О задолженности населения жилищно-коммунальные услуги и мерах, принимаемых для ее погашения, сегодня на аппаратном совещании рассказала исполняющая обязанности начальника управления транспорта и коммунального хозяйства Татьяна Смольянинова.
В начале доклада Татьяна Николаевна подчеркнула, что проблема задолженности за жилищно-коммунальные услуги продолжает оставаться одной из ключевых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Согласно Жилищному кодексу РФ, обязанность по оплате ЖКУ возникает у собственника с момента регистрации права собственности, а у нанимателя — с момента заключения договора социального найма. Оплата должна производиться ежемесячно не позднее 10-го числа следующего месяца. Нарушение этого срока ведет к образованию просроченной задолженности. На 1 ноября 2025 года общая сумма такой задолженности населения составила 1 миллиард 937 миллионов рублей. Эта сумма складывается из долгов за холодное водоснабжение и водоотведение (335 миллионов рублей), отопление и горячее водоснабжение (980 миллионов рублей), электроснабжение (78 миллионов рублей), жилищные услуги (347 миллионов рублей) и обращение с твердыми коммунальными отходами (196 миллионов рублей).
При образовании задолженности к должникам применяются различные меры. На досудебной стадии управляющие и ресурсоснабжающие организации направляют уведомления, проводят информирование, предупреждают о возможном ограничении услуг и приглашают на комиссии для оформления рассрочки. Если эти меры не помогают, вопрос решается в судебном порядке: подается иск, начисляются пени, возможно ограничение подачи ресурса. После вынесения судебного решения взысканием занимаются судебные приставы.
Одним из цивилизованных способов погашения долга является реструктуризация — изменение условий и сроков платежа по соглашению. Это также позволяет должникам претендовать на субсидии. За десять месяцев 2023 года таких соглашений было заключено на 38 миллионов рублей, в 2024 — на 44 миллиона, в 2025 — на 35 миллионов рублей.
Для предотвращения появления долгов активно развиваются цифровые сервисы. Жители могут оплачивать услуги через официальные порталы и личные кабинеты, которые также позволяют передавать показания и получать электронные квитанции. В Челябинской области пользуется популярностью пилотное мобильное приложение «Госуслуги Дом», объединяющее в себе функции оплаты, подачи заявок, участия в собраниях и контроля за капремонтом. Также доступны и другие системы: ГИС ЖКХ, «Система город», «MobiCash», «КУБ Директ», «Сбербанк Онлайн», отделения банков. В прежнем режиме принимают платежи кассы ООО «ЕРКЦ» и Почта России.
Для поощрения своевременной оплаты проводятся различные акции. Например, перед Новым годом многие организации проводят кампанию «В новый год — без долгов!», в рамках которой при погашении основной задолженности до 31 декабря может быть списана накопленная пеня (кроме случаев, уже переданных в суд). Существует и практика поощрения добросовестных плательщиков через лотереи.
Татьяна Смольянинова отметила, что своевременная оплата ЖКУ — это не только обязанность, но и вклад каждого в поддержание дома и городской инфраструктуры. Эти средства обеспечивают стабильную работу инженерных систем, качественное содержание общего имущества и накопление средств на капитальный ремонт.
Для снижения задолженности и повышения платежной дисциплины ведется системная работа. Во-первых, граждан информируют всеми доступными способами: через сайты, квитанции, СМИ и горячие линии. Им разъясняют необходимость своевременной оплаты, способы экономии через установку индивидуальных приборов учета, а также возможные штрафные санкции. Во-вторых, органы местного самоуправления контролируют исполнение планов по снижению дебиторской задолженности ресурсоснабжающими организациями и следят за тем, чтобы качество услуг не снижалось. В-третьих, координируется межведомственное взаимодействие предприятий ЖКХ с государственными органами.
«Все наши муниципальные ресурсоснабжающие организации работают на профессиональном уровне. У нас трудятся добросовестные специалисты и руководители. Их работа на сегодня выгодно отличается от многих территорий. Безусловно, иногда возникают внеплановые ситуации, но это неизбежная часть сложной работы жилищно-коммунального хозяйства. Однако ключевой проблемой остаются несвоевременные платежи или неоплата услуг. Именно дефицит финансовых ресурсов часто делает невозможным решение конкретных задач и реализацию важных проектов. Мы все хорошо понимаем простой принцип: приходя в магазин, мы не можем просто взять товар без оплаты. Независимо от наших желаний или обстоятельств, мы принимаем это как данность. Но почему-то в случае с коммунальными ресурсами иногда позволяем себе иное отношение — задержать платеж или не оплатить вовсе. Это напрямую влияет на качество предоставляемых услуг. При этом наши тарифы остаются весьма конкурентными как в масштабах области, так и в целом по стране. Ситуация в отрасли неплохая, но ее устойчивость зависит от ответственности каждого. Поэтому нам всем стоит четко усвоить: получив услугу, ее необходимо оплачивать. Это — базовая позиция сознательного гражданина», — подчеркнул глава города Сергей Бердников.










































