагностика, коррекционная работа.
«Нам важно понимать с каким запросом пришли дети, какие психологические затруднения имеют подростки, поэтому мы проводим психологическую диагностику в начале и в конце проекта, на каждом занятии наблюдаем за эмоциональным состоянием детей, отслеживаем тех, кому нужна индивидуальная помощь. Ребята знают, что к нам можно обратиться в случае необходимости, прийти на консультацию и некоторые из них к нам обращаются», – подчеркнула Екатерина Толоконникова.
Психологи рассказали, что страх сцены и неуверенность в себе ребятам помогают преодолевать сами занятия в театре. Но на занятиях также практикуются тренинговые упражнения, например, занятия на сплочение, повышение уверенности и эмоционального интеллекта, но это в рамках сопровождения основной деятельности - работы над театральной постановкой. А свою основную задачу педагоги видят в чутком реагировании на возможные неожиданно возникающие психологические трудности в общении между ребятами или психологическим состоянием. Также специалисты оказывают консультативную помощь режиссеру и помощникам.
Социальный театр можно назвать профилактикой подростковых кризисов, основные из которых выражаются в девиантном поведении и межличностных конфликтах (с ровесниками и родителями), потому что на сцене подросток видит и проигрывает альтернативные варианты поведения, повышается мотивация к личным изменениям.
«Потребность в психологической помощи растет, также, как и процент подростков, обращающихся за психологической помощью самостоятельно. Грамотный специалист психолог поможет подростку осознать и разрешить внутренние конфликты, развить личностные качества и достичь гармонии во взаимодействии с собой и миром», – заключила Алиной Раисовна.
Инициатива реализуется на базе Магнитогорского педагогического колледжа при активном содействии администрации Магнитогорска и курированием Уполномоченного по правам ребенка по Челябинской области Евгении Майоровой. Проект реализуется в рамках федеральной программы «Подростки России» общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Партнерами выступают Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, НИЦ Мониторинга и профилактики и ЧОО Объединение профессиональных психологов.
Фото: Медиацентр Магнитогорского педагогического колледжа «Креатив».