В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

В Ильменском заповеднике под Миассом, в центре геологии, минералогии и науки, открылась нетипичная для этого места выставка — инсталляция «Биостанция» современного художника Сергея Денисова (он же Деникин), которая посвящена ученому-биологу Николаю Тимофееву-Ресовскому. Корреспондент ИА «Первое областное» побывал на открытии и узнал, как появился такой симбиоз искусства и науки.

Проект «Уральская индустриальная биеннале» ожил после нескольких лет перерыва. Что это такое простыми словами? Это лаборатория современного искусства, которая инициирует создание в городах Урала новых произведений, выставок, инсталляций. Его участники — художники — знакомятся с жителями, историями разных мест и индустриальным наследием территории, чтобы потом представить свое видение места через современное искусство. С 2021 по 2025 год биеннале делала перерыв, чтобы ворваться на Южный Урал сразу с тремя арт-резиденциями: в Миассе, Магнитогорске и на Порогах под Саткой.

Арт-резиденция в Миассе — первая открытая на Южном Урале в новом цикле проекта Уральской индустриальной биеннале. Для исследования и анализа решили взять Ильменский заповедник — кладезь науки в советское время и одну из важнейших составляющих культурного кода Миасса. Кажется, что Ильменский музей с открытием арт-резиденции и не изменился вовсе: повсюду камни, витрины с кварцем и аметистом, советские фрески. Но за одной неприметной дверью прячется современное искусство.

В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

Инсталляция посвящена Николаю Тимофееву-Ресовскому, работавшему в заповеднике на биостанции «Миассово», основанной в 1955 году, и исследовавшему воздействие радиации на живые организмы. Сейчас биостанция закрыта, пройти туда нельзя — все-таки она находится на территории особо охраняемой природной зоны. Здание забросили, технику вывезли. Но какие-то детали из домика Тимофеева-Ресовского теперь можно увидеть на экспозиции — они стали небольшими мемориалами в память о работе ученых.

«Программа арт-резиденции и работа с городами Урала — это такое путешествие в глубины территории. Это про эксперимент, про вдохновение, про то, что искусство и культурные практики позволяют нам приоткрыть иногда те слои нашего наследия, которые были незаметны до этого. Несколько лет назад мы открыли для себя фигуру Тимофеева-Ресовского, анализировали его через другую арт-резиденцию — в поселке Сокол. После этого нам с командой захотелось как можно больше говорить о научной составляющей Уральского региона. Индустриальность — это ведь не только про заводы, но и про научно-технические лаборатории, исследовательские институты», — говорит директор Уральской индустриальной биеннале и центра «ЗА АРТ» Анна Пьянкова.

В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

Сама инсталляция — всего одна комнатка, погруженная в темноту. Здесь хаотично расставлены кровать, стулья, столы, тумбочки. Каждая усыпана маленькими разноцветными лампочками — как бы радиационным следом. Какие-то вещи поражены больше, какие-то — меньше. Или же это природа прорастает сквозь предметы, оставленные человечеством на долгие годы?

В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

«Когда мы только начинали исследовать вопрос и думать про то, как можно было бы развернуть тему арт-резиденции, мы столкнулись с ситуацией „невидимости“. Тимофеев-Ресовский для Миасса — персонаж неочевидный и как бы даже не имеющий какой-то прописки. Лаборатория, биостанция „Миассово“, в которой работал ученый, тоже невидима, она находится на территории заповедника, и до этого места обычному человеку не дойти. Плюс технологии, с которыми он работал, такие как радиация, — это сила, с которой ни в какое взаимодействие не вступить. Обычный человек может только увидеть на себе или в окружающем мире ее последствия», — поделился куратор инсталляции Александр Дашевский.

В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

Выставку монтировали две недели. Она напоминает диораму, как в зале Естественно-научного музея, где находятся чучела животных. «Биостанция» — это способ увековечить память ученого и увидеть запретную для посетителей лабораторию. Все вещи принесли с реальной биостанции: выносили то, что наиболее уцелело. Это детали, на которых сидел биолог, стояли пробирки, лежали изотопы.

«Биостанция в течение какого-то зримого времени должна раствориться, вернуться в природу и без остатка исчезнуть», — говорит Александр Дашевский.

В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

Также для инсталляции разработали спектакль-променад. Зрителям, точнее слушателям, рассказывают историю Николая Тимофеева-Ресовского, знакомят с его жизнью в заповеднике, работой и экспериментами, его и его учеников, дневниковыми записями. Постепенно, история за историей, посетителей музея проводят по всем этажам и залам Ильменки, в том числе проводят к чучелам животных. Здесь даже показывают, как проходил один из экспериментов Тимофеева-Ресовского с растениями.

В Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусстваВ Ильменском заповеднике под Миассом открыли инсталляцию современного искусства

Арт-резиденция создавалась не только по архивным документам, но и через общение с населением. Лабораторию назвали «Научно-творческий лекторий в духе миассовских трепов». «Трепами» назывались встречи, которые в середине прошлого века проводил Тимофеев-Ресовский, на них каждый должен был провести мини-лекцию по теме, в которой хорошо разбирается, будь то наука, литература или мифология. В 2025 году «трепы» проводили для лучшего понимания территории перед выставкой, в 2026 году их решили продолжить.

Инсталляция «Биостанция» будет работать в Ильменском заповеднике до конца 2026 года. Также в следующем году откроется еще две арт-резиденции: в Магнитогорске и на Порогах. Первая будет посвящена соцгороду, вторая — электростанции. А первая резиденция нового сезона Уральской индустриальной биеннале открылась в октябре этого года в Рефтинском Свердловской области.

Напомним, в этом году в Челябинске открылась сезонная арт-резиденция в водонапорной башне на улице Воровского.

Источник: www.1obl.ru

Топ

Лента новостей