Выделяют ключевые аспекты во взаимодействии с ребенком, попавшем под влияние экстремизма.
Известно, что для периода юности характерен повышенный интерес к различным вопросам — о смысле жизни, социальных ролях, самопознании. Данный этап в развитии любого человека имеет важное значение, так как именно в подростковом возрасте активно формируются мировоззрение, ценностные ориентации, «Я-концепция», гражданская позиция и качества духовно-нравственной личности. При отсутствии устойчивой системы взглядов или непонимания своего места в социуме появляется высокий риск попадания подростков под влияние идеологии экстремизма и терроризма ввиду психологической уязвимости, характерной для этого возраста. Произошло такое с ребенком или нет — каждому родителю нужно знать, как действовать в подобных жизненных обстоятельствах.
Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм — это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий», а в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из определений экстремизма является «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность».
Рискованные подростковые проблемы.
В современном мире вопросы безопасности с каждым годом приобретают все большую актуальность, когда различные проявления экстремизма и терроризма носят нарастающий и вовлекающий характер для социально и психологически неустойчивой молодежи.
Как правило, в молодежные неформальные объединения, имеющие экстремистскую направленность, попадают подростки со следующими проблемами:
- дефицит или отсутствие значимых взрослых в окружении;
- неуверенность в себе;
трудности с контролированием своих эмоций;
- повышенная агрессивность;
- озлобленность;
- нежелание добиваться каких-либо целей;
- стремление постоянно получать удовольствие, не прикладывая усилий;
- ощущение безвыходности.
Признаки того, что подросток попал под влияние идеологии экстремизма и терроризма.
- В речи все чаще появляются новые слова, обозначающие какую-либо идеологию или иерархию в военизированной системе; ненормативная лексика; клятвы или обязательства (например, «иншал-лах», «хлебом клянусь»).
- Поведение ребенка стало меняться в негативную сторону, он стал более грубым, резким и жестким, что никогда не было для него характерным.
- Резкая перемена в образе жизни. Предположим, родители знали, что у старшего школьника были вредные привычки (курение или употребление алкоголя), но в один момент без объяснения причин он отказался от них. Или все может быть наоборот, когда ребенок всегда старался придерживаться здорового образа жизни, а затем достаточно неожиданно появилось активное увлечение вредными привычками.
- Ребенок начал часто играть в компьютерные игры, где присутствуют постоянные насильственные эпизоды.
- На электронных девайсах, которыми пользуется подросток, стали появляться необычные приложения, фото- и видеоматериалы с экстремистско-политической информацией.
- Появляется высокая заинтересованность восточными единоборствами, силовыми занятиями, желание овладеть холодным оружием.
- Если говорить о мальчиках: можно заметить резкое проявление неуважения к женскому полу, принижение всего женского окружения.
- Изменение в гардеробе: девочка стала одеваться в длинную и мешковатую одежду, хотя до определенного момента могла надеть короткие юбки и футболки, майки, перестала краситься, пользоваться духами; мальчик начал носить все время темную одежду, отращивать бороду, перестал носить нижнее белье (например, мужчины-ваххабиты не носят его).
- На теле подростка стали появляться татуировки на арабском языке, которые он отказывается объяснять.
- В разговорах подросток все чаще затрагивает политические и религиозные темы, ссылается на каких-либо соответствующих авторитетов.
- Изменение характера, когда скромный подросток становится более агрессивным, вспыльчивым или в большей степени замыкается в себе.
- Смена окружения подростка, появление новых друзей, причем таких, которые могут быть намного старше его самого и с которыми он отказывается знакомить родителей; новые знакомые совсем не относятся к привычной для подростка среде.
Нужно отметить, что на любые нехарактерные для подростка перемены в его поведении и характере следует обращать пристальное внимание, так как зачастую даже по небольшим изменениям можно предотвратить воздействие идеологии экстремизма и терроризма на ребенка.
Какую психологическую поддержку родители могут дать детям, подвергшимся воздействию идеологии экстремизма и терроризма.
Необходимо принять ситуацию как факт, несмотря на то, что она может тяжело переживаться всеми членами семьи. Постоянное напоминание о негативном опыте, когда в голосе близких чувствуется осуждение и непринятие действительности («Да как же так!», «Ну почему ты?», «Почему ты такой?», «Чего тебе не хватало?!» и т. д.), только усугубит состояние подростка. В данном случае важно настроиться на психологическое восстановление и понимание четкого алгоритма по возвращению ребенка в реальный мир. Нужно также отметить, что родителям важно соблюдать спокойствие и проявлять любовь, уважение и интерес к его жизни, иначе подросток будет только больше дистанцироваться от близких, чего допустить нельзя. Дело в том, что как раз экстремистские и террористические организации имитируют любовь и принятие подростков такими, какие они есть, из-за чего зачастую юным мальчикам и девочкам кажется, что в таких объединениях их понимают больше, чем в семье.
Договориться о правилах общения, когда взрослые не употребляют критику и обвинения в адрес определенной идеологии, под влияние которой попал ребенок. Важно помнить, что слова «террористы», «сектанты», «преступники» могут только еще больше вызвать агрессию у подростка и нежелание идти на контакт. В то же время и для него должно быть введено правило отсутствия в речи пропаганды и навязчивых убеждений того или иного объединения.
Быть открытыми к диалогу с ребенком. Безусловно, взрослым может быть трудно адекватно реагировать на темы, связанные с различными идеологиями, но крайне важно, чтобы подросток продолжал чувствовать, что он остается для своих родителей по-прежнему дорогим человеком, которого готовы выслушивать в любых ситуациях. Именно в таких отношениях с близкими появляется желание открываться и взаимодействовать.
Говорить о ребенке как о личности. Одной из причин, почему подростки попадают под влияние идеологии экстремизма и терроризма, является искаженное представление о себе, когда ребенок не знает своих сильных качеств, достоинств, потенциала и возможностей, а «идеологические» объединения создают видимость того, что именно они способны раскрыть в нем смелость, силу и храбрость. В связи с этим именно родителям следует помогать ему понимать себя.
Узнавать про окружение своего ребенка. Здесь речь не идет о запрете в контактах с теми, кто не вызывает у вас доверия, иначе такие ограничения могут привести к более натянутым отношениям, а суть заключается в том, чтобы ребенок чувствовал, что родителям, интересен его круг общения. Можно спрашивать про его знакомых: «Как его зовут?», «Чем он занимается?», «Почему тебе нравится с ним общаться?», «А знаком ли ты с его родителями?», «Если хочешь, то можешь пригласить его к нам, чтобы мы познакомились» и т. д. В рамках подобного общения у родителей будет возможность понимать, с кем общается ребенок, и обсуждать с ним, почему с кем-то можно дружить, а с кем-то не стоит.
Научить ребенка умению выстраивать личные границы и говорить «нет», так как дети в подростковом возрасте не всегда могут распознать ложные и истинные намерения окружающих, и поэтому вербовщики всегда пользуются отсутствием умения среди подростков отказывать, говоря: «Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, то ты должен сделать…» или «Лучшие друзья всегда помогают». Вместе продумайте и пропишите дежурные фразы, которые можно использовать, если есть хоть малейшие сомнения по поводу каких-либо предложений.
Наблюдение за изменениями в характере и поведении ребенка, даже если они незначительные. Да, ему может не нравиться, что вы часто им интересуетесь, но всегда можно сказать, что вы очень переживаете за него, так как сильно его любите.
Смена места жительства (семьи или только подростка), когда иным путем снизить количество общения с его потенциально опасными знакомыми не удается. Очень часто расстояние в подростковом возрасте играет значительную роль в процессе установления контактов.
Если же родителям не удается справиться с проблемой самостоятельно, они всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения).
Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.