У нас сегодня не принято вспоминать, что во многом индустриализации СССР способствовали иностранные, чаще американские, специалисты и технологии.
В феврале 1930 года в Детройте был подписан небывалый контракт на 2 миллиарда долларов (сегодня это было бы более 250 миллиардов), по которому Альберт Кан должен был разработать проекты будущих советских предприятий. Читал у Михаила Ануфриенко фрагменты книги, что за три года Альберт Кан сконструировал и построил в СССР 570 объектов: танковые, авиастроительные, литейные и автомобильные заводы, кузнечные цеха, прокатные станы, машиностроительные цеха, асбестовую фабрику на Урале, Уралмаш, Уралвагонзавод, автозавод в нижнем Новгороде и еще много других. В их числе —
Сталинградский тракторный завод — его полностью построили в 1930 году в США, размонтировали, перевезли морем в СССР и вновь собрали на Волге под наблюдением американских инженеров. Потом был тракторный завод в Челябинске. В Москве был открыт филиал фирмы Кана Albert Kahn Associates, Inc. — «Госпроектстрой», ставший крупнейшей проектной фирмой в мире, где работали всего 25 американских инженеров и 2,5 тысячи советских.
Но работал в СССР не только Кан. Инженер Хью Купер спроектировал и построил 4 гидроэлектростанции, а потом помог создать Днепрогэс — на Украину тогда прибыло более тысячи строителей и монтажников из США, а всё оборудование гидроэлектростанции поставила General Electric. Компания Dupont de Nemours поднимала химическую индустрию СССР. Инженерно-конструкторская фирма Arthur McKee Company of Cleveland разрабатывала генплан Магнитогорского металлургического комбината, который был увеличенным вариантом аналогичного завода U.S. Steel в городе Гэри (штат Индиана). Потом, правда, проект передали советским инженерам. В создании предприятий бакинской и грозненской нефтяной промышленности участвовала компания рокфеллеровской группы Standard Oil of New York. Завод АМО (ЗИЛ) сначала производил грузовики по лицензии FIAT, а потом перешел на модель американского грузовика Autocar. Первый автосборочный конвейер в Нижнем Новгороде запустили в 1930 после соглашения с автомобильным королем Америки Генри Фордом. Страна жила и созидала: возводились заводы и города, ВУЗы тысячами выпускали инженеров, и их всё равно не хватало. Читал, что из 540 тысяч человек, получивших вузовские дипломы в годы первой и второй пятилеток, 418 тысяч были назначены на руководящие должности в первые три года работы…
А вчера вижу новость: суммы 1 трлн долларов достиг чистый отток капиталов из России в офшоры за последние двадцать лет. С момента перестройки эксперты называют сумму около 2 трлн дол. Представляете, сколько предприятий, дорог, мостов, школ и больниц можно было бы построить на эти деньги? Естественно, важно, чтобы деньги осваивали не такие же чиновники, как сидели в нашем Министерстве обороны.
Коррупция и несоблюдение законов, в том числе, теми, кто должен за их соблюдением следить. Два бича, от которых страдает наша экономика.
Именно на этом должны быть сосредоточены усилия нашего общества. Смотрю, чем занимается наша Госдума. Чем только не занимается. А должна заниматься этим.