Министр здравоохранения Челябинской области Татьяна Колчинская стала гостем проекта «Большая редакция» от медиахолдинга «Гранада Пресс». Во время прямой трансляции она ответила на вопросы ведущих журналистов и жителей региона, рассказав о том, зачем в Челябинской области будут открывать кабинеты мужского здоровья при женских консультациях, почему дети стали болеть болезнями взрослых, получит ли Челябинская область новейшую российскую разработку — прививку от рака — и когда в школах региона начнут появляться врачебные классы для будущих медиков. «Губерния» собрала ответы на самые интересные вопросы.
https://t.me/chgub
Против вирусов помогают прививки и морозы
— Татьяна Петровна, как вы оцениваете ситуацию с заболеваемостью на Южном Урале?
— Зимняя пора — это всегда пора подъема вирусных заболеваний. Но в этом году мы проходим сезон достаточно спокойно. Вероятнее всего, это связано с тем, что, во-первых, у нас очень большое количество граждан вакцинированы от гриппа. Так, в 2025 году в регионе вакцинировались почти два миллиона жителей. Это очень хорошая цифра, потому что она дает нам как раз ту иммунологическую прослойку, которая позволяет максимально комфортно пройти эпидподъем. Во-вторых, наш Роспотребнадзор действует своевременно: учитывая количество заболевших в коллективах и превышение эпидпорога, тут же дает предписания о разобщении. При необходимости на карантин закрываются классы и лечебные учреждения. Также бороться с заболеваемостью нам помогают морозы — дети учатся на дистанте, и это тоже положительно отражается на эпидситуации.
Здоровьесбережение стало трендом
— В части здоровьесбережения очень важна профилактика. Как много южноуральцев у нас проходят диспансеризацию и профосмотры?
— У нас каждый год увеличивается план по профилактическим мероприятиям. В прошлом году в Челябинской области более двух миллионов жителей прошли диспансеризацию и профосмотры — на 401 тысячу больше, чем в 2024 году. Это позволяет выявить на ранней стадии заболевание, о котором человек даже не подозревает — сахарный диабет, рак, заболевания дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы и другие. Мне вспоминается пример, когда пациентку на диспансеризацию направил офтальмолог, и в процессе у нее выявили рак на ранней стадии. Ее благополучно прооперировали, и сегодня она регулярно ходит в поликлинику и каждый раз благодарит офтальмолога.
Кроме того, сейчас ведется важная работа по созданию центров здоровья, которые будут наблюдать граждан, имеющих предпосылки к развитию заболеваний, например, к развитию наследственных заболеваний. Так, по наследству передается диабет второго типа, гипертоническая болезнь. Центры будут как взрослые, так и детские. Сейчас мы их оснащаем по федеральной программе и ждем запуска.
Больницы становятся дизайнерскими
— В регионе строятся и ремонтируются больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты. А меняются ли как-то подходы к их созданию?
— У нас произошли огромные изменения в плане подходов к ремонтам и к стройкам медицинских учреждений. Больницы и поликлиники становятся не только удобными и функциональными, но также дизайнерскими — в оформлении уникальными вещами участие принимают сами коллективы. Радует, что этой идеей прониклось и региональное министерство строительства и инфраструктуры. К примеру, в Карталах скоро появится детская поликлиника, дизайн которой создан полностью министром строительства Юлием Элбакидзе.
Кроме того, стандарты к созданию медучреждений диктует время, они продолжают появляться. Так, например, недавно мы открывали обновленную женскую консультацию в Копейске — тогда мы увидели, как мужчины сидят в коридорчике и ожидают своих жен. Раньше, приходя в женскую консультацию, ни одного мужчину там увидеть было невозможно, да? Но сейчас в ней почти столько же мужчин, сколько и женщин. Конечно, это натолкнуло на мысль, чтобы сразу при женских консультациях в дальнейшем создавать кабинеты мужского здоровья. Решение уже принято губернатором. Первый кабинет мужского здоровья должен появиться в женской консультации Челябинской городской клинической больницы № 8, которая скоро обновится.
Дети стали болеть по-взрослому
— Все следят за строительством детского хирургического корпуса в Челябинске. На какой стадии находятся работы?
— Предполагаем, что к лету этого года на площадке полностью выстроится коробка корпуса. Важно также отметить, что по федеральному проекту по дооснащению якорных медицинских учреждений в следующем году нам удастся дополнительно получить свыше 400 миллионов рублей.
— Корпус должен расширить оказание высокотехнологичной помощи детям. Как много детей сейчас вынуждены ездить за ней в другие регионы?
— Практически вся высокотехнологичная помощь уже оказывается в нашей Челябинской областной детской больнице. Но с появлением нового хирургического комплекса здесь будет лечиться максимальное количество детей. Сегодня пока еще семьи с детьми, которые нуждаются в трансплантации органов, вынуждены ездить в другие регионы. Дети с мочекаменной болезнью до недавнего времени удаляли камни из почек в Москве или Екатеринбурге, но сейчас такую процедуру детям начали делать в Челябинске.
— Мочекаменная болезнь у детей — это сегодня частая проблема?
— Все заболевания омолодились, дети действительно начали болеть взрослыми заболеваниями. Если раньше для нас мочекаменная болезнь у ребенка была каким-то единичным случаем, поэтому ее лечение среди детского населения и не было развито, то сейчас случаев все больше. Наверное, это связано с образом жизни, с питанием, с какими-то еще вещами.
Ежегодно порядка 150 детей с мочекаменной болезнью из Челябинской области ездили в другие регионы лечиться по полису ОМС. Неизвестно еще, сколько лечились платно, так что проблема стала актуальной. Поэтому Городская клиническая больница № 1 в Челябинске получила лицензию на проведение процедуры по удалению камней из почек детям и необходимое оборудование — тулиевый лазер, способный превращать камни в почках буквально в пыль. Такое оборудование, но для взрослых пациентов, у нас было только в онкологическом диспансере, в областной больнице и в ГКБ № 5 Челябинска.
Ждем прививку от рака?
— Подскажите, что у нас в регионе с развитием онкологических учреждений? И когда начнут использовать новую российскую прививку от рака?
— Якорное онкологическое учреждение у нас — это Челябинский областной онкологический центр ядерной медицины, в состав которого входят копейский и магнитогорский онкодиспансеры. Он владеет всеми методиками лечения, включая высокотехнологичные. А в ближайшие три года мы войдем в федеральный проект по радиологии — наш регион получил самое большое финансирование на дооснащение.
Если говорить о прививке от рака, то на сегодня у нас ее пока нет, она применяется в научных целях, в массовое производство ее производство еще не поступило, но эту историю мы с интересом отслеживаем. Как только будет возможность привлечь такую прививку к нам в регион и попробовать, с удовольствием поучаствуем.
Медицине нужны терапевты
— Кадры — вопрос острый для любой отрасли. Каких специалистов сейчас остро не хватает в медицине? Узких?
— У нас есть много программ поддержки, которые помогают привлекать кадры, в том числе в малые населенные пункты: 14 региональных и 4 — федеральных. На мой взгляд, медицина больше всего нуждается в специалистах первичного звена. Если бы их было больше, то нагрузка на узких специалистов была бы существенно ниже. Мы, например, давно пытаемся объяснить, что с повышенным давлением не надо идти к кардиологу, а с сахарным диабетом II типа — к эндокринологу, потому что, по федеральному приказу, пациенты с такими диагнозами должны наблюдаться у терапевта. Но сейчас это ложится на узких специалистов, потому что именно терапевтов не хватает.
Школам — врачебные классы
— Лучше воспитывать специалистов со школьной скамьи… Появятся ли в Челябинской области врачебные классы?
— Да, мы недавно обсуждали, что у нас на Южном Урале открываются 100 агроинженерных классов. А чем хуже медицина? Поэтому уже готовится проект, который мы представим губернатору и определим первые школы, в которых мы сможем это реализовать.
Вкалывают роботы
— Как новые технологии и искусственный интеллект (ИИ) меняют медицину?
— С недавнего времени у нас в регионе появилась возможность записаться на прием к врачу через мессенджер MAX. Также ожидается, что по проекту на федеральном уровне через MAX пациенты смогут подписывать добровольное согласие на оказание медицинской помощи. Также у нас активно развиваются телемедицинские консультации — в этом году они вошли в программу госгарантий и теперь консультацию по видео можно будет получить бесплатно по полису ОМС. Но есть условие — это должна быть повторная консультация, а не первичная. Первично все же должен осмотреть врач. В скором времени система телемедицинской консультации также будет запущена через мессенджер MAX.
Внедряем мы в сферу здравоохранения и искусственный интеллект — допустим, у нас интегрировано двойное прочтение флюорографических и рентгенологических снимков, когда сравнивается мнение врача и искусственного интеллекта. Точность диагностики ИИ становится выше, сегодня достаточно часто мнение врача и аппарата совпадают. Также внедряем систему поддержки врача, когда на основе жалоб в процессе приема ИИ подсказывает специалисту, на какое обследование можно направить больного, как его лучше лечить.
— Как вы считаете, робот сможет заменить врача?
— В части обследований или исследований, наверное, это возможно. Хотя технологии и внедряются, сегодня врачи с осторожностью относятся к искусственному интеллекту. Все-таки искусственный интеллект — это искусственный интеллект, а клиническое мышление — это клиническое мышление. Пациента, конечно, нельзя стандартизировать. Есть какие-то типовые болезни, но встречаются и редкие, и здесь без специалиста, который может разобраться, не обойтись. Считаю, что в сфере здравоохранения робот будет выступать как помощник специалиста, а не его замена. По крайней мере, на нашем веку.









































