Ольга Никитина рассказала, что в Челябинской области есть запрос на качественную архитектуру

Министерство архитектуры, градостроительства и комплексного развития Челябинской области — одно из самых молодых ведомств региона. Официально оно начало работать только в январе этого года, а возглавила его главный архитектор Челябинска Ольга Никитина. В эксклюзивном интервью «Губернии» министр рассказала, зачем региону такое ведомство, существует ли правильная архитектура, насколько важен городам мастер-план, где в столице Южного Урала можно поймать питерский вайб и о многом другом.
https://t.me/chgub

Есть потребность усилить роль архитектора

— Ольга Сергеевна, в регионе была потребность отдельного ведомства, которое должно курировать вопросы архитектуры?

— Это в принципе логическая эволюция самой отрасли. Решение создать такое министерство говорит о прогрессивности нашего губернатора, который видит, что процессы стройки и реализации инвестиционных проектов ускоряются, у общества есть запрос на качественную городскую среду, а в широком плане — на качество архитектуры. При обсуждении планов по развитию южноуральских городов и региона в целом усиливается роль архитектора как профессии. И я как человек, который долгое время работал в челябинском муниципалитете, знаю, какую большую работу проводят территории, но в решении многих вопросов им нужна помощь. К тому же в малых городах есть запрос на архитекторов, но нет профессиональных кадров. И министерство архитектуры в данном случае — хороший помощник, ведь у нас работают разноплановые специалисты.

Мультидисциплинарность — гарантия качества

— А с минстроем в полномочиях не пересекаетесь?

Ольга Никитина рассказала, что в Челябинской области есть запрос на качественную архитектуру

— Мы работаем и с министерством строительства, и с министерством ЖКХ. Если говорить о цикле архитектуры, то сначала рождается сама идея проекта, потом архитектор занимается проектированием, определяется месторасположение объекта. Когда речь идет о строительстве жилья, то обязательно прорабатывается вопрос инфраструктуры. И каждое ведомство работает по своему профилю, но все мы — в одной цепочке. Решение о разделении строительства, ЖКХ и архитектурно-градостроительного блока — задача на усиление эффективности каждого из этих направлений. Но мы работаем в команде, а в инвестиционно-строительном цикле сосуществуем в нескольких реальностях. Кстати, мы тесно сотрудничаем и с минспортом, и с министерством образования. Например, при планировании реновации всегда есть вопрос, какие социальные объекты на новой территории нужны. Такая мультидисциплинарность помогает качественнее прорабатывать проект.

Реновация решает городские проблемы

— В регионе уже не первый год реализуют проекты комплексного развития территории. Какие из них считаете наиболее удачными?

— В Челябинской области прорабатывается 101 проект комплексного развития территории, 64 из них — в Челябинске. Из 20 уже заключенных договоров к столице Южного Урала относятся 15. Также заключены договоры на реновацию в Копейске, Магнитогорске и Снежинске. Что касается критерия удачности, то каждый реализованный проект можно назвать лучшим в момент его возникновения. У нас нет неудачно заключенных договоров, каждая площадка отвечает на вопрос «Зачем я здесь?». Реновация решает разные городские проблемы. В Челябинске можно выделить два проекта, которые служат отличным примером, как неэффективная территория, которая была исключена из городской жизни, включилась в городскую среду и стала приятным дополнением к архитектуре. Первый проект был реализован по проспекту Ленина, 4. Бывшую промышленную площадку превратили в архитектуру, создав жилой комплекс. Второй пример — реализуемый проект напротив бизнес-центра «Бовид». Эта площадка стала вызовом для архитекторов. И мне кажется, они справились, объединив в одном проекте сталинский ампир, постмодернизм и модернизм наших советских и постсоветских панелек, но остались в современной архитектуре.

Элеватор как символ прошлого

— А ждать ли нам ярких проектов в ближайшие несколько лет? Например, уже давно ходят разговоры об обновлении территории в центре Челябинска, где находится заброшенный элеватор?

Ольга Никитина рассказала, что в Челябинской области есть запрос на качественную архитектуру

— Да, старый элеватор не совсем в комфортном состоянии. Мне кажется, от него много ожиданий, потому что площадка находится в центре города. Планируется продлить улицу Орджоникидзе, которая потеряна внутри квартала. Но для этого нужна не просто реставрация, а переосмысление этой территории. Потому что все-таки на сегодня элеватор — это определенный символ нашего промышленного и сельскохозяйственного прошлого. Кстати, в генплане Челябинска запланировано продление улицы Кирова как пешеходного бульвара в продолжение до улицы Овчинникова. А значит, проникаемость площадки, на которой стоит элеватор, действительно будет. Но когда — пока вопрос. Определенная концепция у нас есть. Наша ключевая задача — сохранить и переосмыслить элеватор как символ города. Поскольку это пилотный проект, итогового архитектурного решения нет, но одно из первых обязательств для будущего инвестора — работа с этим объектом, его реставрация и адаптация под новую, скорее всего, общественно-культурную функцию.

В центре Челябинска есть питерский вайб

— Ольга Сергеевна, с чем вы не готовы как архитектор мириться? Есть желание исправить какие-то архитектурные ошибки в Челябинске и других городах области?

— Архитектурно-градостроительные ошибки — это то, с чем мы, к сожалению, будем жить долго. Я для себя сформулировала, что именно считаю ошибками, чтобы в первую очередь не допускать такого в будущем. При проектировании мы сейчас учитываем возможности интеграции нового проекта в территорию. Для этого нужна глубокая аналитика уже имеющейся застройки. Наши предшественники проектировали Челябинск именно как столицу, и руку к этому приложили архитекторы Санкт-Петербурга, Москвы. Многие мои знакомые и друзья, которые приезжают в Челябинск, говорят, что, когда они идут по проспекту Ленина со стороны Публичной библиотеки к площади Революции, вспоминают Невский проспект. По их словам, на этой территории ощущается тот же вайб — атмосфера и настроение — которые есть там. А создается это благодаря масштабу и цветовой композиции. И я рада, что сейчас и у регионов есть возможность строить красиво: раньше условия диктовала Москва, а регионам право согласовывать архитектурный облик дали только в 2023 году. До этого любые попытки пресекались строительным лобби со ссылкой на нормы законодательства, где есть согласованный облик.

Где чувствуешь себя Алисой Селезневой?

— А какие города Челябинской области считаете «правильными» с точки зрения архитектуры?

Ольга Никитина рассказала, что в Челябинской области есть запрос на качественную архитектуру

— Правильность архитектуры — очень условная история. Недавно в одном из своих интервью главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сказал, что архитектура — это всегда про изменение. Я согласна, потому что она отражает эпоху, идеологию, видение человека в какой-то длительный отрезок времени. Плохо это или хорошо, мы оцениваем сугубо со своей точки зрения. Если человек чувствует себя комфортно и уютно в городе, не замечает каких-то моментов, значит, архитекторы прекрасно справились со своей задачей. Если говорить о конкретных городах региона, то я бесконечно восхищаюсь Кыштымом, у которого очень богатая архитектура. Мне нравится и советская архитектура наших закрытых городов. Когда приезжаю в ЗАТО, чувствую себя Алисой Селезневой из фильма «Гостья из будущего». В Магнитогорске меня сильно впечатлил немецкий квартал — шикарная территория с большой сценарной историей. Для себя запланировала еще раз туда съездить и погулять там.

Дух немецкого квартала можно повторить

— А что скажете про челябинский немецкий квартал в Металлургическом районе?

— В Челябинске дома построены немцами по старым немецким типовым проектам из некачественных материалов. Все они находятся в аварийном состоянии, их уже невозможно отремонтировать. Ни один крупный инвестор на это не пойдет, потому что там нет экономики. Если говорить об исторической ценности, то я как архитектор считаю, что интересен именно сам процесс их создания, но особенность этого места можно повторить. Мы однозначно выступаем за то, чтобы сохранить дух этой территории и даже сделать его фишкой нового строительства, но реконструкцию проводить там нет смысла. Кстати, именно местные жители в 2021 году, когда начал действовать закон о комплексном развитии территорий, попросили включить их дома в реновацию. Что касается инициативной группы, которая требует сохранить старый аварийный фонд, то это в основном краеведы и гиды, которые организуют там экскурсии. Наверное, их понять можно.

Дизайн-код помогает убрать визуальный шум

— Уже много лет в Челябинске действует дизайн-код. В этом году губернатор и с муниципалитетов потребовал навести порядок во внешнем виде зданий и вывесок. Сейчас каждая территория сама определит, каким будет ее дизайн-код, или все будут равняться на областной центр?

Ольга Никитина рассказала, что в Челябинской области есть запрос на качественную архитектуру

— В Челябинске дизайн-код действует с 2017 года. Возможно, открою секрет, но на тот момент за основу мы взяли документы Московской области. И я не вижу в этом ничего плохого — зачем изобретать велосипед, когда все уже разработано? Дизайн-код — это правила и запреты того, что можно и нельзя в городе. Например, нельзя бездумно вешать баннеры. И Челябинск начал внедрять дизайн-код с гостевых маршрутов, а в прошлом году распространил его на все улицы. И это в первую очередь касалось визуального шума, который был в городе, — большого количества баннеров, рекламы, табличек. Дизайн-код предполагает определенное единообразие. Конечно, малый бизнес порой тяжело идет на контакт, иногда бывают конфликты, но главное — начать и настроиться на диалог. У бизнеса нет задачи вредить городу. Просто процесс небыстрый. Что касается территорий, то мы будем всячески им помогать. Например, Миасс ранее сам разработал свой дизайн-код для старой части города. Мы его запросили, сейчас изучаем, есть определенные вопросы, но все они решаемы. Самое важное — местной администрации это направление интересно, там готовы работать.

В ЗАТО будут быстрые победы

— Давайте поговорим еще о закрытых городах, благоустраивать которые планируют по мастер-планам.

— Этим летом я побывала в Озерске, Трехгорном и Снежинске. В каждом городе прошла двухдневная стратегическая сессия, которую проводил Росатом, поскольку он выступает инвестором по разработке мастер-планов. До этого все ЗАТО провели большую аналитическую работу по существующей инфраструктуре и ее состоянию. Проанализировали жилье, объекты здравоохранения, культуры, инженерные сети, благоустройство, а также кто живет в городе, сколько лет, количество детей разного возраста и так далее. Даже был поиск миссии города. И нам уже представили аналитику, которая показывает, что можно и нужно сделать. Прежде всего у жителей закрытых городов есть большой запрос на новое жилищное строительство. А для строительства в ЗАТО у застройщика, а также у тех, кто будет возводить дома, должна быть внутренняя аккредитация. Это вопрос сложный. Также жители хотят видеть хорошее благоустройство. Будем работать. В первую очередь определим приоритеты и сконцентрируемся на них. Важно выстроить организационную работу, которая задаст курс на трансформацию, а она будет.

— Когда ждать конкретных результатов мастер-планов?

Ольга Никитина рассказала, что в Челябинской области есть запрос на качественную архитектуру

— Работа только началась. Пока в российском законодательстве даже нет понятия «мастер-план», поэтому о сроках говорить рано. Но кое-что можно реализовывать уже сейчас. Например, Озерск уже хорошо проработал мастер-план, и сейчас он на стадии согласования со всеми отраслевыми министерствами. Но есть проекты, которые начнут воплощаться в жизнь до реального утверждения мастер-планов. Это в первую очередь тактические проекты — то, что мы называем быстрыми победами. Для остальных нужны финансы и время.

«Меня вдохновляют люди, города, собаки, танцы и грибы»: Ольга Никитина — про увлечения, отдых и мечты

В разных ведомствах прессу всегда встречают секретари и помощники министров. Министерство архитектуры, градостроительства и комплексного развития территории Челябинской области официальный шаблон сломало — у дверей журналистов «Губернии» встретил активный полугодовалый щенок породы кавалер-кинг-чарльз-спаниель. Оказалось, это питомец главы ведомства Ольги Никитиной.

— Это Леди. 1 ноября ей исполнится шесть месяцев. История ее появления связана с моим любимым мультфильмом «Леди и Бродяга». В моей семье всегда были животные — по две собаки и две кошки. Из собак, как правило, были овчарки и лабрадор. Когда стала главным архитектором Челябинска, рабочая нагрузка сильно увеличилась, и мне совесть не позволяла завести питомца, потому что животному нужно уделять много внимания. Выбрала эту маленькую неприхотливую породу, да, не из дешевых, пришлось, так сказать, залезть в копилочку. Взяла ее в августе. Сейчас Леди еще совсем маленькая, одну дома не оставишь, поэтому узнала у коллег, не будут ли они против присутствия щенка в министерстве. Никто возражать не стал, наоборот поддержали. Вот так Леди стала нашим внутренним психологом и психотерапевтом одновременно. Конечно, было опасение, что она станет мешать работе, но страхи оказались напрасными. Каждый раз, приходя на работу, Леди сразу проводит инвентаризацию помещений. Днем она в основном спит и от работы никого не отвлекает. Но, когда кому-то хочется сделать перерыв, зарядиться позитивными эмоциями, Леди с удовольствием поддерживает это желание.

— В 2012 году вы получили диплом и сразу начали работать по специальности. Быстро поднимались по карьерной лестнице. Есть ощущение, что уже достигли профессиональных высот?

— Я понимаю, что могу привнести что-то новое в отрасль, организовать работу министерства архитектуры. Ведь архитектура — это про будущее. И очень круто видеть, как меняются города, осознавать свою сопричастность к этим изменениям.

— Архитектура — это все-таки про творчество. Чем вдохновляетесь в жизни, в работе?

Ольга Никитина рассказала, что в Челябинской области есть запрос на качественную архитектуру

— Меня вдохновляют люди — родные, друзья, коллеги. Мое окружение очень разностороннее. Вдохновляют танцы, музыка. Люблю писать акварелью, правда, сейчас в расписание это увлечение сложно поставить, но иногда в выходные удается. Вообще, для архитектора очень важно работать руками. Ведь занятия творчеством выстраивают нейронные связи. Люблю онлайн-выставки, потому что для меня важно погрузиться в искусство, подумать, побыть наедине с картиной, а когда рядом много людей и все что-то комментируют и обсуждают, меня это отвлекает. Поэтому ходить в музеи не очень люблю.

— На какой отдых еще удается найти время?

— В путешествиях, даже если поездка по работе, я люблю гулять по улицам городов. Конечно, оцениваю их с архитектурной точки зрения и все время думаю, какую идею можно позаимствовать и, доработав, воплотить в Челябинске. К тому же это помогает формировать насмотренность, а она в профессии архитектора очень важна. Люблю читать. Если есть свободное время, легко могу прочитать за вечер книгу. Но сейчас в основном читаю профессиональную литературу или интересные биографии. Если говорить про активный отдых, то люблю конный спорт. А еще я — грибной маньяк. У меня чудесные друзья, с которым мы любим выбираться в лес, в том числе на фотосессии. Ну а место силы для меня — Тургояк. Кстати, я — морж, поэтому плаваю в этом озере до ноября.

Источник: Губерния - Южный Урал

Топ

Лента новостей