Укрепляя традиции культурного воспитания учащейся молодежи Магнитки: уроки прошлого в архивах

Город наш – Магнитогорск – по меркам жизни городов – молодой, всего 95 лет. Созданный энергией молодых сердец, он не имел как таковой родословной, – история писалась с чистого листа.

Нам известно, как задумывался и строился металлургический гигант, как палатки и бараки превращались в улицы и микрорайоны. А какой культурной жизнью был охвачен Магнитогорск? О цирке, театре, клубах, парке развлечений узнаем из истории и рассказов старших. О том, как формировался культурный облик, можно вспоминать, обсуждать, находить новые свидетельства.

Наш рассказ об учреждении дополнительного образования, с которым через известные «три рукопожатия» знаком каждый житель нашего города. Речь о Доме культуры трудовых резервов (сокращ. – ДК ТР, основан в 1943 г.), Доме культуры профтехобразования (сокращ. – ДК ПТО, переименован с 1960 г.), ныне (с 2016 г.) – Доме учащейся молодежи «Магнит» (сокращ. – ДУМ «Магнит»).

С 1940-х годов это учебное заведение было местом, где молодежь, призванная стать опорой страны – рабочим классом – пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, знакомились с театральным и цирковым искусством, с техническим творчеством. Для многих здесь состоялось первое настоящее знакомство с музыкой и литературой.

Участники проекта «Сохраняя память – возрождаем традиции», – это молодежь Магнитогорска в возрасте от 14 до 35 лет, увлеченная сохранением исторической памяти. В проект влились молодые люди разного возраста и профиля профессиональной подготовки, – это молодые педагоги, студенты МГТУ им. Г.И. Носова, студенты всех ПОО СПО Магнитогорска, школьники. Среди участников нет ни одного профессионального историка или музейного сотрудника, но есть те, кому интересно общение с ветеранами, кто любит работу с архивами, кого увлекает реставрационное фото и журналистика, а главное, – интерес к совместной деятельности по сохранению исторической памяти. На базе архива Дома учащейся молодежи «Магнит» они исследуют историю становления дополнительного образования системы профтехобразования.

Работа организуется командой проекта: руководителем проекта и педагогом-наставником Оксаной Клениной, методологом Оксаной Черных, педагогами-наставниками Екатериной Луневой и Ярославом Грудевым.

Исследуя архивы, перед нами – участниками и командой проекта – выстраивается образ рабочего, не только как профессионала своего дела, но и как культурного гражданина общества, стремящегося к самореализации. В архивах музея мы в каждом артефакте находим подтверждение тому, как профессионально и культурно был организован досуг молодежи, какого уровня и формата были мероприятия, начиная с 1943 года. Сложно не испытать гордость и уважение к таким поколениям, хочется брать с них пример.

Сегодня государство также стремится к развитию молодого поколения, и опыт прошлого, как нельзя кстати, дает нам лучшее понимание важности таких решений, позволяет исследовать многообразие культурно-воспитательных инструментов дополнительного образования.

В трудные предвоенные и военные годы нашей страны, когда опорой государства стал рабочий класс, государство много внимания уделяло всестороннему развитию и самореализации учащейся и трудящейся молодежи. Все это помогло поднять самооценку людей труда, укрепить дух народа. Сегодня государство также стремится к развитию молодого поколения, и опыт прошлого дает нам лучшее понимание важности таких решений, позволяет исследовать многообразие культурно-воспитательных инструментов дополнительного образования.

Трудовой подвиг рабочего класса в 1941-1945 годах стал возможен благодаря разительным переменам, произошедшим в воспитании будущих рабочих кадров, относительно предшествующего периода. Государство ставило задачу: не только обучить профессиональным навыкам, но и много внимания уделяло всестороннему развитию молодежи. Труд рассматривался как важнейшая ценность: созидателем, строителем мог стать только человек высокой культуры и образованности. Именно поэтому в растущем городе Магнитогорске было немало клубов и домов культуры. Но с началом Великой Отечественной войны в Магнитку прибывали подростки, многие из них с нелегкой судьбой – для них должны были быть созданы специальные условия.

История организации системы дополнительного образования трудовых резервов берет свое начало в 1940-х годах. С целью организации подготовки резерва квалифицированных рабочих кадров 2 октября 1940 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Образовываются ремесленные училища (РУ) и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). И уже в середине 1940-х появляется Дом культуры трудовых резервов. Первыми педагогами стали эвакуированные артисты театров и филармоний, артистка Киевской киностудии О.Б. Спитковская, директор Днепропетровской филармонии И.Б. Марияскин, солистка Череповецкой оперетты Н.Н. Карташова, в будущем заслуженный деятель искусств РСФСР.

Высокую планку подняли они для своих подопечных. В архивах Дома учащейся молодежи «Магнит» участники проекта находят историю славных коллективов: танцевальный коллектив под руководством Н.Н. Карташовой, а позже ее ученицы Т.И. Морозовой, хор под руководством Т.И. Мухачевой, акробатический коллектив Г.П. Наливайко, оркестры народных и духовых инструментов. Увидеть их выступления можно было не только в Доме культуры, который сначала располагался на Левом берегу Магнитогорска, по ул. Кирова, 84 (согласно поискам, это первое здание Дома учащейся молодежи «Магнит»), но и на городских площадках. Лучшие коллективы ДК ТР по приглашению выезжали в Москву для выступлений на площадках ВДНХ и Парка культуры и отдыха им. Горького.

Выступление акробатического коллектива (рук. Наливайко Т.Г., начало 1970-х гг.)

Всего в ДК ТР занималось 17 творческих коллективов в том числе: литературный, драматический, эстрадный, агитационный, историко-литературный, кукольный театр, кружки массовиков – затейников, художественного слова, шахматно-шашечный.

Отдел массовой работы ДК ТР занимался организацией городских смотров художественной самодеятельности и праздничных мероприятий для учащихся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения г. Магнитогорска. Коллективы ДК ПТО становились неоднократно победителями фестивалей и смотров городского, областного, зонального и всероссийского уровней.

Гордостью Дома учащейся молодежи «Магнит» в 1990-е – 2000-хтысячные годы были творческие коллективы, которые за высокий уровень подготовки детей получили звание «народных или образцовых коллективов Челябинской области» (в 2005 году ансамбль бального танца «Оникс» (рук. Л.В. Войтова), фольклорный ансамбль «Купала» (руководитель Н.В. Виноградова, концертмейстер О.В. Бусаева), в 2009 году – цирковой коллектив «Калейдоскоп чудес» (руководитель И.В. Горшкова); коллективы – неоднократные лауреаты областных, Всероссийских и Международных фестивалей и конкурсов: академические хоровые коллективы (руководители И.С. Кожевников, Н.Т. Ибрагимова), студия эстрадного вокала (руководитель Н.А. Федотова), театральный коллектив «Праздник» (руководители О.Г. Корчагина, Е.Г. Вечканова), клуб авторской песни (руководитель С.В. Володин).

В архиве ГБУДО ДУМ «Магнит» команда проекта нашла многочисленные альбомы с фотографиями коллективов и смотров художественной самодеятельности разных лет.

Большой интерес у команды проекта вызвали документы и папки со сценариями, методическими разработками ДК ПТО разных лет, которые при изучении поражают своей актуальностью.

Одно из ежегодных традиционных мероприятий с 1960-х до начала 90-х годов был праздник «Посвящение в рабочие». Вот, например, отрывок из рекомендаций к проведению праздника «День молодого рабочего»: «Праздник «День молодого рабочего», <…> – это прежде всего современный обряд <…>. Особое значение для действенности обряда имеет процесс сопереживания его участников, возникающий во время коллективного действия, т.е. возникновение общности переживаний и чувств как непосредственных активных «артистов», так и всех зрителей».

Одна из задач мероприятия «Привлечение (через театрализованное действие и литературно-публицистические диалоги) учащихся профессионально-технических учебных заведений к активной работе в коллективах научно-технического творчества молодежи, художественной самодеятельности, общественно-политических клубах <…>». Цель «<…> изменить тип общения с молодежью – общение-назидание «отцов» по отношению к «детям» должно уступить место общению-диалогу».

В 1970-е годы ДК ПТО продолжил работу по поднятию престижа рабочих профессий в форме тематических вечеров «Его величество рабочий класс», «Парни из наших училищ», «Рабочий, славным именем гордись!». Нас поразил размах, с которым они проводились. Эти мероприятия проходили для первокурсников профтехучилищ на открытых городских площадках – у памятника Первой палатки строителей Магнитки, у памятника В.И. Ленину на первой проходной ПАО «ММК», на площади МГМИ им. Г.И.Носова и на городском стадионе с привлечением представителей базовых предприятий: ММК, Трест Магнитострой, Калибровочный и Метизный заводы и др. Многочисленные фото архива ГБУДО ДУМ «Магнит» тому подтверждение.

Менялись формы взаимодействия с молодежью, но неизменным оставалось одно, – привлечь, а затем и увлечь, как можно больше молодых людей в творческую, спортивную, но, главное, созидательную, деятельность.

Одним из традиционных направлений работы ДК ПТО была культурно-просветительская деятельность среди учащихся ПТО совместно с городским обществом «Знание», Городским хоровым обществом, Городской прокуратурой, органами суда и правопорядка, военкоматом. Мы нашли отпечатанные программки разных лет клубов по интересам «Мужество», «Хозяюшка», «Ориентир», «Клуб выходного дня» (с демонстрацией кинофильмов), «Университет культуры», «Университет будущего воина», «Человек и закон», «Товарищ фильм» и многие другие.

Перед учащимися училищ выступали ведущие специалисты всех вузов Магнитки тех лет, – МГМИ им. Г.И. Носова, МГПИ, ММУ им М.И. Глинки, – на различные темы от законодательства и права до поэзии и музыки. Для учащихся ПТО, проживающих в общежитии, организовывались музыкальные и литературные гостиные. Все виды искусства «привлечены» были к воспитанию сознательной личности. Искусство слова ценилось всегда. Любовь к нему была действенной.

Каждый раз среди годовых отчетов мы видели приглашения посетить литературные вечера. Каждый месяц – новая тема и новый лектор. Мелким шрифтом указаны имена литераторов Магнитогорска, очень известных в нашем городе и за его пределами.

Среди ведущих – члены Союза писателей СССР Михаил Люгарин, Владилен Машковцев, Римма Дышаленкова, Александр Лозневой, Александр Павлов, Нина Кондратковская, критик-литературовед Олег Глебович Вилинский.

Организация и работа вышеперечисленных клубов вносила значительную лепту в нравственное воспитание учащихся, в том числе в вопросах семейного воспитания.

Вот небольшая цитата из конспектов клуба «Хозяюшка»:

«Немало причин могут вести к семейным разладам. В них могут быть повинны и муж и жена. Очень многое зависит от поведения и поступков жены, как хозяйки дома. В тех семьях, где жена истерична, груба, бесхозяйственная, ожидать хороших отношений трудно, недаром гласит пословица: «Жена сияет – весь дом сияет, жена грустна – весь дом погружен во мрак».

А как часто приходится видеть инфантильность сильного пола. Такой мужчина не в состоянии принимать самостоятельных решений, неспособен к действиям, долго «пережевывает» мысли и пасует перед трудностями.

Чаще всего это пробелы в воспитании».

Актуально?!

Главное – Дом культуры стал организатором необыкновенно интересных, наполненных смыслом, встреч. Да и как могло быть иначе? И все это участники проекта находят на фотографиях, на пожелтевшей бумаге сценариев и афиш …

Команда проекта вела поиск участников творческих коллективов прошлых лет. Их свидетельства создают более полную картину работы с молодежью.

Елена Геращенко, ныне педагог, в прошлом участница вокально-инструментального ансамбля под руководством Черныша Виталия Павловича.

– Первым впечатлением от знакомства с руководителем было – серьезный, даже немного грозный человек. Но когда Виталий Павлович начал разговаривать, я поняла, что человек просто очень ответственный и дисциплинированный, так как к своей работе он относится очень серьезно. Он пригласил нас заниматься в ансамбле, который впоследствии будет выступать на конкурсах, фестивалях, будет выезжать в загородные лагеря отдыха, играть на дискотеках.

Виталий Павлович объявил: «Говорю один раз: относимся к занятиям ответственно, без всяких опозданий. Дисциплина будет жесткой. Мне это не нравится, но будем работать много, поэтому время терять нельзя. Мы должны подготовить программу».

Мы, поняли, со всем этим согласились. И начались занятия. Нужно было буквально отчеканить каждую партию. Это большой труд! И большой труд со стороны Виталия Павловича. Потому что написать партитуру для каждого инструмента – сложно, этим у нас сейчас занимаются аранжировщики. И сейчас есть для этого электронные программы. – Сейчас я, как педагог, который этим занимается, могу оценить степень сложности: Виталий Павлович сидел за фортепьяно и прописывал каждую партию. Представьте: ноты для каждого инструмента – это огромнейший труд!

Полученными на занятиях навыками многие пользуются всю жизнь и с благодарностью вспоминают своих наставников. Вот что, например, нам рассказала Инга Боровинская, призер конкурса «Мисс весна» 1990 год.

– Подготовка велась очень серьезно. Задачей конкурса было превознести женскую красоту, показать уровень овладения профессией и продемонстрировать личные качества: умение говорить публично, представлять себя на сцене, умение двигаться и вообще достойно вести себя в любой обстановке. Нам, шестнадцатилетним, было очень страшно! Но многому, очень многому научил нас руководитель – Анатолий Павлович Барсуков. С тех пор осанка, дикция, соответствие внешнего вида содержанию какого-либо события – моя дополнительная опора в карьере, эти навыки просто сопровождают меня всю жизнь.

Разрабатывал и проводил мероприятия для молодежи и жителей города в новых, модных тогда, форматах (карнавалы, галла-концерты, фестивали, театрализованные праздники-шоу, в том числе и «Золотые костры Магнитки») режиссер культурно-массовых мероприятий, один из ярких педагогов Дома учащейся молодежи «Магнит», руководитель театрального коллектива Барсуков Анатолий Павлович.

Талантливыми педагогами всегда славилась система дополнительного образования студентов СПО. Нужен настоящий педагогический дар, чтобы увлечь 15-16 летних подростков. И руководителям это удавалось.

Вот воспоминания Галины Абрамовой, Александры Сергеевой, Елены Карповой, Ольги Бусаевой, – участников ансамбля «Купала». Наталья Викторовна Виноградова – идейный вдохновитель и создатель ансамбля, в 1990-е годы руководила коллективом народной песни в ДК ПТО.

– С Натальей Викторовной мы познакомились еще до студенчества. И не всегда тяга к музыке была сильнее «свободного времени».

– Сначала было обычное детское сопротивление, мы пытались укрыться от нее, она приходила за нами после уроков, буквально отлавливала нас. Но, как и потом, позже, так и в тот момент сыграл роль ее талант педагога: она умела сплотить, сдружить, дать ощущение, что мы что-то можем, принимаем решение. И нам было интересно!

– Мы посоветовались, и она решила, – это можно было назвать авторитарной демократией.

– И это нормально, – продолжает мысль Александр. – Мы уважали и уважаем Наталью Викторовну.

Фольклорный ансамбль «Купала» после выступления в г. Владимир (рук. Н.В. Виноградова, 2001 г.)

И таких воспоминаний у нас десятки. За фотографиями и методическими конспектами стоят люди, способные повести за собой, не жалеющие ни сил, ни времени для достижения результата, способные стать маяками для своих растущих подопечных.

Поиски людей, причастных к созданию системы дополнительного образования студенческой молодежи, нам помогали осуществлять наши уважаемые ветераны: Летучева Людмила Александровна, Избасарова Надежда Юрьевна, Войтова Лидия Васильевна, Сысоева Александра Гордеевна, Черныш Галина Александровна, Туряница Юрий Михайлович, Кожевникова Зоя Ивановна, Иванова Наталья Викторовна, семья Рекечинского Виктора Моисеевича. Интервью, встречи, личные архивы – все это очень помогает нам в нашей работе. Выражаем благодарность и надеемся на продолжение сотрудничества.

Сохранить все это, сделать достоянием широкой общественности, стать точкой притяжения, призван виртуальный музей «Сохраняя память – возрождаем традиции», реализуемый в современном формате в соцсети во «ВКонтакте» при поддержке Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

Р.S.: Команда проекта выражает благодарность организациям – партнерам проекта и иным организациям, оказавшим информационную поддержку: редакции газеты «Магнитогорский рабочий», Дому учащейся молодежи «Магнит», Магнитогорскому историко-краеведческому музею, Магнитогорскому государственному техническому университету им. Г.И. Носова, Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Магнитогорскому педагогическому колледжу, Политехническому колледжу, Магнитогорскому строительно-монтажному техникуму, Управлению культуры администрации города Магнитогорска.

К вопросу о становлении истории дополнительного образования системы среднего профессионального образования в г. Магнитогорске. По материалам архива Дома учащейся молодежи «Магнит».

Оксана Кленина, руководитель проекта, Оксана Черных, методолог проекта «Сохраняя память – возрождаем традиции», реализуемого при поддержке гранта Губернатора Челябинской области

Источник: https://www.mr-info.ru/

Топ

Лента новостей